Главные вкладки

    Театрально – игровая деятельность в детском саду
    статья (старшая группа) по теме

    Полянина Марина Ивановна

    Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театрализованной деятельность - это развитие творческих способностей детей. Выбор был сделан на творческих играх по сюжетам литературных произведений. Такие игры предполагают знание детьми текста литературного произведения, импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшее психо­логические функции. Театрализованные игры развивают личность ребенка, при­вивают устойчивый интерес к литературе, театру совершенствуют артистические навыки детей в плане переживания и перевоплощения в образе, побуждают их к созданию новых образов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teatralno-igrovaya_deyatelnost_v_dou.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрально – игровая деятельность в детском саду

    Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театрализованной деятельность - это развитие творческих способностей детей. Выбор был сделан на творческих играх по сюжетам литературных произведений. Такие игры предполагают знание детьми текста литературного произведения, импровизацию

    словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшее психологические функции. Театрализованные игры развивают личность ребенка, прививают устойчивый интерес к литературе, театру совершенствуют артистические навыки детей в плане переживания и перевоплощения в образе, побуждают их к созданию новых образов.

    В настоящее время я работаю с детьми средне-старшей группы. Руководствуюсь программой Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович "Театр-творчество-дети". В программе выделено два типа задач.

    Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных особенностей ребенка.

    Второй тип - образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощ ении. Ознакомившись с программой "Театр- творчество -дети",а также с рядом статей Н.Ф.Сорокиной по театрализованной деятельности, опубликованных в журналах "Дошкольные воспитание" был составлен перспективный план занятий. В план были включены занятия по обучению детей приемом кукловождения настольных и верховых кукол, кукол - марионеток, знакомство с теневым театром, игры-драматизации, работа над этюдами. Театральные занятия проводятся два раза в неделю. Занятия начинаются с техники речи -артикуляционная гимнастика, чистоговорки, разминка пальцев, ритмические движения, работа над этюдами. Занятия могут проходить со всей группой детей или по подгруппам. Так, например, занятия по знакомству с художественным произведением, работа над этюдами проводится со всей группой, на репетиции беру часть детей, которые непосредственно участвуют в спектакле.

    Какова же роль игр-драматизаций в развитии творческих способностей детей. Драматизация дает возможность ребенку проявить себя в различных видах /драматизации/ творчества-песенном, танцевальном, игровых.

    Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать ему необходимые знания и умения.

    Образ рождается из действий персонажа, мимики, интонации и содержания реплик. Поэтому в первую очередь обратила внимание на уровень речевого развития детей. Обследовав речь детей, дети с плохим звукопроизношением были направлены к логопеду. На занятиях по развитию речи уточнялось и  закреплялось  правильное произношение звуков в чистоговорках, скороговорках. Дети упражнялись в умении регулировать силу голоса /громко, тихо, шепотом/в произношении фразы в различном темпе Учились связно, последовательно, выразительно пересказывать сказку. Особое внимание уделялось сочинению историй, сказок по показу игрушки, придумывали конец сказки, начатой воспитателем, изменяли сюжет знакомой сказки, вводили новые персонажи. Самые интересные придуманные детьми истории записывали, чтобы потом их обыгрывать. Такие сказки хоть и не складны но ценны тем, что они возникают в процессе детского творчества.

    Чтобы движения ребенка в сказке были более красивыми и выразительными   был составлен комплекс ритмической гимнастики. .Цель такой гимнастики- учить двигаться   ритмично в соответствии с характером музыки, формировать правильную осанку ,умение выполнять движения осознанно и красиво. На первом       этапе ставили задачи:  выявить способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество. Непросто ребенку передать характер литературного героя: хитрой лисы, неуклюжего медведя и т.д.И  в этом нам помогает работа над этюдами. В этюдах дети постигают основы актерского мастерства. Использовала этюды из книги "Психогимнастика"/Чистякова М.  Психогимнастика М.1990/,из журналов "Дошкольное воспитание"предлагаемые Н.Ф.Сорокиной, упражняя детей в выразительности жеста используя этюды:

    1. /отдай/  кисти рук держать горизонтально ладонями кверху/

    2./уходи /кисти рук держать вертикально, ладонями наружу/

    3./ я не знаю /приподнять брови, опущены уголки рта, приподняты плечи, руки разводятся, ладони раскрыты/

    Упражняли выражать внимание, интерес, сосредоточение в этюдам:

    1./лисичка подслушивает у окна избушки/голова наклонена в сторону, подставляет ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуприкрыт: Поза: нога выставлена вперед/

     2./раздумье/руки сложены на груди/

    Учим детей радоваться в этюдах:

    1. /первый снег/откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице улыбка/

    2./встреча с другом/объяснение, улыбка/

    Учим выражать страдания, печаль:

    1./золушка/поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка/

    Выражали гнев в этюдах:

    1/сердитая комка/брови сдвинуты/

    2/Разъяренная медведица/сдвинутые брови, сморщенный нос, рычание, тело дрожит/

     Упражнения в выражения страха:

    1/Гроза/голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы отгораживаю от лица страшное зрелище/

     Этюды на выражение вины и стыда:

     1./провинившийся/голова наклонена вперед и втянуты в плечи, плечи приподняты, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела.

    Мимика: брови идут вверх и сдвинуты, уголки губ опущены/

    В этюдах дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей .Это помогает избежать затруднений в общении со сверстниками и со взрослыми. Работа над этюдами развивает ребенка ,дает ему необходимые навыки для создания образа.

