Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи "Кот в сапогах"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Фёдоровна Игнатенко

Нетрадиционное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии синквейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_netraditsionnogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи

 «КОТ В САПОГАХ»

с использованием современного метода СИНКВЕЙН

для детей подготовительной к школе группы

Форма организации обучения - нетрадиционное занятие, вид: занятие – путешествие.

Тип ООД: творческое применение знаний и умений.

Приоритетные образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель: формирование у детей умения передавать словесное изображение в описании героев и событий сказки посредством использования технологии  синквейн, сохраняя положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей умение строить текст-описание и самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.
  2. Активизировать словарь детей через вопросы  знакомой сказки.
  3. Обогащать словарь дошкольников  словами-определениями, глаголами; совершенствовать грамматический строй речи.
  4. Учить обобщать слова и предложения  в форму описательной загадки.
  5. Формировать художественно-речевые способности.

Развивающие:  

  1. Закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание и зрительное восприятие;
  2. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами, развивать образную речь;
  3. Развивать у дошкольников память, творческое воображение, умение логически мыслить.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать доброжелательность,
  2. Содействовать формированию навыков сотрудничества, активности, инициативности.
  3. Прививать интерес к художественной литературе.

Ожидаемый результат:


- дети вступают в речевое общение, используя технологию синквейн; активно используют в речи слова-определения, глаголы; строят развёрнутые сообщения, оформляя описательный рассказ грамматически правильно, последовательно и связано.

-сами придумывают описательные загадки о героях сказки с опрой на алгоритм – модель;

-содержательно отвечают на вопросы по тексту; устанавливают связь между событиями, мотивами и поступками  персонажей;

-активно принимают участие в групповой беседе.

Формы и методы организации основной образовательной деятельности:

Игровая мотивация, вопросы к воспитанникам, работа по технологии синквейн с использованием мнемотаблицы, доказательная беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок.

Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма «Кот в сапогах»; работа с  дошкольниками с технологией синквейн.

Оборудование: сказочная книга, портрет французского писателя Шарль Перро, дидактические конверты «Угадай в глазок», карточки с иллюстрациями сказок, карточки-задания,  алгоритм-модель синквейна, картинки - мнемотаблицы для составления синквейна.

Структура занятия - путешествия:

I Вводная часть – 5 минут

  1. Художественное организационное слово «Здравствуй, друг!»
  2. Загадывание загадки.
  3. Сообщение новых знаний  об авторе сказки «Кот в сапогах».
  4. Мотивация: попадание в сказку.

II Основная часть – 20 минут

  1. Задание 1 «Характеристики персонажей сказки»
  2.  Задание 2 «Синквейн»
  3. Физминутка «Хитрый кот»
  4. Задание 3 «Составь синквейн – загадку»
  5. Задание 4 «Угадай в глазок»
  6. Задание 5 «Составь длинное слово»

III Заключительная часть – 5 минут

  1. Просьба сказочной книги. Возвращение из сказки.
  2. Рефлексия.

Ход занятия.

I Вводная часть

  1. Художественное организационное слово «Здравствуй, друг!»

Воспитатель организует детей

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

  1. Загадывание загадки.

Ребята, а у вас есть друзья? Очень важно иметь хороших друзей и дорожить ими. Сегодня мы с вами поговорим о произведении, которое всем вам хорошо знакомо. Мы с вами смотрели мультфильм, снятый по этой сказке, и читали саму сказку.Сейчас я загадаю вам загадку об этом сказочном герое, и вы всё поймёте.

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах.

Да, можно сказать, что кот был настоящим другом хозяина Маркиза де Карабаса. И мы уже знакомы с вами со сказкой «Кот в сапогах».

Сообщение новых знаний  об авторе сказки «Кот в сапогах».

Вы знаете, что сказки бывают народными и авторскими. А сказка эта народная или авторская? (Это сказка авторская). Кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек.

Так как же зовут автора сказки «Кот в сапогах»?  Шарль Перро. Взгляните на его портрет. Шарль Перро – известный французский писатель, который написал много интересных сказок для детей.

  1. Мотивация: попадание в сказку.

Сегодня мы попадём в эту замечательную сказку, где очень много интересных заданий. Для этого нам нужна сказочная книга. Давайте закроем наши глаза и представим как могла бы выглядеть сказочная книга……

Ребята, а вот и она! Сказочная книга предлагает нам выполнить какие-то  задания. Как вы думаете у нас получится? Тогда приступим!

II Основная часть – 20 минут

Страница 1

Назови персонажей сказки и расскажи о них.

Ребята, мы оказались в сказке, кого же мы там встретим?

Кто это? (Кот в сапогах).

Какой он? Что вы можете о нём сказать? (Кот в сапогах - весёлый, озорной, забавный,  хитрый, любознательный, дружелюбный, смешной).

А каким был маркиз де Карабас? (Маркиз де Карабас - добрый, доверчивый, грустный, симпатичный).

Король? ( Король - доверчивый, добрый, отзывчивый)

Принцесса?  (Принцесса - добрая, хорошая, красивая)

А каким был Людоед? (Людоед  - злой, глупый, сильный, богатый).

