План проектной деятельности "Сказок много есть на свете"
материал по развитию речи (старшая группа)

Браткова Юлия Фёдоровна

План проектной деятельности "Сказок много есть на свете" Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_proekta_skazok_mnogo_est_na_svete.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №19

 «Тополёк» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников»

 г. Невинномысска

ПЛАН ПРОЕКТА:

«Развитие речи через художественное слово»

«Сказок много есть на свете»

(старшая группа)

       

                                                                                                                                              Составила:

                                                                                                                                воспитатель 1 кв. к.

                                                                                      МБДОУ № 19 г.

                                                                                                                             г. Невинномысска

                                                                                                                        Браткова Ю.Ф.,

                                                                                                               

г. Невинномысск, ноябрь 2019 г. – январь 2020 г.

                                                                                                                     

Тема проекта: «Сказок много есть на свете»

Проект: среднесрочный, состоящий из совместного группового и семейных мини-проектов

Сроки реализации проекта: ноябрь 2019г. – январь 2020г.

Вид и тип проекта: познавательно-развивающий, информационно-практический

Участники проекта: дети средней группы (5 - 6 лет), родители, воспитатели.

Проблема:

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день стоит очень остро, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Исходя из выше сказанного, мной была выбрана следующая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».

Актуальность проекта

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Изучению данного вопроса посвящено много работ. Например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И., Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.

Цель: Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы.

Задачи: 

- Сформировать интерес к художественной литературе.

- Расширять и активизировать словарный запас детей.

- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);

- Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;

- Развивать творческие способности у детей;

- Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- Пополнить и активизировать словарный запас новыми словами;

- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам реализации проекта.

Риски реализации проекта:

Недостаточная активность родителей, неготовность педагогов к участию в проекте, к самоанализу своей деятельности; внутренние сопротивления, которые может встретить автор проекта (отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта); отсутствие форм, механизмов учета результатов деятельности.

Предполагаемый результат:

-  Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

- Участвуют в театрализованных постановках сказок

- Пополнение библиотеки группы новыми книгами.

- Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

-  Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.

-  Получить эмоциональный отклик от своей работы.

 

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП – подготовительный

(ноябрь)

  1. Родительское собрание на тему: Участие в проекте ««Развитие речи через художественное слово»

«Сказок много есть на свете»».

  1. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
  2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД, художественной литературы для чтения по теме, аудиозаписей, видеозаписей.
  3. Открытое занятие по развитию речи «Монолог и диалог».

2 ЭТАП - практический

(декабрь-январь)

Беседы:

1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.

2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии

3. Беседа по сказке «Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.

4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.

5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.

6. «Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.

7. «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.

2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н. сказок.

3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.

4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - формировать умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.

5 .Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» - развивать память и речь детей.

6. Пересказывание итальянской сказки «Как осёл петь перестал» - формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

7. Чтение сказки А. Ремезова «Хлебный голос» - совершенствовать умения детей воспроизводить последовательность слов в предложении

8. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.

9. Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.

10. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» - формировать умение пересказывать литературный текст.

11. Произведения Н. Носова – закреплять умение пересказывать любимые эпизоды из рассказов Н. Носова.

12. Русская народная сказка «Хаврошечка» – совершенствовать диалогическую форму речи.

13. Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.

14. Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» - формировать умение связно пересказывать литературный текст.

15. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.

16. Пересказ сказки «У страха глаза велики» - формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.

17. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» - формировать умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.

18. Рассказывание сказок, составленных вместе с родителями, для книги «Новогодние приключения».

Творческие работы:

1. Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

2. Конструирование с аппликацией «Книжка-малышка по сказкам» – формировать умение работать всем вместе, прививать интерес к русским народным сказкам, зарубежным и авторским.

3. Аппликация «Цветик-семицветик» – формировать умение вырезать лепестки одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.

3 ЭТАП – итоговый

(январь)

  1. Подготовка и оформление, вместе с родителями, выставки поделок по любимым сказкам.
  2. Итоговое занятие по защите проекта «Развитие речи через художественное слово «Сказок много есть на свете»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Профессий много есть на свете"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск самарской области струк...

Конспект НОД "Профессий много есть на свете".

Профессий много разных есть…»Задачи:1. Закреплять знания дошкольников о различных профессиях.2. Учить определять профессию по описанию, делить разные профессии на группы по признаку, предложенному вос...

Конспект итогового занятия по проектной деятельности «Развитие речи через художественное слово в старшей группе «Сказок много есть на свете»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности «Развитие речи через художественное слово в старшей группе «Сказок много есть на свете»...

Презентация "Профессий много есть на свете"

Презентация предназначена для показа детям старшего дошкольного возраста для ознакомления с профессиями родителей....

проект " Профессий много есть на свете"

формировать у детей представления о профессиях  взрослых в ближайшем окружении....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Профессий много есть на свете».

Итоговое занятие по закреплению знаний детей о разнообразном мире профессий, значимости профессий в жизни людей....

Паспорт проекта «Профессий много есть на свете…»

Предлагается паспорт проекта "Профессий много есть на свете..." творческой, познавательной направленности для средней группы...