    Так, например, чтобы создать образ ленивого кота в стихотворении "Лежебока рыжий кот", работали над этюдами "Шалтай-болтай", в котором учили детей расслаблять мышцы тела. Обыгрывали потешки, авторские стихи /Барто, Маршака/ хорошо знакомые детям произведения"Репка"/'Колобок"»"Теремок" и т.д

    Работу начинали с чтения и обсуждения текста. Чтобы дети лучше поняли смысл художественного произведения, использовали фланелеграф, настольный кукольный театр. Особенно куклы помогают детям среднего дошкольного возраста, так как одних связывает, сковывает робость, стеснительность, других подводи нечистая речь, плохая память, рассеянность. Ребенок, пересказывая сказку с помощью кукол, лучше запоминает текст, импровизирует диалоги, подбирает диалоги, подбирает выразительные интонации. Ребенок как бы готовит себя к более высокому уровню театрального творчества, когда дети начинают принимать  участие в создании театрального спектакля. Необходимо, чтобы каждый ребенок разобрался в характерах персонажей. Так, например, как мы работали над созданием сказки "Заюшкина избушка".На первом занятии мы еще раз познакомились со сказкой, характеризовали душевное состояние и настроение героев сказки. Учились пересказывать сказку, используя фланелеграф. На втором занятии дети работали над созданием выразительных образов зайца и собаки. Беседовали о душевном состоянии зайчика, когда его выгнала лиса. Как мог идти грустный зайчик/он плелся, медленно передвигая ноги/,в каком положении находились руки/висели вдоль туловища,/голова опущена, брови /сдвинуты, чуть приподнята/ губы /опущены уголки губ/. Дети упражнялись в показе движений, позы, мимики, подбирали выразительные интонации. Также беседовали о душевном состоянии собаки, собака испугалась, поэтому дети упражнялись в выражении страха. После этого вызывались желающие дети проинсценировать встречу зайчика с собакой .Аналогично проводились занятия по созданию образа медведя, петуха, лисы. В конце каждого занятия спрашивала у детей, чей зайчик или лиса, медведь и т.д. понравились больше всех. Поощрялись дети за самостоятельность в выборе выразительных средств для создания образа. Не у всех получается тот или иной образ. Дети средней группы стараются добиться определенного результата, однако не у всех получается одновременное проговаривание текста и игровые действия. В старшем дошкольном возрасте ребенок достигает известной синхронности между словом и жестом. Таким образом, дети пробовали себя во всех ролях и одновременно сами же выбирали героев сказки среди детей. После этого мы приступаем к репетициям. Важнейшим в театральных играх является процесс репетиции.  Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Детям просто предлагаю поиграть в сказку, сохраняя характер сюжетно-ролевые игры. Во время репетиции, основываясь на хорошем знание текста, ребенок самостоятельно ищет выразительные образы своего героя, используя мимику, жесты, позу, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Если же произведение авторское, то текст мы учим на первом занятии На репетициях дети друг другу подсказывают слова, у кого то я спрашиваю: "Что здесь можно сказать?....Любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников. Так играя роль лисы в сказке Заюшкина избушка Даша А. предложила: "А   давайте я и петуха выгоню? Я с ней  согласилась,  дальше САША Ф. играл роль зайчика, он предложил: иА давайте  придет волк, он же друг лисы и мы с ним что-нибудь придумаем",  Вышел Вадик Ш.: в роли волка и дети сами сочинили и обыграли вот такой диалог.

    Волк: А это кто здесь плачет? Это ты косой?

    Заяц: Да, это я, волчок.

     Волк: А чего ты здесь сидите.

    Заяц: Меня лиса выгнала. Ты друг лисы, помоги.

     Волк: да

    Заяц: Помоги мне обмануть лису?/Думает/

    Волк: А давай скажем, что на поле много мышей, лиса их любит./Подошел к домику./

    Лиса: А на поле много мышей,  ты не хочешь покушать?

    Лиса: Где?/

    Лиса уходит, а заяц с волком поселяются в домике. Возвращается лиса, прости меня зайчик, я так больше не буду.

     Заяц: Ладно, Лиса, прощаю тебя.

    Такие импровизированные сказки, истории, которые сочиняли дети я записывала в альбом "Творческие рассказы детей".В свободное время дети любили слушать "свои сказки". Все это побуждало ребенка придумывать истории собственного сочинения. В процессе репетиции мама-кошка в ожидании котят напевает мелодию знакомой песни, лиса поет песенку и танцует перед домиком зайчика и т.д.Таким образом на репетициях дети проявляют себя не только в игровом ,но и в песенном и танцевальном творчестве.


    .

    Список литературы.

    1.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с.

    2.Гурович Л. и др. Ребенок и книга. Спб., 2005.

    3.Н.В. Дурова Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей, родителей. – М.:Мозаика-Синтез, 2000.

    4. С.Ю. Кондратьева. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.  

    5.Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. Минск. 2001.

    6.Ушакова  О.Г.  Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

    Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

    Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

    В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

    Театрально-игровая деятельность в детском саду

    Методическая разработка по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя упражнения, консультации, театрализованные игры, игры-драмматизации, а также перспективное планирование театрали...

    Театрально – игровая деятельность в детском саду.

    Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. Театрализованная иг...

    Театрально-игровая деятельность в детском саду. Идеи изготовления театров своими руками.

    Сложно переоценить значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника.Дети 3-7 лет очень любознательны, они с большим желанием стремятся познать окружающий мир. В этом им может помо...

    Театрально-игровая деятельность в детском саду

    Для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста большое значение имеет игра. Одним из важнейших видов игр является театрализованная игра. Играя в театрализованные игры дети развивают речевые, ...

    Театрально-игровая деятельность в детском саду

    1. Значение театрально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста.2. Основные формы проведения театрально-игровой деятельности в детском саду.3. Классификация театрализованных игр...