«Развитие музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста по технологии А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской»
статья (старшая группа) на тему

Степкина Маргарита Сергеевна

Предлагаемый материал позволит познакомить педагогов с технологией развития музыкально-художественного восприятия старших дошкольников, повысит эффективность организации воспитателями художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников, будет способствовать развитию интеллектуальной и творческой инициативы педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx43.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Развитие музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста по технологии

А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской»

Составила: старший воспитатель Степкина М.С.

Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум. Не заглуши

Ее с годами буднями и бытом!

Она таится, в глубине светя

Порой в случайном слове,

в слабом жесте.

Ее имеют многие. Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

Е.Винокуров

Задачи семинара-практикума:

  • познакомить педагогов с технологией развития музыкально-художественного восприятия старших дошкольников
  • повысить эффективность организации воспитателями художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников
  • развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов ДОУ.

Категории кадров. Семинар-практикум проводится  для воспитателей групп дошкольного возраста.

Сроки семинара. Семинар-практикум состоит из 4-х занятий, сроки проведения – в течение полугода.

Рекомендуемая литература

  1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  2. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким) /Авт.-сост. Н. А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  4. Торошилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. Екатеринбург, 2001.
  5. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: ВЛАДОС, 2004.

План проведения семинара-практикума

«Развитие музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

по технологии А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской»

№ п/п

Тема

Форма

Задание участникам

Срок

Ответственные

1.

Теоретическое обоснование педагогической технологии:

  • цель и задачи педагогической технологии
  • условия реализации технологии
  • направления диагностики.

Лекция.

Беседа.

Провести диагностику по направлениям:

  • изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера
  • определение детских музыкальных интересов и предпочтений
  • выявление особенностей развития музыкальной эрудиции детей.

Составить аннотированный каталог по теме.

сентябрь

Старший воспитатель

Муз. руководитель.

2.

Этапы педагогической технологии:

  • 1-й этап – обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями
  • 2-й этап – обучение умениям выражения результатов восприятия музыки в различных видах художественно-творческой деятельности
  • 3-й этап – организация самостоятельной полихудожественной деятельности детей
  • ожидаемые результаты педагогической технологии.

Лекция.

Мастер-класс (практический показ совместной деятельности, обсуждение методики проведения).

Составить перспективный план работы по реализации педагогической технологии.

октябрь

Старший воспитатель

Муз. руководитель.

3.

Открытый просмотр детской деятельности:

  • анализ занятия по вопросам
  • оценка результатов детской деятельности
  • разбор педагогических ситуаций, возникших в ходе занятия.

Занятия; собеседование.

Составить конспекты занятий с детьми, творческих заданий, игр.

декабрь

Воспитатели.

Муз. руководитель.

4.

Подведение итогов семинара.

Презентация конспектов бесед с детьми, занятий, творческих заданий, игр. Блиц-опрос.

Проведение повторной диагностики по указанным направлениям.

Подготовка и оформление выставки детских работ.

февраль

Старший воспитатель

Воспитатели.

Муз. руководитель.

Занятие №2 Этапы педагогической технологии.

План проведения.

I. Этапы педагогической технологии:

  • 1-й этап – обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями
  • 2-й этап – обучение умениям выражения результатов восприятия музыки в различных видах художественно-творческой деятельности
  • 3-й этап – организация самостоятельной полихудожественной деятельности детей.

II. Ожидаемые результаты педагогической технологии.

III. Мастер-класс: практический показ проведения занятия по технологии А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской  «Путешествие в зимний лес» на педагогах, обсуждение методики проведения.

Ход занятия:

I. Этапы педагогической технологии

 Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя. Реализация технологии проходит в 3 этапа.

1-й этап

 Обогащаем музыкально-слуховой опыт детей в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями. Этап предполагает знакомство детей с различными музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П.Чайковского, А.Вивальди, В. Моцарта и др., дает возможность знакомить детей с музыкой, рассматривая ее через призму других видов искусства (живописи, литературы, хореографии), объединенных тематикой, созвучных по образному содержанию.

Первый этап работы состоит из 8 занятий. Каждое занятие включает:

  • Прослушивание музыкальных произведений, рассматривание репродукций картин, чтение художественной литературы.
  • Беседы с детьми:

- первичные беседы ориентированы на развитие целостного восприятия – определение эмоционально-образного содержания музыки, понимание детьми чувств, настроений, выраженных в музыкальном произведении;

- последующие беседы направлены на развитие дифференцированного восприятия – выделения выразительных средств с помощью которых создан музыкальный образ.

