Конспект ННОД на тему"Пересказ сказки "У страха глаза велики" старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Засухина Светлана Геннадьевна

конспект ННОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Возрастная группа:  старшая

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: формировать у детей умение пересказывать  сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений.

Задачи:

Обучающие:   

  • Формировать знание о бытовой сказке.
  • Способствовать умению понимать эмоционально-образное содержание произведения, отвечать на поставленные вопросы.
  • Активизировать словарь детей.
  • Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.

Развивающие:  

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству:

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная

Формы реализации детской деятельности: слушанье сказки, беседа по содержанию, речевая разминка, упражнение "Говорящая мимика", пересказ, физминутка

Формы организации: групповая, индивидуальная

Оборудование: USB-проигрыватель, плоскостная фигурка зайца, картинки

                                                              Ход:

I. Вводная часть

Дети с воспитателем стоят в кругу, держась за руки, улыбаются друг другу ( звучит спокойная музыка)

Воспитатель: - Ребята, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит. Давайте немножко отдохнём и настроимся на дальнейшую работу.

1.Самомассаж лица:

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щёчки.

II Основная часть

2.  Воспитатель:- Что за странный звук? Ой, ребята, кто это? (зайчик) (Зайчик шепчет что-то на ушко воспитателю)

3. Сообщение темы

В:-Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Как вы думаете, чего или кого  мог испугаться зайчик? (ответы детей). Говорит, что в сказке страшные охотники. Предположите какая это может быть сказка?(ответы детей)  Вы хотите послушать эту сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик?

Речевая разминка: - Чтобы попасть в сказку, повторяйте за мной волшебные слова:

Ра-ра-ра- в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги- нам, зайчонок, помоги (идут по дорожке)

Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ-топ,

Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ.

(дети садятся на стульчики)

4. Слушание сказки

В:- Послушайте русскую народную сказку, которая называется « У страха глаза велики» (слушанье на  USB- проигрывателе)

5. Беседа по содержанию

-Кто запомнил, как называется сказка?

-Как вы понимаете название сказки? (когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза)

-Сейчас я, ребята, вам предлагаю выполнить упражнение «Говорящая мимика»

-Что такое мимика? (движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние)

- Что может выражать мимика лица? (радость, гнев, злость, страх, печаль, обиду)

-Я буду называть эмоцию, а вы передайте её с помощью мимики своего лица.

Эмоции: радость, печаль, злость, страх.

-Ребята, название этой сказки является пословицей «У страха глаза велики»

-А теперь давайте разберёмся, кто и чего в этой сказке испугался.

-Как начинается сказка? (жили-были)

-Правильно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки.

-Кто главные герои сказки? -  

-Как называли бабушку? (старушка)

-Как называли внучку? (хохотушка)

-Как называли курочку? (клохтушка)

-Как называли мышку? (норушка)

-Куда герои ходили каждый день?

-С чем они ходили за водой?

-Какие вёдра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с напёрсток)      

Словарная работа-напёрсток (картинка)

-Откуда брали воду герои? (из колодца, из колоды, из лужицы, поросячьего следа)  

Словарная работа-колода (картинка)-это бревно с выдолбленной серединой, используется как корыто.

-Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (водоносы)

-Почему они так названы?

-В этот день донесли водоносы воду?

-Кто им помешал?

-Где он сидел?

-Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

-Давайте покажем (возле стульчиков)

А под яблонькой зайка сидел(показали ушки)

Налетел на яблоньку ветерок (машут руками)

Яблоньку качнул, яблоко хлоп и зайке в лоб.(хлопают по лбу)

-Что произошло с водоносами?

-Куда спряталась бабушка? (на лавку)     

-Куда спряталась внучка? (за бабушку)

-Куда взлетела курочка? (на печку)

-Куда спряталась мышка? (под печку)

-Кто со страху померещился бабушке? (медведище)     

-Почему в сказке сказано медведище?

-Кто привиделся внучке? (волк)

-Кто показался курочке? (лиса)

-Кто привиделся мышке? (котище)

-Что произошло с зайчиком?        

-Что он испытал?

-Кто привиделся зайчику?

-Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

6. Физкультминутка:

Покружитесь-покружитесь

В героев сказки превратитесь!

Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла (еле-еле идут,охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка (бегут,смеются)

А за ними бегом- курочка с ведром(кудахчет:ко-ко-ко)

Воды набрали и домой зашагали(спокойно идут назад)

Покружитесь-покружитесь

И в ребяток превратитесь.(садятся на стульчики)

7.Повторное прослушивание сказки  - читает воспитатель.

8. Пересказ сказки.

III Заключительная часть.

-Понравилось вам путешествие по сказке?

-Какие задания мы с вами выполняли?

-Чему вас научила эта сказка?

- Какое настроение  вызвала у вас деятельность?

Зайчик шепчет на ушко воспитателю, хочет подарить картинки с изображением персонажей.

Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и скажем волшебные слова: «Ра-ра-ра-возвращаться нам пора»

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

 I Вводная часть

 Под спокойную музыку воспитатель приглашает детей  на коврик, предлагает образовать круг

Воспитатель: - Ребята, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит. Давайте немножко отдохнём и настроимся на дальнейшую работу.

1.Самомассаж лица:

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щёчки.

II Основная часть

2.  Воспитатель:- Что за странный звук? Ой, ребята, кто это? Я вам подскажу (загадка про зайчика) (Зайчик шепчет что-то на ушко воспитателю)

3. Сообщение темы

В:-Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Как вы думаете, чего или кого  мог испугаться зайчик? Говорит, что в сказке страшные охотники. Предположите какая это может быть сказка?

