Главные вкладки

    Театрально-игровая деятельность в детском саду
    календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Бурка Людмила Викторовна

    1. Значение театрально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста.

    2. Основные формы проведения театрально-игровой деятельности в детском саду.

    3. Классификация театрализованных игр

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar.docx65.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар для воспитателей:

     «Театрально-игровая деятельность в детском саду».

    План семинара

    Занятие 1


    1. Значение театрально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста.
    2. Основные формы проведения театрально-игровой деятельности в детском саду.
    3. Классификация театрализованных игр.
    4. Особенности организации театрально-игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте:
    • Формирование позиции «зритель».
    • Освоение игры-драматизации и режиссерской игры детьми младшего дошкольного возраста.
    • Организация театрально-игровой среды для малышей.

                                                       
     Занятие 2

                             Особенности организации театрально-игровой

                                             деятельности в средней группе

    • Особенности театрализованной игры в жизни детей средней группы.
    • Специально организованная с детьми театральная деятельность (Первый театральный сезон).
    • Предметно-развивающая среда - главное условие разнообразной театрально-игровой деятельности.
    • Роль родителей в стимуляции театрально-игровой деятельности детей.

                                                       Занятие 3

                             Особенности организации театрально-игровой

                                         деятельности в старшей группе

    • Театрализованная игра в жизни детей старшей группы.
    • Специально организованная с детьми театральная деятельность (Второй театральный сезон). 
    • Предметно-развивающая среда - главное условие разнообразной театрально-игровой деятельности.

                                                        Занятие 4

                                    Организация театрально-игровой деятельности в

                                                  подготовительной группе

    • Театрализованная игра в жизни детей подготовительной группы.
    • Специально организованная с детьми театральная деятельность (Третий театральный сезон).
    • Предметно-развивающая среда - главное условие разнообразной театрально-игровой деятельности.
    • Приобщение старших дошкольников к театральной культуре.
    • Интеграция театрально-игровой деятельности с различными видами искусства 

    1. Значение театрально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста. 

    2. Основные формы проведения театрально-игровой деятельности в детском саду.  

    3. Классификация театрализованных игр.


     Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных сфер искусства.

    • Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость.
    • Возможность пофантазировать имеет большое значение для развития его художественных способностей. Ведь действия происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации.
    • Особое место театрализованная деятельность занимает в эмоциональном развитии ребенка. Дети понимают эмоциональные состояния других людей, устанавливают связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом по поводу художественного образа создает благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние и даже предвидеть его.
    • Эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют не отвлекаясь, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они еще более организованны на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей и т. п.).
    • Дети в процессе театрально-игровой деятельности стремятся к взаимопониманию, сотрудничеству. Такого рода общение имеет большое значение для личностного развития ребенка, позволяет по-новому подойти к работе над ролью и добиться значительных успехов.
    • Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование по логопедической ритмике, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование и прочее).


         В дошкольном возрасте у детей в процессе театрально-игровой деятельности развиваются специальные игровые умения: 
    ^ Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
    ^ Вторая группа умений обеспечивает становление позиции "артист", включающей умение использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою. 
    ^ Третья группа умений - освоение позиции "режиссер-сценарист", т.е. умение создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению в режиссерской игре, воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
    ^ Четвертая группа умений позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя-костюмера", т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр. 
    ^ Пятая группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры, использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу.

        Часто развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
       
    Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Педагоги заучивают с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
        Вторая тенденция - отсутствие внимания со стороны воспитателя к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствие - отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. 
       Термин "театрально-игровая деятельность" содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.

       Театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
    • как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
    • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. 

     
      Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра является одним из видов творческих (или сюжетно-ролевых) игр в дошкольном учреждении. 
        Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.
       Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. 

     
     Предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой. 

       Дифференциация театрализованных игр 
    по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам Е.Л. Трусовой. 

        В ряде исследований театрализованные игры классифицируются 
    по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. 
         Театрализованную игру
    Л.В. Артемова делит на две группы: игры-драматизации и режиссерские. 

                Классификация театрализованных игр (Л.В. Артемова)

         Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Здесь дети - артисты. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). 
       В
    игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. 
        Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. 
    Виды драматизации:

    • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; 
    • ролевые диалоги на основе текста; 
    • инсценировки произведений; 
    • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; 
    • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. 

        Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы:

    • Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. 
    • Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. 


    Правила драматизации :
        Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему. 
       Правило всеобщего участия. В драматизации могут участвовать все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. 
     
    Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка - см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. 
        Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать? 
        Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? 
     
    Правило наполняемости предметно-игровой среды. Среда (элементы костюмов, маски, декорации и пр.) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему. 
       
    Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе. Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей. 


        В режиссерской игре
    "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами".
        «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. 
        Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. 
       В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста. 
        Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. 
         Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.). 

    • Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. 
    • Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. 
    • Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи. 
    • Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. 
    • Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. 



     
     Игра-драматизация и режиссерская игра входят в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры. 

                  Работа с детьми младшего дошкольного возраста.


             Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации. 
          Восприятие театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида - кукольного театра. 
         Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию. 
         В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий. 
       Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в который включается ребенок.
    Ступени работы следующие. 
       
    * Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). 
        * Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). 
       
    * Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). 
        * Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки"). 
        * Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька... ", "Заинька, попляши... ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег"). 
       * Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3.Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами"). 
     
     * Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя"). 
       * Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса"). 
     
    * Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок"). 
         У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка... ", "Тилибом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок") Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. 
       
    Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений: 

        Первая группа умений связана с освоением позиции"зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам"). 

        Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре. 

        Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д. 
        Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.). 

                           Работа с детьми среднего дошкольного возраста.

    В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. 
       
    В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность. 
         Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок. 
       В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность. 
        Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
    Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются: 
    * многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка"); 
    * игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых"; 
    * постановка спектакля по произведению. 

    Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.). 

    Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница"), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин"). 

           Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников. 

        Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции "зритель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее "на сцене", отвечать на обращение "артистов", благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-"артистов"). 

         Вторая группа умений связана ссовершенствованием позиции "артист".Главным образом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

         Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению. 

    Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями"оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры. 
       
    Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры. 
         Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста. 

                                           ПЕРВЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

        Наблюдения показали, что при распределении ролей дети пятого года жизни еще не в состоянии оценить свои возможности и поэтому каждый готов к исполнению главной роли. Неравноценное распределение ролей болезненно воспринимается детьми, которые понимают, что, например, в инсценировке сказки «Красная Шапочка>> роли девочки, волка, бабушки, лесорубов и др. более значимы, чем роли деревьев. Если такое распределение повторяется от спектакля к спектаклю, то может стать одной из причин различного развития детей в театрализованной деятельности. Кроме того, к этому отрицательно относятся многие родители. Поэтому первый театральный сезон строится на репертуаре, в котором принимают участие все дети группы, действуя в одинаковых ролях.
        Это фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.
        Широкое использование в детском репертуаре поэтических произведений имеет большое значение. По образному выражению И.П. Токмаковой, именно поэзия является для ребенка необходимым «витамином» духовного развития и способствует развитию воображения, фантазии.
       Но поэтические произведения не должны ограничивать творчества воспитателей. Каждый педагог может создать репертуар по своему усмотрению.
    Работа над ролью осуществляется следующим образом.

    • Педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно читает его.
    • Интересуется, понравилось ли оно детям или нет. Получив утвердительный ответ, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает.
    • Затем кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), вновь выразительно читает произведение, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились.
    • Далее анализируются события, которые описаны в произведении, и формируются интерес и желание участвовать в их сценическом воплощении, приняв на себя определенную роль.
    • После распределения ролей педагог побуждает детей представить внешний вид действующих лиц, их поведение, отношение к другим персонажам и т.п. (Какой твой котенок: веселый или грустный?Как он выглядит?)Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценируемого произведения педагогом вместе с детьми.
    • Воспитатель объясняет детям, что изобразить котенка на сцене им поможет маска. Каждый ребенок получает заготовку и раскрашивает ее в соответствии с тем, каким он себе представляет своего героя (черным, рыжим, полосатым и т.п.).
    • В заключение проводится репетиция спектакля. Дети используют изготовленные атрибуты и действуют в них согласно тексту.


        Эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей, поэтому очень важным моментом является выбор времени постановки спектакля. Оптимальным временем мы считаем пятницу, вторую половину дня, так как это будет удобно для большинства работающих пап и мам. Спектакли могут проходить как в групповой комнате, так и в зале. По возможности сделайте в группе стационарную сцену с занавесом или портативную, которая легко складывается. Сцена может быть обозначена шнуром, выложена из строительного материала и т.п.
         После того как зрители займут свои места, педагог торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение, можно использовать «живую» музыку (звон колокольчика; сыгранная на металлофоне, дудочке мелодия и т.п.) или включить звукозапись.
        Затем воспитатель называет инсценируемое произведение, его автора и представляет действующих лиц, т.е. каждого ребенка. Кратко рассказывает о том, где происходит действие, описывает внешность и характеры персонажей.
        Во время спектакля должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения: недопустимо одергивать детей, корректировать их действия.
        По окончании инсценировки педагог вновь торжественно представляет каждого ребенка зрителям: «В спектакле роли исполняли замечательные артисты нашей I группы: Олечка Михнева ... и т.д.» Родители должны наградить каждого бурными апплодисментами.
         Зрители также доставят огромное удовольствие «артистам», выразив желание еще раз, на бис, посмотреть спектакль.
        Выступление может состоять из нескольких коротких инсценировок.
        По окончании спектакля реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.

                                Работа с детьми старшего дошкольного возраста.

            Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. 
         Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности. 
         
    Старший дошкольный возраст - период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями.
          Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения. На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения. 
         Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось? «. Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов. 
         Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа. 
         Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога - научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто». 
         В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка. 
         У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию. 
         Дети - «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь. 
        Дети - «режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию. 
         Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. 
          Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности. 

           Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.) 
        В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол. 
         
    Усложняются тексты для постановок Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. 
         Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля. 
         У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций. 
       
    Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика". 
         Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. 

        Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей. 
       
    Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр. 
        Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки. 
        Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения. 
        Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры. 
        Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка. 
         Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению. 
         Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности. 
         Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). 
         Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений. 
          Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов». 
         С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста. 

                                       
    ВТОРОЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

    Работа с детьми 5-6 лет строится в два этапа:
    Первый подготовительный этап рассчитан на неделю
    (от пятницы до пятницы).
        Дети знакомятся с содержанием инсценируемого произведения, изготавливают костюмы, кукол и атрибуты, работают над ролью.
         Известный отечественный режиссер Е. Вахтангов считал, что сценическое искусство возникает только тогда, когда актер принимает за правду то, что он создал своей фантазией. И очевидно, что осуществить это маленькому ребенку гораздо проще не на содержании инсценировок, предложенных взрослыми, а на личном опыте, собственных представлениях об окружающей действительности.
         Поэтому второй театральный сезон рекомендуется построить на репертуаре, в который войдут спектакли, придуманные самими детьми.
         Создавая целостный сюжет из предложений детей, педагог должен учитывать требования к распределению ролей: независимо от способностей каждый ребенок участвует в спектакле. Роли подбираются равноценные, но с правом выбора образа, характера героя.
         Творческая деятельность ребенка затруднена из-за особой сложности выразительных средств, характерных для театрального искусства, поэтому подготовку к спектаклю следует начинать с изготовления деталей костюма, маски или куклы (если ребенок участник кукольного спектакля).
        При создании образа используются навыки, полученные детьми на образовательной деятельности по ИЗО и художественному труду.
        Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит дошкольников к пониманию того, что, например, для накидки куклы надо выбирать цвета, соответствующие ее характеру. При этом очень важно избегать навязывания цветовых шаблонов (например, если человечек из конусов злой - значит, цвет его одежды должен быть черным, а если добрый - то светлым и т.п.).
         Затем от изобразительных средств следует перейти к обдумыванию движений. 
    (А как твой герой, твоя кукла двигаются?) Для этого педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик выделяет подгруппы персонажей, например смелых, решительных «зайцев»; добрых, важных; «обыкновенных» трусливых и т.д. После этого дается обобщенная характеристика движений каждой подгруппы, например: «Высоко подняв мордочки, смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (сложены за спиной) и т.д.» И в заключение детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движения своих персонажей.
          Работа над выразительностью речи также проводится по подгруппам. Выбор интонации зависит от образа и характера героя. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то говорить будут громко, глядя прямо в глаза собеседнику и т.п.
         Каждому из детей, кто сможет добавить к общей характеристике что-нибудь новое, детский коллектив должен выразить благодарность в виде аплодисментов.
          На втором этапе проводятся репетиции, на которых педагог продолжает стимулировать детей к дальнейшим творческим поискам. («А что вам удалось придумать нового, интересного для своей роли? Что будет нести твой герой?А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» и т.п.)
         При работе над ролью следует руководствоваться указанными выше рекомендациями для детей 4-5 лет.
         В зависимости от желания дошкольников и их заинтересованного участия в театрализованной деятельности во второй половине учебного года можно каждую пятницу играть не одну, а две и даже три инсценировки. Начинать следует с новой, а для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.
         Очень важно, чтобы костюмы, атрибуты, куклы были предоставлены в течение всей последующей недели в постоянное пользование детям.

