Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Васильева Татьяна Борисовна

Развёрнутое

комплексно-тематическое планирование

по образовательной области

«Речевое развитие»

(развитие речи)

в подготовительной к школе группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развёрнутое

комплексно-тематическое планирование

по образовательной области

«Речевое развитие»

(развитие речи)

в  подготовительной к школе группе


СЕНТЯБРЬ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Подготовишки

Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассказ, ответы детей, беседа.

Словарная работа: Подготовительная к школе группа, внимание (внимательный).

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 19-20.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Летние истории

Цель: Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, рассказы детей, дидактическое упражнение «Подбери слово».

Словарная работа: богатство языка

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 20-21.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Звуковая культура речи (проверочное)

Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, чтение «Считалочки», разбор слов на слоги, предложений.

Словарная работа: Кадет, казус, кавалер, тряпица.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 21-22.

4 неделя  

Занятие № 4

Тема: Лексико-грамматические упражнения

Цель: Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, дидактическая игра.

Словарная работа: Повадки животных

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 22-23.

5 неделя  

Занятие № 5

Тема: Работа с сюжетной картинкой

Цель: Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассматривание иллюстраций, беседа, ответы детей, составление рассказа, дидактическая игра «Я задумала предмет».

Словарная работа: неодушевлённый предмет.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 25.

ОКТЯБРЬ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Лексическо-грамматические упражнения

Цель: Активизировать словарь детей.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, дидактическая игра «Один-много», чтение стихотворения А. Смирнова «Напитки я испробовал различные…».

Словарная работа: Родственные слова.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 26-27.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, чтение стихотворений Г. Лагдзынь «Расскажи», А. Плещеева «Внучка»,  загадывание загадок, звуковой анализ слов и предложений.

Словарная работа: Очечник, балерина, танцовщица, обруч, чересчур, писаная.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 28-30.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Вот такая история!

Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, рассказы детей.

Словарная работа: Интересный, угощение, захаживать, выпрашивать.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 31-32.

4 неделя  

Занятие № 4

Тема: На лесной поляне

Цель: Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: объяснение, ответы детей, показ картины, беседа, рассказы детей, дидактическая игра «Угадай, что это?».

Словарная работа: поляна, обитатели леса.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 33-34.

НОЯБРЬ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Осенние мотивы

Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, рассказы детей.

Словарная работа: Просинь, осторожные вороны, опавшие листья, золотистые листья.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 36-37.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, анализ предложений, дидактическая игра «Я-вам, вы-мне», чтение стихотворений, Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

Словарная работа: Хрусталь (хрустальный), дивная, диковина, диадема, бра, люстра, лучезарный, серп, борозда, лазурь, блистать, благовонье, спросонья.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 37-38.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Лексические игры и упражнения

Цель: Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, анализ слов, чтение стихотворения Н. Матвеевой «Путаница».

Словарная работа: бутон, бидон, бетон, питон, петлица.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 40-41.

4 неделя  

Занятие № 4

Тема: Подводный мир

Цель: Совершенствовать диалоговую речь детей.  Умение составлять рассказы на заданную тему.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, дидактическое упражнение «Что лишнее?».

Словарная работа: морская пучина, треска, пескарь, плотвичка, спиннинг.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 41-42.

ДЕКАБРЬ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Лексические игры

Цель: Обогащать и активизировать речь детей.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: чтение стихотворений А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», С. Городецкий «Первый снег», ответы детей, беседа, дидактическая игра «Один-много».

Словарная работа: Многозначные слова: кисть, ножка, лук, ключ, коса.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 44-45.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Звуковая культура речи

Цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, уить выполнять звуковой анализ слова.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: чтение задачи в стихах В. Голяховского, ответы детей, беседа, дидактическая игра «Я – вам, вы - мне», звуковой анализ слов, разгадывание загадок, анализ предложений.

Словарная работа: Шарлотка, шахтёр, шаляй-валяй, шатёр.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 46-47.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Тяпа и Топ сварили компот

Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: Рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием, беседа, ответы детей, рассказы детей.

Словарная работа: Верные друзья, компот.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 48-49.

4 неделя  

Занятие № 4

Тема: Лексические игры и упражнения

Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: Упражнения «Подскажи слово», «Кто (что) и кем (чем) будет», «Так бывает или нет?», беседа, ответы детей, чтение стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?» .

Словарная работа: крынка, стог.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 49-50.