 Вы хотите послушать эту сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик?

Речевая разминка: - Чтобы попасть в сказку, повторяйте за мной волшебные слова:

Ра-ра-ра- в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги- нам, зайчонок, помоги (идут по дорожке)

Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ-топ,

Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ.

(дети садятся на стульчики)

4. Слушание сказки

В:- Послушайте русскую народную сказку, которая называется « У страха глаза велики» (слушанье на  USB- проигрывателе)

5. Беседа по содержанию

-Кто запомнил, как называется сказка?

-Как вы понимаете название сказки? Сейчас я, ребята, вам предлагаю выполнить упражнение «Говорящая мимика»

-Что такое мимика? (движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние)

- Что может выражать мимика лица? (радость, гнев, злость, страх, печаль, обиду)

-Я буду называть эмоцию, а вы передайте её с помощью мимики своего лица.

Эмоции: радость, печаль, злость, страх.

-Ребята, название этой сказки является пословицей «У страха глаза велики»

-А теперь давайте разберёмся, кто и чего в этой сказке испугался.

-Как начинается сказка? (жили-были)

-Правильно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки.

-Кто главные герои сказки? -  

-Как называли бабушку? (старушка)

-Как называли внучку? (хохотушка)

-Как называли курочку? (клохтушка)

-Как называли мышку? (норушка)

-Куда герои ходили каждый день?

-С чем они ходили за водой?

-Какие вёдра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с напёрсток)      

Словарная работа-напёрсток (картинка)

-Откуда брали воду герои? (из колодца, из колоды, из лужицы, поросячьего следа)  

Словарная работа-колода (картинка)-это бревно с выдолбленной серединой, используется как корыто.

-Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (водоносы)

-Почему они так названы?

-В этот день донесли водоносы воду?

-Кто им помешал?

-Где он сидел?

-Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

-Давайте покажем (возле стульчиков)

А под яблонькой зайка сидел(показали ушки)

Налетел на яблоньку ветерок (машут руками)

Яблоньку качнул, яблоко хлоп и зайке в лоб.(хлопают по лбу)

-Что произошло с водоносами?

-Куда спряталась бабушка? (на лавку)

-Куда спряталась внучка? (за бабушку)

-Куда взлетела курочка? (на печку)

-Куда спряталась мышка? (под печку)

-Кто со страху померещился бабушке? (медведище)     

-Почему в сказке сказано медведище?

-Кто привиделся внучке? (волк)

-Кто показался курочке? (лиса)

-Кто привиделся мышке? (котище)

-Что произошло с зайчиком?        

-Что он испытал?

-Кто привиделся зайчику?

-Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

6. Физкультминутка:

Покружитесь-покружитесь

В героев сказки превратитесь!

Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла (еле-еле идут,охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка (бегут,смеются)

А за ними бегом- курочка с ведром(кудахчет:ко-ко-ко)

Воды набрали и домой зашагали(спокойно идут назад)

Покружитесь-покружитесь

И в ребяток превратитесь.(садятся на стульчики)

7.Повторное прослушивание сказки  - читает воспитатель.

8. Пересказ сказки.

III Заключительная часть.

-Понравилось вам путешествие по сказке?

-Какие задания мы с вами выполняли?

-Чему вас научила эта сказка?

- Какое настроение  вызвала у вас деятельность?

Зайчик шепчет на ушко воспитателю, хочет подарить картинки с изображением персонажей.

Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и скажем волшебные слова: «Ра-ра-ра-возвращаться нам пора»

Дети с воспитателем стоят в кругу, держась за руки, улыбаются друг другу ( звучит спокойная музыка)

Дети выполняют самомассаж лица

Ответы детей, отгадывают загадку.

Ответы детей

Ответы детей

Выполняют речевую разминку

Слушают сказку

Отвечают на вопросы по содержанию

(когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза)

Отвечают на вопросы

Выполняют мимические упражнения (показывают эмоции)

Беседа по содержанию

Рассматривают картинки, слушают объяснение или отвечают сами ,если знают

Рассматривают картинки, слушают объяснение, отвечают.

Отвечают на вопросы и изображают действия

Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты

(медведище ,потому,что огромный, очень большой медведь)

Выполняют движения физминутки

Слушанье сказки

Пересказывают сказку по-одному ,  по-цепочке ( один начинает-другой продолжает)

Высказывают свое отношение к деятельности  , подводят итог

Повторяют слова, возвращаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Любимые сказки" с детьми среднего дошкольного возраста

Задачи:  учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову, детской картинке; воспитывать бережное отношение к живот...

Конспект ННОД с использованием игровых технологий для детей среднего дошкольного возраста «День рождения «Бабушки» и «Дедушки»»

Очень важно уделять особое внимание всем видам деятельности детей, способствующим  гендерному развитию детей....

Конспект ННОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего дошкольного возраста «Я слышу»

Важно уделять особок внимание формированию у детей бережного отношения к своему здоровью, пониманию того, какие действия опасны для здоровья....

Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин» ( старший возраст)

Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин»( старший возраст)...

Конспект ННОД "Путешествие в подводный мир" с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект ННОД "Путешествие в подводный мир" с детьми старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ННОД по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Железная дорога – детям не игрушка»

В материале ННОД содержится игра-викторина, где дети смогут показать свои знания о железнодорожном транспорте, о профессиях, которые встречаются на железной дороге и какие правила необходимо соблюдать...