Молодцы. Ребята, вы все правильно охарактеризовали персонажей этой сказки.

Мы можем перейти к следующему заданию.

Страница 2

Составь синквейн про Кота в сапогах

В нашей книге есть необычное задание, которое называется синквейн. Давайте все вместе скажем. Вы  уже знакомы с этим словом. Кто помнит, что такое синквейн?

Хорошо, молодцы.

Я предлагаю вам попробовать свои силы в составлении синквейна. Ну что ребята попробуем составить синквейн?

Давайте составим синквейн  про Кота в сапогах. Кто готов это сделать?

Посмотрим, что на третьей странице нашей волшебной книги?

Страница 3

Изобрази хитрого кота

Физминутка «Хитрый кот»

 

Хитрый кот по дому рыщет, (кот ходит по коврику)

Мышку маленькую ищет (дети стоят на коврике)

Мышка в подполе живёт, (дети присаживаются на корточки)

Тихо досочки скребёт. (скребут по коврику)

Не поймает котик (дети встают на ноги.)

Мышку за животик! (грозят пальчиком коту и убегают, а кот их догоняет)

Страница 4

Составьте командами по одному синквейну-загадке про других персонажей сказки.

А теперь вы сами попробуете составить синквейн – загадку про других персонажей сказки. Сейчас мы разделимся на 2 команды. Каждая команда получит картинку со своим персонажем. Очень важно, чтоб вы не показывали свою картинку другой команде.

На вершине ёлочки я оставляю знак вопроса. Это значит, что вы не будете называть сам персонаж, который у вас на картинке. Помните, что вместо этого вы начнёте свой рассказ-загадку фразой: «Угадайте, кто это?» Дальше вы переходите ко второй строке и называете 2 признака своего персонажа. Затем 3 действия, которые он делал. И составляете про него предложение по предложенной схеме. Последним будет одно слово, которое поможет назвать этот персонаж по-другому.

(Двум командам предлагается картинка Людоеда и маркиза де Карабаса)

Страница 5

УГАДАЙ В ГЛАЗОК: ОТГАДАЙ,  ИЗОБРАЖЕНИЕ КАКОГО ПЕРСОНАЖА В КОНВЕРТЕ  И КАКОВА ЕГО РОЛЬ В СКАЗКЕ

Ребята, в наше книге есть ещё одно задание. И конверты к нему. Нужно угадать, кто или что здесь спрятано.

Молодцы, ребята.

Страница 6

Составь длинное слово

Ребята, смотрите, а здесь ещё какие-то персонажи сказок. Скажите, они из сказки «Кот в сапогах»? Нет, конечно. Это, наверное, его друзья.

Ребята, книга просит составить нас длинные слова по этим картинкам

 У Мальвины голубые глаза, значит какая она?

У Змея Горыныча три головы, значит какой он?

У Дюймовочки доброе сердце, значит какая она?

У Буратино длинный нос, значит какой он?

У волка острые зубы, значит какой он?

Страница 7

Возвращение из сказки

III Заключительная часть – 5 минут

  1. Просьба сказочной книги. Возвращение из сказки.

Вот и закончилась наша книга. В последнем задании книга просит нас  о том, что мы тоже совершили волшебство и сделали эту книгу красивой. Вы хотите побыть волшебниками? Тогда уже завтра мы будем оживлять нашу книгу: раскрасим яркими красками картинки из этой замечательной сказки.  Закроем глаза , и теперь откроем их.

Что мы видим: ковёр, стулья, музыкальный зал… мы вернулись из сказки.

  1. Рефлексия.

Давайте еще раз вспомним название и имя автора сказки, о которой сегодня шла речь.

Скажите, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы составляли при помощи ёлочки? (Синквейн).

Как вы думаете, получилось ли у вас  составить синквейн – загадки?

А какая команда была лучше? И почему?

Ребята, вы сегодня большие молодцы, много работали, выполнили все задания, и хорошо освоили синквейн. Сегодня я расскажу вашим родителям об успехе каждого. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - оттиск поролоном) "Теремок"

Цели:Продолжать учить детей рисовать методом тычка при помощи поролонового тампона. Задачи:·        Закрепить знания детей по сказке «Теремок»·...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - оттиск пенопластом, рисование пальчиками) "Румяный колобок"

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Познакомить детей с новым методом рисования при помощи пенопласта. Задачи:·...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме "Пересказ рассказа "Кот в сапогах" по Е. Пермяку".

Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку.Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на предметно – графический план.Задачи:Коррекционно – образовательные:  - расширять и уточнять сло...

Конспект открытого занятия по развитию речи и нетрадиционному рисованию «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

ГАУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережночелнинский дом ребёнка специализированный»    Конспект открытого занятия по развитию речи и нетрадиционному р...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционному рисованию « Прилетела птичка к нам»

        ГАУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережночелнинский дом ребёнка специализированный»    Конспект интегрированного ...

Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ» с использованием современного метода СИНКВЕЙН для детей подготовительной к школе группы

Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ»с использованием современного метода СИНКВЕЙНдля детей подготовительной к школе группы...