Статья: Развитие речевого дыхания ребенка раннего возраста (2-3 г.)
статья по развитию речи (младшая группа)

Якимова Жанна Александровна

Методическая разработка воспитателя Якимовой Жанный Александровны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Речь ребенка невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка раннего возраста отличается от дыхания ребенка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека.

Дыхание ребенка раннего возраста имеет слабый выдох; выдох может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания.

Для того чтобы ребенок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть приемами правильного дыхания.

Проводить упражнения по формированию правильного дыхания следует в хорошо проветренном помещении. Предлагаемые игры-упражнения укрепляют дыхательную мышцу – диафрагму.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох.

Дыхание важно для разборчивого произнесения звуков, так как подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани для произнесения определенного звука.

Учитывая психологические особенности развития детей раннего возраста, упражнения должны носить игровой характер. В играх используйте красивый, интересный, удобный дидактический материал.

Обучая ребенка правильному физиологическому и речевому дыханию, мы придерживаемся одного из основных педагогических принципов – от простого к сложному.

Отрабатывая физиологическое дыхание и на его основе длительность и силу выдоха можно дать ребенку дидактические пособия на выдувание, сдувание, поддувание.

Начиная работать над речевым дыханием, мы предлагаем ребенку на продолжительном выдохе сначала произносить отдельные гласные звуки. Например: «А-А-А – плачет кукла, У-У-У – гудит паровоз или пароход…» Затем ребенку предлагается произнести два гласных звука одновременно. Например, дети потерялись в лесу и зовут: «АУ!» Следите за тем, чтобы ребенок произносил оба звука слитно.

Помните, что ребенок раннего возраста делает упражнения по подражанию или сопряженно (вместе со взрослым).

Помните, что игра и похвала очень важны для ребенка раннего возраста. Не приступайте к игре с ребенком тогда, когда у вас не очень хорошее настроение или вам не очень хочется это делать. Вы должны помнить, что успешное обучение ребенка раннего возраста возможно только при его положительном эмоциональном настрое на игру-занятие.

Представляю вашему вниманию некоторые дыхательные игры для малышей.

Мишка

Ручки в стороны. Идем вперевалочку, как мишка, и говорим: «Ух!.. Ух!..»

Слон

Руки сложены вместе и вытянуты вперед (изображаем хобот слона). Несколько раз наклоняемся вперед, а затем выпрямляемся. На каждый наклон говорим поочередно один из слогов: «ха», «хо», «ху», «хи».

Цветочек

Подносим к ребенку воображаемый цветочек. Вдыхаем носиком и говорим: «Ах!»

Шарик

Ладошки малыша плотно прижаты друг к другу. Говорим: «Ш-Ш-Ш» - и ладошки расходятся, показывая, как «надувается» шарик. Вот какой шарик получился!

Машинка

Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и в виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом: «А-А-А», затем «О-О-О», «У-У-У», «И-И-И» - и сливая два гласных: «А-О», «А-У», три гласных: «А-О-У» - и все четыре гласных звука «А-О-У-И».

Волшебник

Теперь ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахните руками и задержите их наверху. Теперь плавно опускайте их и повторяйте: «М-М-М-А». Продолжайте игру, повторяя: «М-М-М-О», «М-М-М-У», «М-М-М-Ы».

У малышей 2-3 лет слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.

Греем руки

Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях ладошками к лицу.

Вдох. Длительный выдох на руки.

Повторить 4-5 раз.

Рубим дрова

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Руки поднять вверх – вдох. Наклониться вперед (имитация рубки дров) – выдох. Повторить 3 раза.

Каша кипит

Исходная позиция: сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди.

Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить: «Ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Звонкий петушок

Исходная позиция: встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднимать руки через стороны – вдох; выдыхая хлопать руками по бедрам, прокричать «Ку-ка-ре-ку».

Веселый паровозик в пути

Ходьба по комнате, выполняя попеременные движения руками (руки согнуты в локтях) и приговаривая: «Чух-чух-чух». Продолжительность 10-20 секунд.

Гуси летят

Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны; на выдох – опустить, произнося длительное: «Г-у-у-у». Продолжительность 60 секунд.

Бросим мячик

Исходная позиция: стоя, мяч в опущенных руках.

Поднять руки вверх – вдох. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе произносить длительное «У-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Игры на развитие физиологического дыхания

Чья птичка дальше улетит

Цель: развивать длительный плавный вдох.

Материал: фигурки птичек, вырезанные из тонкой яркой бумаги разных цветов.

Одновременно играть могут несколько детей (по количеству птичек).

Птичек ставят на край стола. Если играют несколько детей, можно поставить столы в ряд.

Взрослый предлагает малышам подойти к столу. Ребенок садится напротив птички, которая ему больше нравится. По сигналу воспитателя: «Птички полетели!» дети дуют на птичек.

По окончании игры взрослый и дети определяют, чья птичка дальше улетела.

Игра повторяется со следующей группой детей.

Указание: «Продвигать птичку можно только одним выдохом, руками помогать себе нельзя. Дуть несколько раз нельзя».

Одуванчики

Цель: развивать длительный плавный выдох.

Материал: одуванчики.

Игру лучше проводить на прогулке. Взрослый дает в руку малышу сорванный одуванчик. Если играют несколько детей, одуванчик дают каждому малышу.

По команде взрослого: «Дуйте!» дети делают вдох и длительный один выдох, сдувая пушинки с одуванчика. После выдоха подводятся итоги – чей одуванчик облетел сильнее. Вновь звучит команда педагога, дети снова выполняют выдох. Подводятся итоги. Играют до тех пор, пока у всех детей с одуванчиков не облетят пушинки.

Надуй игрушку (воздушный шарик)

Цель: развивать длительный плавный выдох.

Материал: надувные маленькие игрушки или воздушные шарики.

Взрослый предлагает каждому ребенку взять игрушку (шарик), которая больше всего понравилась. Дети надувают игрушки (шарики), делая вдох через нос и медленный выдох через рот.

Куда плывет кораблик

Цель: развивать длительный плавный выдох.

Материал: кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги, таз (ванночка) с водой.

Игру можно проводить в группе или на прогулке.

Кораблик ставят на воду. Взрослый предлагает малышу подойти к тазу. Ребенок встает напротив кораблика. По сигналу взрослого «Плыви!» ребенок дует на кораблик – вдох, затем делает один длительный выдох. Взрослый ставит кораблик на прежнее место и снова предлагает подуть на него.

Курочка

Исходная позиция: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Жук

Исходная позиция: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди.

Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Играйте, развивайтесь и наслаждайтесь!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста....

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

"Приемы речевой активности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития" консультация для родителей

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочи...

Статья: Родительское собрание "Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ"

Организация родительского собрания для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания ребенка

laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильно...

Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста

Данный материал раскрывает особенности развития речевого дыхания детей дошкольного возраста...