  • Музыкальные игры и игровые задания.

- игра «Музыкальные сыщики», в которой детям предлагается узнать ранее прослушанное произведение, назвать его;

- совместное художественное моделирование содержания музыкального произведения и его характера (характер музыки представлен на карточках рисунками-пиктограммами, а содержание музыки передано рисунком, соответствующим образу пьесы);

- задание на сравнение – нахождение аналогий в музыкальных произведениях и произведениях изобразительного искусства (настроение цвета и настроение звука, краски в живописи и тембры музыкальных инструментов).

В конце 1-го этапа проводится музыкальная викторина «Угадай-ка», позволяющая закрепить и актуализировать музыкально-слуховой опыт детей.

2-й этап

 Обучаем умениям выражения результатов восприятия музыки в различных видах художественно-творческой деятельности. Этап состоит из 5 занятий. Каждое занятие включает:

  • Прослушивание детьми музыкальных произведений.
  • Беседы с детьми, связанные с анализом музыкальных произведений.
  • Творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои музыкальные впечатления в творческой художественной исполнительской деятельности : в пластике, рисунке, через оркестровку и т.д.:

- «Сочини сказку» - сочинить рассказ, сказку, рожденную под впечатлениями от музыкальных образов;

- «Я танцую музыку»;

- «Оркестр».

В заключение второго этапа может быть проведено интегративное занятие, ориентированное на развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, углубление восприятия музыкальных, словесных, зрительных образов и умения отражать их в различных видах художественно-творческой деятельности.

3-й этап

 Организуем самостоятельную полихудожественную деятельность детей. Детям предлагаются аудиозаписи произведений русских и зарубежных композиторов, предметы для продуктивной деятельности (краски, карандаши, альбомы, пластилин, цветная бумага и пр.), атрибуты к двигательным импровизациям, ДМИ.

На данном этапе используются методы, активизирующие самостоятельную деятельность детей по отражению продуктов восприятия через различные виды художественной деятельности. Например:

- выставка детских работ «Музыка и мы»

- инсценирование музыкальных произведений «Мы танцуем музыку».

II. Ожидаемые результаты педагогической технологии

Дети:

Родители:

- положительная динамика в развитии музыкального восприятия;

- становление музыкальной эрудиции;

- развитие умений художественного восприятия музыки и отражение результатов восприятия в деятельности;

- развитие творческого воображения, творческих способностей

- повышение интереса к музыкальной деятельности детей;

- интерес к музыке

Воспитатели:

Музыкальный руководитель:

- активное участие в процессе развития музыкального восприятия детей;

- проведение интегративных занятий с использованием музыки;

- понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей

- организация различных форм прослушивания музыки;

- организация интегративных занятий и вариативная организация процесса восприятия музыки детьми

III. Мастер-класс: практический показ проведения занятия по технологии А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской  «Путешествие в зимний лес» , обсуждение методики проведения

Конспект интегративного занятия в подготовительной группе              «Путешествие в зимний лес»

Программные задачи:

  • Развитие художественного восприятия, ассоциативного мышления;
  • Развитие умений восприятия общего в художественных образах музыкальных и поэтических произведений;
  • Стимулирование детей к передаче воспринимаемых художественных образов в творческой деятельности.

Материалы к занятию: 

  • Кисти № 2,3;
  •  Гуашь, тонированная бумага разных оттенков;
  • Музыка для фона Г. Свиридов «Тройка»;
  • Музыка для слушания:  П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев».

Занятие проводят музыкальный руководитель и воспитатель.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель  загадывает загадку:

Он слетает белой стаей и вздыхает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке – румяный, под луною – голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь!

                                                           ( Е. Тарховская)

Дети: Снег!

Музыкальный руководитель: Каждому из вас приходилось разглядывать снежинку и любоваться её удивительной красотой.

С чем бы вы её сравнили?

Видели ли вы когда-нибудь одинаковые снежинки?

Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте, с чем сравнивают снежинки поэты.

 «…Снежинки – резвые малютки,

       Танцуют в воздухе кругом…»

                                                 (Н. Зорич.)

Воспитатель:

   «…Кружатся снежинки

         В воздухе морозном.

         Падают на землю

         Кружевные звёзды»

                                           (К. Бальмонт.)

Музыкальный руководитель:  

  «…Посмотри скорее, мама,

        Сколько с тёмных облаков

        Налетело к нам роями

        Белокрылых мотыльков»

                                              (Ф. Пестряков.)

