Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой) в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Развёрнутое
комплексно-тематическое планирование
по образовательной области
«Речевое развитие»
(ознакомление с художественной литературой)
в подготовительной
к школе группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развёрнутое
комплексно-тематическое планирование
по образовательной области
«Речевое развитие»
(ознакомление с художественной литературой)
в подготовительной
к школе группе
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Для чего нужны стихи?
Цель: Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений, чтение детьми программных стихотворений.
Словарная работа: ритм, ритмичность, культурный человек.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 23-24.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Пересказ итальянской сказки «Как осёл петь перестал»
Цель: Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари), пересказ детьми сказки в лицах.
Словарная работа: поучительная сказка.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 24.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Для чего нужны стихи? (повторение занятия № 1 сентября)
Цель: Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений, чтение детьми программных стихотворений.
Словарная работа: ритм, ритмичность, культурный человек.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 23-24.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Беседа о А. Пушкине
Цель: Рассказать детям о великом поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений А Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…», «Буря мглою небо кроет…», «У лукоморья дуб зелёный», отрывки из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» или «Сказка о царе Салтане…».
Словарная работа: мгла, очи, увядание, багрец.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 25-26.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
Цель: Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…», заучивание детьми стихотворения наизусть.
Словарная работа: родной, мелькать.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 27-28.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Русские народные сказки
Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, угадывание сказок по отрывкам из них.
Словарная работа: русские народные сказки
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 30-31.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы - мне»
Цель: Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос», анализ предложений, дидактическая игра «Я – вам, вы - мне».
Словарная работа: «хлебный голос»
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 32-33.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Небылицы - перевёртыши
Цель: Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение народных и авторских небылиц, составление детьми небылиц.
Словарная работа: небылица - перевёртыш.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 34-35.
НОЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Сегодня так светло кругом!
Цель: Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений И. Бунина «Листопад», А. Майкова «Осень», К. Бальмонта «Осень», А. Пушкина «
Осень», А. Плещеева «Скучная картина».
Словарная работа: резьба, сквозной, лазурь, просвет.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 37-38.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет», пересказ детьми рассказа.
Словарная работа: заветное.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 39-40.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Чтение сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб»
Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Тёплый хлеб».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб».
Словарная работа: читатель, мудрая сказка.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 41.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Цель: Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений И. Бунина «Первый снег», Я Акима «Первый снег», А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», разучивания детьми стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» наизусть.
Словарная работа: пурпур, вереница, прикорнуть, салазки.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 42-44.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Работа с иллюстрированными изданиями сказок
Цель: Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, рассматривание хорошо иллюстрированных книг: сборник сказок с рисунками одного художника, сборник сказок с рисунками разных художников, сказка, потешки с рисунками Ю Васнецова и т.п.
Словарная работа: иллюстрация.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 45-46.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»
Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок».
Словарная работа: необдуманные поступки.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 47-48.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»
Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
Словарная работа: вече, непорядочный, приговор.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 49.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Цель: Повторить с детьми любимые стихотворения».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений С. Маршака «Тает месяц молодой», «Декабрь», рассказ детьми их любимых стихотворений о зиме, Новом годе, ёлке.
Словарная работа: череда, распахнутый, вымостить.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 51-52.
ЯНВАРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Произведения Н. Носова
Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Незнайка и его друзья».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение рассказов Н. Носова.
Словарная работа: юмор.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 54.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Здравствуй, гостья-зима!
Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений о зиме И. Никитина «Встреча зимы», А. Пушкина «Зима!.. Крестьянин торжествуя…», С. Есенина «Поёт зима, аукает…», А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…», рассматривание рисунков художника В. Белоусова.
Словарная работа: царствование зимы.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 55-56.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Цель: Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Словарная работа: трудолюбивый, вязанка, прорубь.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 57-58.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение русской народной сказкой «Никита Кожемяка».
Словарная работа: обработчик.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 58.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного героя Ильи Муромца.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», рассматривание репродукции В. Васнецова «Три богатыря».
Словарная работа: былина.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 60-61.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»
Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение рассказа В. Бианки «Музыкант», пересказ детьми рассказа.
Словарная работа: медвежатник.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 62.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода»
Цель: Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода», пересказ детьми рассказа.
Словарная работа: богатырский характер, выдержка.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 62-63.
МАРТ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Цель: Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Словарная работа: хоромы, изрыгать.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 62-64.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение сказки В. Даля «Старик-годовик».
Словарная работа: годовик.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 65-66.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Весна идёт, весне дорогу!
Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды», Е. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!».
Словарная работа: суета, трезвон, ликовать, забвенье, стихия.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 68-70.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Чтение былины «Садко»
Цель: Познакомить детей с былиной «Садко».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение былины «Садко».
Словарная работа: гусли, гусляр.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 71.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Чтение сказки «Снегурочка»
Цель: Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение народной сказки «Снегурочка».
Словарная работа: работящая, смышлёная.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 71.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Сочиняем сказку про Золушку
Цель: Помогать детям составлять творческие рассказы
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, составление своей сказки про Золушку
Словарная работа: фантазия, фантазировать.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 72-73.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Пересказ сказки «Лиса и козёл»
Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение сказки «Лиса и козёл», пересказ детьми сказки «в лицах».
Словарная работа: завеваться, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 75-76.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Сказки Г. Х. Андерсена
Цель: Помочь детям вспомнить известные им сказки Г. Х. Андерсена.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение отрывков из сказок Г. Х. Андерсена
Словарная работа: орнамент, пьеса.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 76.
МАЙ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворения З. Александровой «Родина», заучивание стихотворения наизусть.
Словарная работа: родина.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 76-78.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Весенние стихи
Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение стихотворений А. Плещеева «Сельская песня», А. Фета «Уж верба пушистая», С. Есенина «Черёмуха», В. Жуковского «Жаворонок», А.К. Толстого «Колокольчики мои…», А. Майкова «Голубенький, чистый подснежник-цветок», рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям.
Словарная работа: верба, подснежник.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 79.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»
Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение рассказа В. Бианки «Май», рассматривание иллюстраций к произведению.
Словарная работа: буйство красок.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 79-80.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, ответы детей, чтение рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива», пересказ детьми рассказа, чтение сказки В. Бианки «Сова».
Словарная работа: крапива.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 75-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное комплексно-тематическое планирование по образовательной области "Речевое развитие" для старшей группы
Данный материал представляет собой планирование образовательной деятельности и соответствует всем требованиям ФГОС. Он поможет педагогам правильно организовать и спланировать образовательную деятельно...
Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе.
Планирование по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС...
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....
Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие", тематический модуль "Развитие речи" в старшей дошкольной группе .
Перспективный план разработан в соответствии с объёмом учебной нагрузки по ФГОС ДО для детей старшей дошкольеой группы....
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год....
Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе.
Перспективно - тематическое планирование будет полезно педагогам работающим в средней группе по образовательной области "Речевое развитие"В планировании указана дата, тема педагогическ...
Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в подготовительной к школе группе
Развёрнутое комплексно-тематическое планированиепо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи)в подготовительной к школе группе ...