Светофор и Я – лучшие друзья!
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Владимировна Еремеева

Конспект

непосредственно -  образовательной деятельности  по познавательно – речевому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста в  группе

компенсирующей направленности

 

 

Тема «Светофор и Я – лучшие друзья!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_eremeevoy_i.v._svetofor_i_ya_luchshie_druzya.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида»

Конспект

непосредственно -  образовательной деятельности  по познавательно – речевому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста в  группе

компенсирующей направленности

Тема «Светофор и Я – лучшие друзья!»

                                                                                     Разработала и провела:

                                                          Еремеева И.В. – учитель – логопед,

                                                                                   высшая кв. категория

                                                                             

                                                               Сентябрь 2018г.

Конспект

Непосредственно -  образовательной деятельности  по познавательно – речевому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста в  группе

компенсирующей направленности

Тема: «Светофор и Я – лучшие друзья !»

Цель: В игровой форме систематизировать знания детей о правилах дорожного движения,  о сигналах  светофора и важности их соблюдения в целях безопасности.

Коррекционно – образовательные  задачи:

  1. Активизировать в речи слова на дорожную тематику.
  2. Закрепить умение различать и понимать значение  дорожных знаков;
  3. Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков дорожного движения;
  4. Закрепить умение детей применять полученные знания о Правилах дорожного движения в играх.

Коррекционно – развивающие задачи:

  1.   Формировать познавательный интерес к изучению правил дорожного движения, учить излагать свои мысли понятно для окружающих в соответствии с темой.
  2. Продолжать учить детей составлять слова из слогов (устно).
  3.  Совершенствовать грамматический строй речи -  правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
  4. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

5. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память, координацию речи с движением, общую моторику пальцев рук, правильное дыхание

Коррекционно – воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения.

2. Воспитывать в детях грамотных пешеходов, умеющих самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. 

3. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Среда взаимодействия. Взрослый – ребенок: ситуативный разговор, беседа, совместное принятие решения, совместная деятельность.

Способы формирования и поддержки познавательной мотивации детей: звуковой сигнал «полицейской машины»: разыгрывание сценки, речевые и подвижные игры, просмотр видео фильма, сюрпризный момент, конструктивная похвала, аудиозапись « Шумы города», мультфильм «Азбука Светофора», художественное слово. 

Организационная форма непосредственно-образовательной деятельности: групповая

Предметно-практическая среда:

  • пластмассовые розеточки на каждого ребёнка для пазл «Дорожные знаки»; -  - Костюм детский «Светофор», круги тканевые (красный, жёлтый, зелёный)  на липучках;
  • столы детские двухместные,  стулья детские по количеству детей;
  • демонстрационный экран, проектор;
  • аудиозапись «Шум города»;
  • Аудиозапись детской песенки «Светофор» на стихи  А. Усачева;
  • Мультфильм «Азбука Светофора».

Планируемые результаты: Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление самостоятельности, дисциплинированности,  осторожности в соблюдении правил поведения на улице, с целью предупреждения детского травматизма.

Технологическая карта деятельности:

Этап 1. Вводно-мотивационный (5 минут)

Содержание

Комментарии

Логопед предлагает детям свободно  расположиться на  ковре, закрыть глаза и внимательно послушать звуки……

Звучит запись «Шумы города»

 Логопед: Какие звуки вы слышали?

(скрежет тормозов,  звук мотора, сигнал машины, свисток полицейского).

(ответы детей)

   

 Речевая разминка  (дети проговаривают слова чистоговорки на ковре и выполняют движения)

 - По шоссе спешат машины –Ж – Ж – Ж

 То  шуршат спокойно шины -  Ш – ш – ш

Вдруг, шипят со злом уже:

 - Не  спеши на вираже!  - Др – Др - Др

Логопед: Дети, а у наших машин  на виражах спустило колесо,  давайте его подкачаем!

 Дыхательное упражнение «Насос» 

Глубокий вдох через нос. Выдох – с – с – с. (5 раз)

 - Отлично накачали колеса, можно «ехать» дальше.

- Мы не будем   спешить, а спокойно  поедем на «стоянку».