Музыкальный руководитель: Какие прекрасные сравнения! А вы знаете, о прелестных кружевных снежинках можно рассказать на языке музыкальных  звуков, с помощью музыкальной интонации, окраски звучания разных музыкальных инструментов в оркестре. Слушая музыку, можно нарисовать в воображении настоящую снежную сказку или бурю, вьюгу, метель.

Воспитатель: Хотите отправиться  в лес, в зимнюю сказку? На чём мы туда доберёмся?

Дети: На санках, на лыжах!

Музыкальный руководитель: Тише!  «…Слышу звон бубенцов издалека, это тройки знакомый разбег…».Закройте глаза, представьте себе, что  вас с нетерпением ждёт тройка лошадей с резными санями… весело зазвенели на дуге колокольчики… устраивайтесь поудобнее, помчались…

Звучит «Тройка» Г. Свиридова, дети слушают музыку.

 

Воспитатель: Ребята, откройте глаза, мы  с вами приехали в зимний лес.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, на пушистых ветвях елей, на березах, вокруг лежит снег. Под солнцем он переливается, словно сокровища! Какая сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед нами. Давайте же её посмотрим.

(дети рассматривают картину «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э. Грабаря.)

Музыкальный руководитель: Я услышала, как вы ахнули в восторге! А почему? Что же вас так порадовало? Расскажите.

(беседа по картине)

Музыкальный руководитель: Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своём впечатлении от картины, которую  нарисовал нам  Игорь Эммануилович  Грабарь.

Воспитатель: Вот ещё одна картина, изображающая зимний лес.

(открывает стенд с картиной «Зима» И.И. Шишкина, даёт время детям её рассмотреть)

(беседа по картине)

Воспитатель: О чём  же нам рассказал художник?

Дети: О зиме, о лесе.

Воспитатель: Да, правильно. Как вы думаете, что удивило и порадовало его?

 

Дети: Много снега, деревья в снегу.

Воспитатель: Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега. Вокруг тишина. Только чуть поскрипывают под ногами смерзшиеся снежинки. И вдруг раздаётся музыка снежного вальса…

Звучит музыка П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

(слушание музыки.)

Музыкальный руководитель: Какое настроение создал у вас снежный вальс?

Дети: Радостное, воодушевлённое.

Музыкальный руководитель: Какими вы видите лес, снег,  небо?

Дети: Лес заснеженный,  пушистый снег спускается  с неба, небо пасмурное, небольшая метель.

Музыкальный руководитель: Какие звуки вы услышали в зимнем лесу?

Дети: Звуки падающего снега, белочка прыгает.

Музыкальный руководитель: Оказывается, звуки музыки могут поведать нам о многом. Мы слушали «Вальс снежных хлопьев», композитора П. И. Чайковского. Это музыка из балета. А если бы вы придумывали танцы для балета, во что бы вы одели снежинок?

Дети: В белый цвет!

Музыкальный руководитель: Какими бы были их движения?

Дети: Плавные, кружащиеся, спокойные.

Музыкальный руководитель: Вы хотите превратиться в снежинок?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Давайте с вами потанцуем, будто мы снежинки!  Посмотрите, я приготовила вам атрибуты, используйте их в своём танце.

Музыка звучит повторно, дети импровизируют танец снежинок.

Музыкальный руководитель:  Теперь представьте, что вы художники и хотите передать свои впечатления о музыке красками, но … для этого нам надо вернуться в детский сад. Сани нас ждут.

Звучит музыка Г. Свиридова «Тройка»

Дети подходят к столам, на которых разложены принадлежности  для рисования.

Звучит «Вальс снежных хлопьев», дети рисуют свои впечатления.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, как  по-разному  вы  нарисовали свои впечатления о музыке, которую вы услышали.

Работы детей вывешиваются на стенд, дети их рассматривают.

Музыкальный руководитель: Каждое время года прекрасно по-своему, и о каждом времени года композиторы сочиняли красивую музыку. Я сегодня дарю вам диск с музыкой о временах года, чтобы вы, когда захотите,  могли очутиться в зимнем, летнем, осеннем лесу и насладиться красотой природных звуков. Это диск «Времена года» Петра Ильича Чайковского. До свидания, ребята, приятно было с вами познакомиться.

                                                                                                     Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

ИНТЕГРАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1). Формировать у детей представления о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе; умение анализировать свои поступки, чувства, мысли, желания. Бережно от...

«Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

В статье вы узнаете как с помощью нетрадиционных приемов быстро и интересно развить мелкую моторику рук у детей страршего дошкольного возраста....

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время проблема восприятия художественной литературы  по-прежнему актуальна.Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО п.2.6) направлен...

«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....