Мастер-класс. Занятие по развитию речи "Путешествие с Городовичком"
материал по развитию речи (старшая группа)

Лозовая Наталья Александровна

Занятие в старшей группе по развитию речи

Лексическая тема «Транспорт»

«Путешествие с Городовичком»

Программные задачи:
1. Образовательные:
  - расширять представления детей о разных видах транспорта;
-продолжать знакомить с профессиями  на транспорте (шофер, машинист, летчик, капитан и т.д.);
2. Речевые:
-обогащать словарь детей прилагательными,характеризующими свойства и качества предметов;
-упражнять в образовании качественных и относительных прилагательных;
- закреплять навыки анализа предложения и составления предложений по заданной схеме;
-закреплять навыки анализа короткого текста;
- закреплять правильное произнесение звука [Ж];
- развивать  фонематический слух.
3. Развивающие:
-развивать зрительно-пространственный праксис;
- развивать внимание, мышление, коммуникативные качества.
4. Формирование навыков учебной деятельности:
-продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
5.Воспитательные:
- воспитывать любознательность и уважение к труду взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад №447 комбинированного вида «Семицветик»

Первомайский район

ул. Шукшина, дом 5/2, тел/факс 338-86-53

mdou447@mail.ru

Конспект

непосредственно  образовательной деятельности                               по образовательной области «Речевое развитие»                                                      в старшей группе комбинированной направленности                                             для детей с ТНР «Огоньки»

                                                         Лозовая Н.А.                                                                    воспитатель без категории                                                                                                                                                                                                                              

2020 год

 Лексическая тема «Транспорт»

«Путешествие с Городовичком»

Программные задачи:

1. Образовательные:

  - расширять представления детей о разных видах транспорта;

   -продолжать знакомить с  профессиями  на транспорте (шофер, машинист, летчик, капитан и т.д.);

2. Речевые:

     -обогащать словарь детей прилагательными,  характеризующими свойства и качества предметов;

  -упражнять в образовании качественных и относительных прилагательных;

- закреплять навыки анализа предложения и составления предложений по заданной схеме;

-закреплять навыки анализа короткого текста;

  - закреплять правильное произнесение звука [Ж];

- развивать  фонематический слух.

3. Развивающие:

-развивать зрительно-пространственный праксис;

  - развивать внимание, мышление, коммуникативные качества.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

  -продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и  отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно  оценивать результаты своей деятельности.

5.Воспитательные:

 - воспитывать любознательность и уважение к труду взрослых.

Материал: игровое панно, картинки с изображением транспорта, геом.фигуры, карточки с изображением предметов (жираф ,лужа,  ножницы, самолет, пирожное, шапка, жук, санки, лыжи, ножи, мороженое, желуди, снежинка, шуба), волшебный руль, мяч.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в группу пришло вот такое необычное письмо. Хотите узнать,  что в нём? Давайте  посмотрим что в нем лежит .Давайте прочитаем его.

Здравствуйте ребята группы Огоньки!                                                                    Я, Горовичок, узнали меня? (Да) Приглашаю вас в путешествие по  городу, где нас ждут интересные задания. Я их все зашифровал,  чтоб проверить вашу смекалку. Желаю вам удачи.        Ваш  Городовичок.

- Ну что, ребята, мы с вами  примем приглашение Городовичка? Выполним его задания, погуляем с ним? (Да)                                                                                        А вот и первое задание.

 Игра «Угадай транспорт»

 - Слушайте:                          Двери, окна, но не дом,

Есть сиденье даже в нем,

Фары светят, как глаза,

                   Есть четыре колеса.                 (Машина)

  (Найди на столе силуэт  машины. Эта картинка останется у тебя.)

Кто мне скажет, что за птица:

В небесах,  как ветер, мчится,

Белый тащит за собой

                             След в лазури голубой.                   (Самолет)

* * *

По стальным дорожкам

Мчит сороконожка.

