Мнемотехника
консультация по развитию речи

Мнемотехника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_k_samoanalizu.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Представьте себе, что Вы не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей к Вам ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать. Вы скажете – это сценарий психологического триллера и будете не правы, это всего лишь реалии жизни ребенка – дошкольника. Помочь ему призвана мнемотехника – наглядные пособия и приемы, помогающие систематизировать и запомнить информацию.

Наглядным примером такого пособия являются картинки на шкафчиках и вешалках для полотенец в детском саду. Ребенок запоминает, что на его шкафчике нарисовано яблоко, значит его полотенце висит на крючке, над которым красуется тот же фрукт. В детских садах также широко используются наглядные картинки – алгоритмы действий. Дома Вы тоже можете составить мнемотаблицу – распорядок дня, зарисовав расположение стрелок на часах и картинку, символизирующую действие, которое нужно выполнять в означенное время. Ребенок с удовольствием будет бегать сверять часы к распорядку и выполнять то, что положено.

Усложним задачу: предложите ребенку схематично зарисовывать каждую строчку зачитываемого Вами стихотворения, потом предложите малышу воспроизвести стихотворение по собственным картинкам. Эта увлекательная игра развивает навыки рисования, способность улавливать главную мысль и обобщать, а также, конечно, помогает усвоить информацию и тренирует память.

Собирая картинки с различными изображениями, можно предлагать ребенку раскладывать картинки по группам и объяснить по какому признаку он формирует группы. Таким образом, развивается не только память, но и логическое мышление. Далее, когда ребенок безошибочно называет все картинки и собирает их в группы, стоит подписать названия предметов печатными буквами. Таким образом, Вы получите пособие, которое поможет в обучении чтению. Запоминая положения букв и зная название предмета, ребенок учится читать, играя, без особых усилий.

Усложняйте задачу, используя все новые и новые картинки и названия, чтобы словарный запас ребенка пополнялся. Чаще описывайте картинки сами и предлагайте это сделать ребенку. Зарисовывайте с ребенком схематично все впечатления прошедшего дня, а далее, подписывайте получившиеся рисунки. Если видите, что какое-то занятие наскучило ребенку, переключитесь временно на другое, но потом обязательно вернитесь к неоконченному.

Чем больше мнемоматериалов Вы подготовите для ребенка и освоите вместе с ним, тем быстрее он обучится основным навыкам, необходимым для поступления в школу. В школе педагог продолжит усложнять занятия, развивая уже полученные навыки и добавляя новые. Умение планировать и группировать информацию станет хорошим подспорьем для первоклассника.

Использование метода мнемотехники

в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной,чёткой,красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого-"искусство запоминания". Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того,наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица-это схема,в которую заложена определённая информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка-серая, ёлочка-зелёная.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап.Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап.Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое "завязано" вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы,некоторых действий,то есть можно изобразить всё то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу с помощью какого-то символа, действие "бил-бил" можно показать стрелками, а слёзы-маленькими точками.

Через сказку мы знакомим детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используем обучающие мнемотаблицы "Осень", "Зима", "Весна". Ознакомление с характерными особенностями времён года идёт через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами мы вводим цветовые буквенные обозначения времён года: осень-жёлтая или оранжевая буква "О"; зима-синяя или голубая буква "З"; весна-зелёная буква "В". При этом знакомим детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлениями : дождь,снег,солнце и пр.. Использование условных обозначений признаков времён года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица-ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква "З" символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия "сезон как время года".

Занятия строятся на общеизвестных сюжетах, сказках. Причём дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду. "Превращаясь" в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир .

Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и детей):

-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

-обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

-подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

-выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия мы помогаем детям вопросами: "А что ты знаешь об этом?" или "Кто ещё знает об этом что-нибудь интересное?" В занятия мы включаем различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок,народные приметы и т.д.. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом нам помогают мнемотаблицы  и схемы-модели, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц, т.к. их должны зарисовывать сами дети. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-моделе могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама,дом,еда) - если дети умеют читать и писать;

-самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему=модель как план пересказа;

-закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

-у детей появилось желание пересказывать сказки-как на занятии, так и в повседневной жизни;

-расширился круг знаний об окружающем мире;

-активизировался словарный запас;

-дети преодолели робость,застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Считаем, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

МНЕМОТЕХНИКА
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников должны соответствовать определенным требованиям:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

Но надо отметить, что знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие.

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например: не большой, не круглый, не съедобный.

IV этап. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Хотелось бы рассказать ещё о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребенка: 

  • для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (-3x3);
  • для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4);
  • для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5).

Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список литературы:

  1. Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений - 128 с.
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
  3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...