Проект «Юный читатель»
проект по развитию речи (старшая группа)

Багрова Татьяна Анатольевна

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводником для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем вопрос: «Что принесет эта книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослых в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем, или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yu.chitatel.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юный читатель»

Вид проекта: творческий, познавательный.

Участники: воспитатели, воспитанники, родители.

Возраст воспитанников: 5-6 лет.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь - апрель).

 «Испокон века книга растит человека»

Народная мудрость

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводником для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем вопрос: «Что принесет эта книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослых в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем, или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга»

Актуальность : Проблема чтения актуальна в наши дни как никогда. Не секрет, что дети стали меньше обращаться к художественной литературе. В век развития технологий огромный объем информации можно получить сидя дома из компьютера. Но не надо забывать об огромной роли книги во всестороннем развитии личности ребенка. Главное заключается в том, чтобы объяснить детям, как научиться добывать полезную информацию из книг, а главное, постараться вырастить благодарных читателей. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше и занять в его душе свое почетное место. Только при совместном чтении ребенка со взрослым происходит тот тесный контакт, значение которого невозможно не оценить. Книга формирует внутренний мир маленького человека, заставляет его думать, размышлять, делать выводы. Неоценима роль книги и в развитии грамотной речи ребенка, что в последствии положительно сказывается и на учебе, и на общении со сверстниками и взрослыми.

Проблема: В настоящее время учителя средних школ отмечают, что дети не стремятся посещать библиотеку и читать книги, не умеют анализировать произведения художественной литературы, испытывают трудности при написании сочинений. Необходимую информацию в готовом виде все чаще берут из интернета, не оценивая ее содержание.

Предпосылки проекта:

-Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и семейного чтения в жизни ребенка;

-Необходимость укрепления взаимодействия в системе “семья — ребенок — детский сад”;

-Осознание профессиональной ответственности педагогического коллектива за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей;

Цель проекта: создать условия для формирования активной читательской позиции.

Задачи проекта:

Для детей

- развитие познавательного интереса через совместное чтение;

- развитие речи, мышления, любознательности;

- формирование бережного отношения к книгам;

- развитие коммуникативных навыков общения;

- реализация самостоятельной творческой деятельности.

Для воспитателей

- обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

- создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализации проекта

- развитие связной речи дошкольников, умения вести диалог;

- формирование активной читательской позиции;

- установление доброжелательных взаимоотношений педагога и родителей в процессе реализации проекта.

Для родителей

- привлечение к проблеме становления читательского интереса;

- включение в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей

- повышение интереса к книгам;

- развитие индивидуальных творческих способностей в речевой и художественно-эстетической деятельности;

- овладение коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми;

- повышение познавательной активности.

Для воспитателей

- повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий;

- распространение педагогического опыта;

- повышение качества работы с детьми по формированию связной речи дошкольников;

- поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.

Для родителей

- установление партнерских отношений родителей и воспитателя в совместной организации жизни группы;

- приобретение знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.

Этапы проекта:

Подготовительный этап

Определение темы и названия проекта, подбор литературы, составление перспективного плана, ознакомление родителей с темой и задачами проекта.

Практический этап

Сбор и создание экспонатов книжного уголка, их оформление. Знакомство родителей со своим ребенком, детей группы, произведениями прочитанными дома. Нахождение детьми совместно с родителями информации, разработка содержания мероприятий и их проведение, консультирование родителей, организация посещения-экскурсии филиала детской библиотеки №2, изготовление книжек-самоделок.

Заключительный этап

Презентация детьми своих книг. Открытие групповой библиотеки.

Оформление проекта "Юный читатель".

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе дошкольной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Примерный план мероприятий по проекту «Юный читатель»

Сентябрь

«Библиотека – хранилище книг» - знакомство с групповой библиотекой, городской.

Октябрь

«Произведения зарубежных писателей» - знакомство с писателями их произведениям (А. Линдгрен, Г.Х.Андерсен Р. Киплинг,А. Милн и др.) 

Ноябрь

«Писатели нашего детства» - знакомство с биографией и произведениями Носова, Драгунского, Успенского, Остер и др.

«Изготовление закладок для книжек»

Декабрь

Фотовыставка «Моя домашняя библиотека»

«Сказки народов севера» - знакомство детей с народными сказками Хантов и Манси.

Январь

Акция «День без телевизора» - приобщение детей к чтению играм посещение библиотеки.

«Русские народные сказки» - сказка лож да в ней намек – добрым молодцам урок – объяснение пословицы.

Февраль

«Пушкинские чтения» - знакомство с произведениями А.С.Пушкина

«Рисуем иллюстрации к любимой сказке»

Март

«Изготовление книжек – малышек» - составление содержания, иллюстраций. Презентация книжек.

«Произведения о природе» - знакомство с писателями и их произведениями Бианки, Пришвин, Чарушин

Апрель

«2 апреля – международный день детской книги» - викторины по произведениям детских писателей.

Презентация – отчет по проделанной работе проекта «Юный читатель»

«Читательская гостиная» - 2 раза в месяц по четвергам. Родители с детьми рассказывают о произведениях прочитанных по теме месяца.

Консультации для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка?», «Учите детей любить книгу», «Книга или компьютер?»

Список литературы

 1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М. 2001. – с. 78-79.

2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М. Просвещение. 1982.- с. 115. Игра и дошкольник.

3. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб. 2004. – с. 23-24, 39.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1999. – с. 13-23.

5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях

6. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка. М. Просвещение. 1978.

7. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях. М. Просвещение. 1978.

8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М. 1997.

9.Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

10.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

12. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

13. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

14. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

15. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».

Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре  Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой  (дети старших групп)...

Педагогический проект «Юные читатели» для воспитанников подготовительной группы

Цель проекта: Формирование всестороннего развитие ребенка через чтение художественной литературы.Задачи проекта: • Формирование у детей понятия: книга – источник знания;• Расширять пре...

Долгосрочный проект для детей старших групп "Юный читатель"

Проект о взаимодействии детского сада и библиотеки...

ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ"

Актуальность:         В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной...

краткосрочный проект "Юный читатель"

В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...

Краткосрочный проект "Юный читатель"

В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...

Проект "Юный читатель

В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...