Тук-тук перестук-

Круглый щелкает каблук,

С развеселой песенкой

                              По железной лесенке.                    (Поезд)

****

По волнам дворец плывет,

                        На себе людей везет.               (Корабль)

****

Я- важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог:

И парты, и арбузы

                              Я вам доставлю в срок.        (Грузовик)

****

               Странный дом мчит по дороге:

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен,

                       И бензином бак наполнен.      (Автобус)

****

Чудо-юдо стрекоза,

Застекленные глаза.

Если крыльями вращает,

                      Каждый ветер ощущает.    (Вертолет)

****

Я мчусь, держась за провода,

              Не заблужусь я никогда.    (Троллейбус)

****

Кто так сильно тарахтит

И быстрее ветра мчит?

Скорость -просто чудеса,

                   А всего два колеса!         (Мотоцикл)

****

Руль держи, крути педали

                 И езжай в любые дали.   (Велосипед)

Ну что, ребята, у всех есть картинки? (Да)

Посмотрите на свои картинки. Можем ли мы назвать предметы, изображенные на них, одним словом? Верно, одним словом это называется ТРАНСПОРТ. Давайте повторим это слово все вместе.

  1. Основная часть

Игра «Скажи, какой транспорт»

Разместите свой транспорт в городе  и скажите где он передвигается и какой он.

Ответы детей:

- Корабль плывет по воде, это водный транспорт.

- Мотоцикл едет по земле, это наземный транспорт.

-Самолет летит по воздуху, это воздушный транспорт.

-Велосипед едет по земле, это наземный транспорт.

-Поезд едет по железной дороге, это железнодорожный транспорт.

-Автобус едет по земле, это наземный транспорт.

-Вертолёт летит по воздуху, это воздушный транспорт.

-Грузовик едет по земле, это наземный транспорт и т. д.  

Молодцы! Некоторые из этих видов транспорта перевозят пассажиров. Как называется этот транспорт? (Пассажирский транспорт)

А некоторые перевозят грузы. Как  называется этот транспорт? (Грузовой транспорт)

 Назовите  весь пассажирский транспорт, который мы видим на панно. (Самолет, вертолет, автобус, троллейбус и т.д.) А  теперь назовите грузовой транспорт (грузовик, корабль, самолет, поезд, и т.д.)

Игра «Составь по схеме»

А что это за необычная дорожка? (Схема предложения)

|_______   _______   __   _______.

-Сколько слов в этом предложении? (4 слова);

-Сколько длинных слов? (3 длинных слова);

- Сколько коротких слов (1короткое слово);

-Какое по счету короткое слово? (Третье);

Составьте предложение о городском транспорте по этой схеме.

-Поезд едет по рельсам;

-Самолет летит по воздуху;

-Автобус едет по дороге и т.д.

А давайте расскажем  Городовичку, кто каким транспортом управляет.

Словесная игра «Кто управляет ?»

(Игра с мячом в кругу).

Встаньте так, чтобы образованная нами фигура напоминала форму руля. Какая фигура получилась? (Круг). 

 Я буду бросать  мяч и называть транспорт, а вам надо полным предложением ответить, кто управляет этим  транспортом.

- Кто управляет автомобилем? (Автомобилем управляет шофер);  

-Кто управляет поездом? (Поездом управляет машинист);

-Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет капитан);

-Кто управляет самолетом (Самолетом управляет пилот);

- Кто управляет грузовиком? (Грузовиком управляет шофер);  

- Кто управляет троллейбусом? (Троллейбусом управляет водитель);  

- Кто управляет вертолётом? (Вертолётом управляет пилот);  

- Кто управляет мотоциклом? (Мотоциклом управляет мотоциклист);  

- Кто управляет велосипедом? (Велосипедом управляет велосипедист);  

 - Кто управляет автобусом? (Автобусом управляет шофер).  

Подвижная игра «Капитаны»

Городовичок предлагает  вам  самим по управлять разными видами транспорта..( На полу раскладываю картинки с изображением аэропорта, порта, железнодорожного вокзала, гаража. Ребенок  берет силуэт с изображением транспорта.)