Дети садятся на стульчики.

Вводная беседа.

С каждым годом на дорогах нашего села транспорта становится все больше и больше.  По ним движется много легковых и грузовых автомобилей, едут автобусы, идут пешеходы и никто никому не мешает.

Логопед: А почему так происходит?  Может вы сможете ответить на этот вопрос? (ответы детей полным предложением).

Логопед: Да, это происходит  потому,  что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. И чтобы было безопасно на дорогах, все  должны подчиняться строгим законам дорожного движения.

Сюрпризный момент

Неожиданно в группу «влетает»  гелиевый воздушный шар с прикреплённым на ниточке конвертом.

Логопед: Дети, как вы думаете, что  нам  делать с этим сюрпризом?  Интересно, и  от кого это письмо ? (дети обсуждают и совместно принимают решение).

Дети вскрывают конверт, в котором  3 круга – красный, жёлтый и зелёный, на обратной стороне кругов написаны слоги «Све» «то» «фор».

Логопед: Как же нам  догадаться, от кого этот конверт? (Ответы детей)

Задание «Сложи слоги и прочитай слово» (СВЕТОФОР)

Логопед: Дети, вы слышали звук свистка за дверью?  Кто может так свистеть? (Ответы детей).

Логопед: Я кажется догадалась!  Сегодня к нам в гости зашел профессор дорожных наук Светофор Светофорыч  Мигалкин (вход Светофора Светофоровича и трёх огоньков – красный, жёлтый и зелёный).


Логопед: Светофор Светофорович Мигалкин  пришёл к нам не один, а со своими друзьями, которые хотят рассказать нам  «Сказку о заветных огоньках». А я им помогу. Будет  интересно и познавательно! Занимайте свои места на стульчиках

 Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»

Логопед: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Логопед: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:

Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Логопед: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и  профессор дорожных наук -  Светофор Светофорович Мигалкин.

(Ребёнок в костюме светофора, но без огоньков стоит грустный)

Чтобы не прерывать игровую деятельность детей, была включена аудио запись «Шумы города», которая вызвала интерес у детей. Таким образом, дети были вовлечены в непосредственно образовательную деятельность.

Так как НОД для детей с ТНР необходимо сделать разминку для язычка, сформировать правильное дыхание, что способствует развитию правильной речи.

Помогать детям грамматически правильно оформлять высказывания

Можно усложнить задание, где дети показывают сформированные навыки  по обучению грамоте -  составление слова из слогов,  а написать простое короткое письмо, либо задание от Светофора, чтобы дети прочитали самостоятельно.

Слова автора в сценке может рассказывать ребёнок

Этап 2. Практический. 20 минут

Содержание

Методические комментарии

Светофор (грустный): Ребята, а вы не заметили ничего необычного на моём светофоре? (Ответы детей)

Светофор: Правильно, у меня нет огоньков, они стоят рядом со мной. Расположите их правильно. (Дети прикрепляют огоньки ( круги ) на липучках к светофору)

Светофор: Я очень рад, что мы снова вместе с моими друзьями  - огоньками. Выполняя свою работу, мы много видим и слышим, что происходит на дорогах. Иногда мы слышим, как дети с родителями в ожидании, когда загорится зелёный свет светофора,  повторяют интересные чистоговорки, поговорки, загадывают загадки.  

Красный огонёк: Я слышал вот такую чистоговорку.

Неужели, неужели

Едет Женя на газели?

Точно, это Женя наш.

Заезжает он в гараж.

Повторите за мной её.

Жёлтый огонёк: А я слышал поговорку: Тише едешь, дальше будешь. А вы знаете ребята, почему так говорят? (Ответы детей).  

Зелёный огонёк: А я  загадку вам загадаю.

Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)

Логопед: Дети, ваше общение с огоньками мне понравилось ! Вы старались говорить чётко,  и понятно, правильно объяснили поговорку и быстро отгадали загадку. Молодцы!  Давайте отдохнём и посмотрим мультфильм, в котором даже Смешарики знают  «Азбуку Светофора».