ЯНВАРЬ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Новогодние встречи

Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать словарь дошкольников.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, составление рассказов, отгадывание загадок.

Словарная работа: Спектакль, представление.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 54.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Творческие рассказы детей

Цель: Активизировать фантазию и речь детей.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, составление рассказов.

Словарная работа: Бояка, забияка, бяка.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 55.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Лексические игры и упражнения

Цель: Активизировать словарный запас детей.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактические игры «И я тоже!», «Скажи по-другому»

Словарная работа: Удить, мчаться.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 56-57.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «я – вам, вы - мне», анализ слов и предложений.

Словарная работа: кальмар, голубушка.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 58-59.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Работа по сюжетной картине

Цель: Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа Активизировать речь детей.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы : рассматривание сюжетной картины, ответы детей, беседа, объяснение, составление плана рассказа и рассказа по картине.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 59-60.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Лексические игры и упражнения

Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «Угадай, что задумано», чтение четверостиший Е. Лаврентьева.

Словарная работа: бодрствовать, многозначные слова: листок, коса, ключ, кран.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 61-62.

4 неделя  

Занятие № 4

Тема: Лексические игры и упражнения (повторение занятия № 3 февраля)

Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «Угадай, что задумано», чтение четверостиший Е. Лаврентьева.

Словарная работа: бодрствовать, многозначные слова: листок, коса, ключ, кран.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 61-62.

МАРТ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «я – вам, вы - мне», звуковой анализ слов, деление слов на части, чтение стихотворения С. Есенина «Береза».

Словарная работа: кайма, бахрома, принакрылась, раджа, раздор, зычный.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 64-65.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день»

Цель: Познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: чтение стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день», ответы детей, беседа, заучивание стихотворения наизусть.

Словарная работа: тьма, тишь.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 66-67.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Лексические игры и упражнения

Цель: Активизировать речь детей, учить их импровизировать.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем», звуковой анализ слов, деление слов на части, чтение стихотворения М. Ясный «Мирная считалка».

Словарная работа: нелепица.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 67-68.

4 неделя  

Занятие № 4

Тема: Мохнатые и крылатые

Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, составление рассказов.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 70-71.

АПРЕЛЬ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Лексико-грамматические упражнения

Цель: Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать   и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение отрывков из стихотворений, составление сложноподчинённых предложений.

Словарная работа: косматая, всклокоченная, изящная, великолепная.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 71-72.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Рассказы по картинкам

Цель: Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием, ответы детей, беседа, составление рассказов по картинкам.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 73-74.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое воспрятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, анализ предложений и звуковой анализ слов.

Словарная работа: бедовый, бездельник, белокурый, бесёнок

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 74.

4 неделя  

Занятие № 4

Тема: Лексико-грамматические упражнения (повторение занятия № 1 апреля)

Цель: Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать   и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение отрывков из стихотворений, составление сложноподчинённых предложений.

Словарная работа: косматая, всклокоченная, изящная, великолепная.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 71-72.

МАЙ

1 неделя  

Занятие № 1

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слова.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха», звуковой и слоговой анализ слов.

Словарная работа: пряная, медвяная, проталинка, вкрадчиво.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 78-79.

2 неделя  

Занятие № 2

Тема: Лексико-грамматические упражнения

Цель: Активизировать речь детей.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения Н. Майер, подбор антонимов, дидактическая игра «Один-много».

Словарная работа: робкий, слова, не имеющие множественного числа: кофе, пальто, пианино.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 80-81.

3 неделя  

Занятие № 3

Тема: Мохнатые и крылатые (повторение занятия № 4 марта)

Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, составление рассказов.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 70-71.

4 неделя  

Занятие № 4

Тема: Лексико-грамматические упражнения (повторение занятия № 2 мая)

Цель: Активизировать речь детей.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения Н. Майер, подбор антонимов, дидактическая игра «Один-много».

Словарная работа: робкий, слова, не имеющие множественного числа: кофе, пальто, пианино.

Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 80-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду:  средняя, старшая, подготовительная группы...

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)

Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа.

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие». «Развитие речи» во второй младшей группе № 10 «Ягодка» (3-4 года) Тема: "Весна".

Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей во второй младшей группе общеразвивающей направленности разработан с учётом рабочей программы, возрастных особенностей детей, индивид...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области:          Закрепить и обобщить знания детей об ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.

Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...