- Какой транспорт у тебя? (Это у меня самолет).Если  ты управляешь самолетом значит ты кто? (Я летчик). Куда  должен прилететь самолёт? (Самолет прилетит в аэропорт). (Дети -пассажиры выполняют имитационные движения). Летим, летим прилетели в аэропорт;

- Какой транспорт у тебя? (У меня корабль).  Если  ты управляешь кораблем значит ты кто? ( Я капитан). Куда  должен приплыть  корабль?(Корабль приплывёт в порт). Плывём, плывём приплыли;

- Какой транспорт у тебя? (У меня поезд).  Если  ты управляешь поездом значит ты кто? ( Я машинист ). Куда  должен прибыть поезд? (Поезд прибудет на вокзал). Едем, едем приехали.

- Какой транспорт у тебя? (У меня автобус). Если  ты управляешь автобусом значит ты кто? (Я шофер). Куда  должен приехать автобус? (Автобус приедет в гараж). Едем, едем, приехали в гараж.

Работа с деформированным текстом. Давайте представим что мы с вами едем на автобусе (дети садятся на стульчики) Послушайте, рассказ Городовичка о том, что он увидел в автобусе. Только рассказал так, что ничего не понятно.

Помогите Городовичку, поставить предложения на свои места.

В автобусе.

Все места были заняты.

Коля сидел в автобусе.

Мальчик уступил место.

В автобус вошла старушка.

            -Получился рассказ?

            -Почему не получился?

            -Что должно быть в начале?

             -Что потом?

             -Что в заключении рассказа?

Вот мы и приехали на остановку «Автозавод»

 Городовичок  приглашает вас на завод, где собирают  разные виды транспорта, и предлагает собрать свой транспорт по чертежу        

 Игра «Собери из геометрических фигур»

   Проходите к столам и прочитайте где написано ваше имя, туда и садитесь.

   На заводе работают все вместе.  Перед вами лежат схемы по которым нужно собрать транспорт (два  вида грузовика, самолет, паровоз, корабль)

   (Дети сидят за столами собирают из геометрических фигур выбранный транспорт, по образцу)

 

-Что у вашей машины круглой формы? (У машины круглые колёса);

 -Что у вашей машины прямоугольной формы? (У машины прямоугольный кузов);

-Что квадратной формы у машины? (У машины квадратная кабина);

По вашим чертежам будут собирать  транспорт. Скажите

-У машины шины из резины, значит они какие? (Шины резиновые),

-Фары  у машины из стекла, значит они  какие?(Фары стеклянные)

- Кузов у машины из металла значит он какой? (Кузов металлический)

 Посмотрите я тоже собрала грузовик, но

  вот беда, этот грузовик не заводится, а чтоб он завёлся, нужно погрузить в его кузов картинки с предметами, в названии которых есть звук [Ж], и тогда наш грузовик весело зажужжит. (Дети выбирают картинки с предметами в названии которых есть звук [Ж])

- Я погрузил в машину жирафа.

- Я погрузил в машину ножницы.

- Я погрузил в машину пирожное.

- Я погрузил в машину мороженое.

- Я погрузил в машину жука.

- Я погрузил в машину лыжи.

- Я погрузил в машину шубу.

- Я погрузил в машину лужу.

- Я погрузил в машину снежинку.

- Я погрузил в машину ножи.

Ну что, заведется теперь наша машина? (Да) Давайте весело пожужжим:  Ж-Ж-Ж-Ж.   Вот мы  и выполнили все задания Городовичка.  Мы с вами очень долго путешествовали и отлично справились со своей работой, за это Городовичок нагрждает вас медалями за отличное выполнение заданий.

  1. Заключительная часть

 Рефлексия

   Что  вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии? Я буду передавать вам руль, и вы скажите свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Конспект мастер – класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Конспект мастер – класс для родителей«Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осущ...

Мастер-класс. Открытое занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий. Приключения в «Королевстве Простуды»

Открытое занятие для педагогов и специалистов ЮАО.Цели занятия:-  Познакомить дошкольников с мероприятиями по профилактике простудных заболеваний.-  Сформировать навык осознанного отношения ...

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...