                                        ТРЕТИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

         Работа с детьми 6-7 лет проводится ежедневно, во второй половине дня, и осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.
       
    Первое направление – образовательная деятельность  на развитие внимания, воображения, движений детей.
        С одной стороны, очень важно сохранить богатство, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники. Как это сделать? Предлагаем начать со специальных упражнений.

    Упражнения на напряжение мышц:

    • «рубить» дрова;
    • волочить «тяжелый» ящик;
    • нести очень «тяжелый» чемодан;
    • дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п. 


    Упражнения на расслабление мышц:

    • «заснуть» на стуле;
    • сидя на стуле, «смахнугь» с кистей рук капли воды;
    • сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо - свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.


    Упражнения на развитие воображения:

    • передавать друг другу веревку, произнося слово «змея»;
    • передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
    • передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.


    Второе направление - работа над ролью. Как она строится?

    • Знакомство с инсценировкой: о чем она? Какие события в ней главные?
    • Знакомство с героями инсценировки:
      - составление словесного портрета героя;
      - фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
      - сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
      - анализ придуманных поступков;
      - работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке; мимики, интонации;
      - подготовка театрального костюма;
      - использование грима для создания образа.

                    В работе с детьми 6-7 лет рекомендуем использовать:

    • инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;
    • спектакли на основе содержания, придуманного детьми («Новогодняя сказка», «Подарок Деду Морозу», «Поздравляем мам»);
    • инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок. 

                                        Как распределить роли?


           По мнению Л.П. Стрелковой, роль положительного персонажа желательно дать ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Если ребенок отказывает ся, то педагог не настаивает и предлагает другую роль, а на эту вызывает «добровольцев» либо берет ее сам.
          Автор отмечает, что одни дети формально исполняют отрицательную роль, другие с нескрываемым удовольствием вживаются в образ. Воспитатель здесь должен особенно внимательно наблюдать за тем, не вносит ли ребенок в роль свое личное отношение к сказочным ситуациям, которые аналогичны жизненным. Отметив пристрастное отношение к отрицательной роли, педагог, пользуясь косвенными методами руководства игрой (например, выступая в качестве одного из персонажа), осуждает персонажа-злодея, а также выясняет отношение к этой роли ее исполнителя.       Здесь особенно важны отклики зрителей, которым не нравятся действия персонажа и соответственно игра «артиста».
         В театрализованной деятельности детей данного возраста важная роль принадлежит музыке, поэтому репертуар третьего театрального сезона предоставляет огромные возможности для творчества музыкального руководителя.
         Выступления готовятся к определенным праздникам и не требуют еженедельного присутствия родителей.
          В ходе работы дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

    http://vmeste.opredelim.com/docs/28900/index-101296.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

    Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

    Театрально – игровая деятельность в детском саду

    Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театрализованной деятельность - это развитие творческих способностей детей. Выбор был сделан на творческих играх по сюжетам литературных произведени...

    Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

    В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

    Театрально-игровая деятельность в детском саду

    Методическая разработка по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя упражнения, консультации, театрализованные игры, игры-драмматизации, а также перспективное планирование театрали...

    Театрально – игровая деятельность в детском саду.

    Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. Театрализованная иг...

    Театрально-игровая деятельность в детском саду. Идеи изготовления театров своими руками.

    Сложно переоценить значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника.Дети 3-7 лет очень любознательны, они с большим желанием стремятся познать окружающий мир. В этом им может помо...

    Театрально-игровая деятельность в детском саду

    Для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста большое значение имеет игра. Одним из важнейших видов игр является театрализованная игра. Играя в театрализованные игры дети развивают речевые, ...