"Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Костоломова Надежда Юрьевна

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной-комбинированной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад 29 города Ельца

Конспект ОД по развитию речи

 в подготовительной-комбинированной группе

на тему: « Путешествие по сказкам»

        

                                                                                                                                                                                                  Подготовила: Костоломова Н.Ю.

                                                                                              Елец, 2020г.

 Конспект ОД по развитию речи в комбинированной -подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. 

Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Коррекционные: упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами ,в подборе антонимов и синонимов, автоматизировать звук р
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты с загадками, письма, пазлы по сказкам, мячики суджоку.
Методы и приемы:
словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физкультминутка).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой
1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй», «Трубочка»
2. Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- А почему вы их любите? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). 
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). 
- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: 
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. (Дети берут в руки мячики суджоку, имитируя движения)


Игра «Назови сказки»: дети, используя суджоку, катают клубочек, называя сказку).
Воспитатель: 
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку). 
- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам название сказок, вы послушайте внимательно скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Д/ игра «Исправь ошибки».

- «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

- «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

- «Морковка» - «Репка».

- «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».

- «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

- «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

- «Домик» - «Теремок».

Воспитатель:  Молодцы. вы были внимательны. Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)

 Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубочек (повторить 2 раза)
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к  мольберту, на котором иллюстрации к сказке «У страха глаза велики». Сумеете ответить на вопросы и пересказать сказку, получите еще одну страницу.

Ребята, мы должны справиться и с этим заданием, ну что, вы готовы? (ответы детей). Тогда садитесь на стульчики поудобнее и слушайте внимательно.

Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики».

-Почему это произведение называется сказкой?

-Как вы поняли название «У страха глаза велики»? Почему она так называется?

-О чем рассказывается в этой сказке?

_Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Какие были у них ведра?

-Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?

Что вам больше всего понравилось в сказке?

Повторное чтение сказки. (для пересказа вызвать несколько детей)

После пересказа воспитатель обращается к детям:

«Чей рассказ вам понравился больше всего и почему? Вы должны отметить полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали.(анализ пересказа)

-В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу, можно о них сказать? Какими они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые)

_Д/и «Подберите к этим словам слова, противоположные по значению»:

Испуганные-смелые

Трусливые-мужественные

Пугливые - храбрые.

-Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а не медведище?

А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (Медведюшка, мишка, Мишенька, мишутка)

- А как мы называем большого сильного волка? ( волчище).А ласково? (волчок, волчишка) Молодцы, вы справились и с этим заданием. Вот и еще две страницы нашли. Какого они цвета? (зеленого и голубого).

Мы немножко отдохнем, физкультминутку проведем.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь.
! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к интерактивной доске, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Назовите главных героев? Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Лисичка сестричка и серый волк» (о чем эта сказка? Назовите главных героев.)
- А какая лисичка в этой сказке? Как обхитрила она волка?)
- Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (желтая и оранжевая). 
- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)
- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
-Встаньте дети в кружок, предлагаю вам поиграть

РА-РА-РА вместе весело ура!

РЫ-РЫ-РЫ много в группе детворы

РУ-РУ-РУ продолжаем мы игру

РО-РО РО дарим людям мы добро!!!
Воспитатель: 
- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)
- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей). 
 - Цвета радуги, цветик семицветик. Да книга получилась яркая, красочная, но не хватает иллюстраций. Я предлагаю вам их собрать,  

Пальчиковая гимнастика. Репка

 (На каждую строку дети сгибают и разгибают пальцы)

Тянут, тянут бабка с дедкой  (Большие пальцы)

Из земли  большую репку.   (Указательные)

К ним пришла тут внучка,  (Средние)

Подбежала Жучка,             (Безымянные)

Кошка тоже  потянула.       ( Мизинцы)

Хоть держалась крепко,   ( Берут репку  всей кистью)

Вытянута  репка !               ( Руки поднимают вверх)

Работа за столами (дети собирают пазлы, иллюстрации к сказкам)
Рефлексия:
3. Воспитатель: Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Воспитатель: 
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки? 
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"

Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...

Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"

В этом конспекте  занятия закрепляются  знания о старинном русском быте....

Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"

Досуг в подготовительной группеТема:  «Путешествие по русским народным сказкам»   ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н.  Цели:- закрепить знания дет...

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....


 

Комментарии

Завьялова Марина Александровна

Спасибо! Интересный материал, обязательно использую в своей работе

Костоломова Надежда Юрьевна

Спасибо за хороший отзыв. Желаю удачи в работе!