Составление рассказа по серии картинок "Добрая душа"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Развитие связной речи( обучение рассказыванию по восприятию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobraya_dusha.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по серии картинок "Добрая душа"

Лексическая тема: "Доброта"

Цель: Развитие связной речи( обучение рассказыванию по восприятию).

 Образовательные задачи: Выявить и обобщить у детей правильное представление о доброте. Учить быть сдержанным и доброжелательным, работать над определением понятия добра в процессе общения. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Учить раскрывать смысл пословиц, Побуждать детей интересоваться смыслом слов, усваивать нравственные понятия через игровую деятельность. Продолжать учить составлять рассказ по картинкам.

Развивающие задачи: Развивать инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Воспитательные задачи: Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми. Воспитывать  бережного отношения к природе.

Оборудование: Магнитная доска, серия картинок "Добрая душа", чашу с голубой водой и шарики; разнообразные игрушки (предметы домашнего обихода, животные, растения, книги и т. д.); картинка с изображением кота Леопольда.

Предварительная работа: Разучивание  стихотворений "Доброта",  рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, беседы на нравственные темы.

Ход занятия

1.Организованный момент. Объявление темы занятия.

 Педагог предлагает занять свои места.

 Воспитатель читает стихотворение:

Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
Он ужасно одинок,
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой,
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты,
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.

(И. Полюшко)

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение? О чём в нём   говорится?

Ребенок: О доброте.

Воспитатель : Доброта- это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Доброта-это солнце. Добрый человек  природу и сохраняет. А любовь и помощь согревают как солнце. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко , добро .Добро- тебе , добро- от тебя. Как это верно. Подумайте и скажите , о ком или о чём можно сказать «добрый»?

1-й ребенок: добрый вечер.

2-й ребенок: В добрый путь.

3-й ребенок: Добрый человек.

Воспитатель: «Добрый человек» , а «добрый», значит он ещё какой?

4-й ребенок: внимательный.

5-й ребенок: отзывчивый.

Воспитатель: Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у неё запах, вкус? Быть может её нетрудно увидеть? А в чём её можно увидеть?

6-й ребенок: В поступках.

7-й ребенок:  в делах.

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки?(ответы детей)

2. Рассматривание серии картинок "Добрая душа" и беседа по ней. Развитие диалогической речи.

Педагог расставляет на доске в произвольном порядке картинки и предлагает детям рассмотреть их и расположить в нужной последовательности. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какое время изображено на картинке?

1-й ребенок: Весна

Воспитатель: Почему вы так думаете?

2-й ребенок: На земле еще лежит снег и  текут ручейки.

Воспитатель: Где шел дедушка Петя?

3-й ребенок: Дедушка Петя шел по парку.

Воспитатель: Что он увидел на земле?

4-й ребенок: Он увидел  нераскрывшийся подснежник.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем дедушка Петя накрыл шляпой подснежник?

5-й ребенок: Дедушка Петя накрыл подснежник , чтоб он не замерз.

Воспитатель: Что стало с цветком?

6-й ребенок :Подснежнику стало тепло под шляпой и он распустился.

Воспитатель: Правильно.

3.Пальчиковая гимнастика « Веселая старушка»

«Веселая старушка»

У веселенькой старушки       Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке     Сложить руки углом и показать избушку.

Десять сыновей.                           Показать десять пальцев. 

Все без бровей                           Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,    Растопыренные ладони поднесены к ушам.

Вот с такими носами,   Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,     Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой,          Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!       Показать руками большую бороду.

Они не пили, не ели,   Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».

На старушку все глядели,  Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно  

                                                                      ресницами.

И все делали вот так…    Ребенок показывает любые загаданные им действия.

4.Игровое упражнение « Добрый поступок». Развивать связную речь, внимание, память. Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство сострадания и милосердия.

Педагог предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними разнообразные игрушки (предметы домашнего обихода, животные, растения, книги и т. д.)

Воспитатель:  Какой добрый поступок и к кому вы можете совершить, используя этот предмет.(ответы детей).

5. Подготовка детей к рассказыванию.

Педагог предлагает детей сесть за стол, предлагает им подготовиться к рассказыванию, придумать имя для дедушки. Он напоминает ,что рассказ можно начать со слова "однажды".

6. Рассказ по серии картинок "Добрая душа". Развитие связной речи.

Два- три ребенка по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать рассказывать, это может сделать педагог.

Добрая душа

Наступила весна. На земле еще лежал снег. Дедушка Петя шел  по парку.

Вдруг в снегу дедушка Петя увидел небольшого нераскрывшийся подснежник. Подснежник замерз. Дедушка Петя пожалел цветок, снял свою шляпу и накрыл его. Подснежнику стало тепло под шляпой и он распустился.

Педагог предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.

7. Дидактическая игра « Чаша добрых дел». Продолжать формировать словарь наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к добру.

Педагог вновь  приглашает детей на ковер чашу с голубой водой и шарики.

Воспитатель:  Посмотрите, что у меня в руках? (чаша с голубой водой и шарики). Это волшебная чаша и сейчас мы ее заполним шариками. Каждый из вас будет брать по одному шарику, называть доброе дело и бросать шарик в воду. Если вы назовете правильно, ваш шарик не утонет.

8. Д/Игра «Я начну, а вы закончите» .Развивать связную речь.

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту?.(ответы детей)

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту.

Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с тёплым взглядом.

Воспитатель: Как можно сейчас подарить друг другу добро? Как это сделать? Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении…

Воспитатель: назовите вежливые слова.

Дети называют.

Педагог ставит на доску картинку с изображением кота Леопольда.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку. Вы узнали? Кто это?

Дети: Кот Леопольд.

Воспитатель: Кто помнит, какую фразу он любит говорить?

Дети: Ребята, давайте жить дружно!

Д/Игра «Я начну, а вы закончите»

- Зеленеет старый пень, когда услышит …(Добрый день)

- Растает даже снежная глыба от слова тёплого … (Спасибо)

- Если тебя бранят за шалости, надо сказать …(Прости пожалуйста)

- Где бы ни были, на прощание мы говорим …(До свидания).

 

9.Окончание занятия. Оценка работы детей.

 Педагог предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....