Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Развёрнутое
комплексно-тематическое планирование
по образовательной области
«Речевое развитие»
(развитие речи)
в подготовительной к школе группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развёрнутое
комплексно-тематическое планирование
по образовательной области
«Речевое развитие»
(развитие речи)
в подготовительной к школе группе
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Подготовишки
Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, беседа.
Словарная работа: Подготовительная к школе группа, внимание (внимательный).
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 19-20.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Летние истории
Цель: Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, рассказы детей, дидактическое упражнение «Подбери слово».
Словарная работа: богатство языка
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 20-21.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Звуковая культура речи (проверочное)
Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, чтение «Считалочки», разбор слов на слоги, предложений.
Словарная работа: Кадет, казус, кавалер, тряпица.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 21-22.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексико-грамматические упражнения
Цель: Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, дидактическая игра.
Словарная работа: Повадки животных
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 22-23.
5 неделя
Занятие № 5
Тема: Работа с сюжетной картинкой
Цель: Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание иллюстраций, беседа, ответы детей, составление рассказа, дидактическая игра «Я задумала предмет».
Словарная работа: неодушевлённый предмет.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 25.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Лексическо-грамматические упражнения
Цель: Активизировать словарь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, дидактическая игра «Один-много», чтение стихотворения А. Смирнова «Напитки я испробовал различные…».
Словарная работа: Родственные слова.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 26-27.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, чтение стихотворений Г. Лагдзынь «Расскажи», А. Плещеева «Внучка», загадывание загадок, звуковой анализ слов и предложений.
Словарная работа: Очечник, балерина, танцовщица, обруч, чересчур, писаная.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 28-30.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Вот такая история!
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, рассказы детей.
Словарная работа: Интересный, угощение, захаживать, выпрашивать.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 31-32.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: На лесной поляне
Цель: Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, показ картины, беседа, рассказы детей, дидактическая игра «Угадай, что это?».
Словарная работа: поляна, обитатели леса.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 33-34.
НОЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Осенние мотивы
Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, рассказы детей.
Словарная работа: Просинь, осторожные вороны, опавшие листья, золотистые листья.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 36-37.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, анализ предложений, дидактическая игра «Я-вам, вы-мне», чтение стихотворений, Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».
Словарная работа: Хрусталь (хрустальный), дивная, диковина, диадема, бра, люстра, лучезарный, серп, борозда, лазурь, блистать, благовонье, спросонья.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 37-38.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, анализ слов, чтение стихотворения Н. Матвеевой «Путаница».
Словарная работа: бутон, бидон, бетон, питон, петлица.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 40-41.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Подводный мир
Цель: Совершенствовать диалоговую речь детей. Умение составлять рассказы на заданную тему.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, дидактическое упражнение «Что лишнее?».
Словарная работа: морская пучина, треска, пескарь, плотвичка, спиннинг.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 41-42.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Лексические игры
Цель: Обогащать и активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: чтение стихотворений А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», С. Городецкий «Первый снег», ответы детей, беседа, дидактическая игра «Один-много».
Словарная работа: Многозначные слова: кисть, ножка, лук, ключ, коса.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 44-45.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Звуковая культура речи
Цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, уить выполнять звуковой анализ слова.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: чтение задачи в стихах В. Голяховского, ответы детей, беседа, дидактическая игра «Я – вам, вы - мне», звуковой анализ слов, разгадывание загадок, анализ предложений.
Словарная работа: Шарлотка, шахтёр, шаляй-валяй, шатёр.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 46-47.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Тяпа и Топ сварили компот
Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: Рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием, беседа, ответы детей, рассказы детей.
Словарная работа: Верные друзья, компот.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 48-49.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: Упражнения «Подскажи слово», «Кто (что) и кем (чем) будет», «Так бывает или нет?», беседа, ответы детей, чтение стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?» .
Словарная работа: крынка, стог.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 49-50.
ЯНВАРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Новогодние встречи
Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать словарь дошкольников.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, составление рассказов, отгадывание загадок.
Словарная работа: Спектакль, представление.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 54.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Творческие рассказы детей
Цель: Активизировать фантазию и речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, составление рассказов.
Словарная работа: Бояка, забияка, бяка.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 55.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать словарный запас детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактические игры «И я тоже!», «Скажи по-другому»
Словарная работа: Удить, мчаться.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 56-57.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «я – вам, вы - мне», анализ слов и предложений.
Словарная работа: кальмар, голубушка.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 58-59.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Работа по сюжетной картине
Цель: Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа Активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы : рассматривание сюжетной картины, ответы детей, беседа, объяснение, составление плана рассказа и рассказа по картине.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 59-60.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «Угадай, что задумано», чтение четверостиший Е. Лаврентьева.
Словарная работа: бодрствовать, многозначные слова: листок, коса, ключ, кран.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 61-62.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексические игры и упражнения (повторение занятия № 3 февраля)
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «Угадай, что задумано», чтение четверостиший Е. Лаврентьева.
Словарная работа: бодрствовать, многозначные слова: листок, коса, ключ, кран.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 61-62.
МАРТ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «я – вам, вы - мне», звуковой анализ слов, деление слов на части, чтение стихотворения С. Есенина «Береза».
Словарная работа: кайма, бахрома, принакрылась, раджа, раздор, зычный.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 64-65.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день»
Цель: Познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: чтение стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день», ответы детей, беседа, заучивание стихотворения наизусть.
Словарная работа: тьма, тишь.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 66-67.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать речь детей, учить их импровизировать.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем», звуковой анализ слов, деление слов на части, чтение стихотворения М. Ясный «Мирная считалка».
Словарная работа: нелепица.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 67-68.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Мохнатые и крылатые
Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, составление рассказов.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 70-71.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Лексико-грамматические упражнения
Цель: Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение отрывков из стихотворений, составление сложноподчинённых предложений.
Словарная работа: косматая, всклокоченная, изящная, великолепная.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 71-72.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Рассказы по картинкам
Цель: Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием, ответы детей, беседа, составление рассказов по картинкам.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 73-74.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое воспрятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, анализ предложений и звуковой анализ слов.
Словарная работа: бедовый, бездельник, белокурый, бесёнок
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 74.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексико-грамматические упражнения (повторение занятия № 1 апреля)
Цель: Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение отрывков из стихотворений, составление сложноподчинённых предложений.
Словарная работа: косматая, всклокоченная, изящная, великолепная.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 71-72.
МАЙ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слова.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха», звуковой и слоговой анализ слов.
Словарная работа: пряная, медвяная, проталинка, вкрадчиво.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 78-79.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Лексико-грамматические упражнения
Цель: Активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения Н. Майер, подбор антонимов, дидактическая игра «Один-много».
Словарная работа: робкий, слова, не имеющие множественного числа: кофе, пальто, пианино.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 80-81.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Мохнатые и крылатые (повторение занятия № 4 марта)
Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, составление рассказов.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 70-71.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексико-грамматические упражнения (повторение занятия № 2 мая)
Цель: Активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения Н. Майер, подбор антонимов, дидактическая игра «Один-много».
Словарная работа: робкий, слова, не имеющие множественного числа: кофе, пальто, пианино.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 80-81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду: средняя, старшая, подготовительная группы...

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)
Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие». «Развитие речи» во второй младшей группе № 10 «Ягодка» (3-4 года) Тема: "Весна".
Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей во второй младшей группе общеразвивающей направленности разработан с учётом рабочей программы, возрастных особенностей детей, индивид...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области: Закрепить и обобщить знания детей об ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.
Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.Тема: «Чтение русской народной...