Дети садятся полукругом перед экраном

Логопед: Итак , ребята,  для чего на улицах нужен светофор?  (Ответы детей)

Светофор: Какие молодцы, ребята, вы очень наблюдательные и внимательные!

Логопед: А сейчас я предлагаю вам превратиться в шоферов, и проведем  физ. минутку.

Физминутка « Мы - шофёры» (стоя в кругу, дети показывают движения)

Едем, едем на машине (крутим «руль» руками)

Нажимаем на педаль (Правую ногу приподнять и

« нажимать» левой ногой)

Газ включаем, выключаем (то же самое)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

«Дворники» считают капли  (руки согнуты в локтях, двигают вправо – влево)

Вправо – влево – чистота!

Волосы ерошит ветер (руки над головой, пальцы двигаются)

Мы шоферы -  хоть куда! (поднять большие пальцы рук)

Светофор: Дорогие ребята, вы в детском саду самые старшие, скоро пойдёте в школу. И я очень за вас волнуюсь, а какие ещё правила дорожного движения вы знаете?

Логопед: Уважаемый Светофор Светофорыч Мигалкин, мы приглашаем тебя остаться на нашем занятии, поиграть с нами, послушать , что дети знают о правилах дорожного движения и тогда ты сделаешь вывод, а стоит ли тебе беспокоиться за ребят, когда они самостоятельно начнут передвигаться по улицам нашего села.

Светофор: Спасибо за приглашение, у меня есть немного времени для вас.

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть, быстро все встаём в кружок!

Игра с  мячом «Правила дорожного движения».

 Логопед: Я буду вам бросать мяч по очереди и одновременно задавать вопрос. Вы должны ответить на вопрос и кинуть мяч мне назад.

(Предполагаемые ответы детей)

Логопед: По дороге кто идёт?
Ребёнок: Пешеход.
Логопед: Кто машину ведёт?
Ребёнок: Водитель.
Логопед: Сколько глаз у светофора?
Ребёнок: Три глаза.
Логопед: Если красный «глаз» горит, то о чём он говорит?
Ребёнок: Стой и жди.
Логопед: Если жёлтый «глаз» горит, то о чём он говорит?
Ребёнок: Подожди.
Логопед: Если зелёный «глаз» горит, то о чём он говорит?
Ребёнок: Можете идти.
Логопед: Идут наши ножки по пешеходной…
Ребёнок: Дорожке.
Логопед: Где мы автобус ждём?
Ребёнок: На остановке.
Логопед: Где играем в прятки?
Ребёнок: На детской площадке.
Логопед: Молодцы, дети! А  Светофор Светофорыч Мигалкин улыбается, тоже доволен вашими ответами.

Логопед: Чтобы дальше поиграть, надо пальчики размять и слова чётко повторять. Давайте вспомним разминку для пальчиков

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять.
(
Дети  загибают  пальцы  правой  руки  начиная  с  большого  соответственно

словам ведущего)  

Будем

Мы  

Запоминать

Правила    

Движения.

(Дети  держат  пальцы  растопыренными.  Соответственно  словам  ведущего

начинают поочередно соединять одноименные пальцы рук начиная с больших

пальцев.)

Логопед:  

Правила для дедушки,

Правила для бабушки,

Правила для папы,

Правила для мамы,

Правила для меня.

(Дети  поочередно  соответственно  словам  ведущего  разъединяют  пальцы

начиная с большого.)

Логопед:

Правила для автомобилиста,

Правила для мотоциклиста,

Правила для велосипедиста,

Правила для водителя,

Правила для родителя.

Логопед загадывает загадку детям:

Всё водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг — …
(дорожный знак)

 Упражнение  «Собери дорожный знак» (разрезные картинки) 

Логопед: Я предлагаю вам разрезные картинки, из которых вы соберёте дорожные знаки.  Для этого вам надо объединиться парами, подойти к столу, выбрать любую  розеточку с пазлами, собрать дорожные знаки, объяснить, что они обозначают и к какой группе знаков относятся.

 Дети  делятся на пары по желанию.

 

(предположительные ответы детей)

1- й ребёнок: у меня предупреждающий знак. Он означает:  дорожные работы

2 - й ребёнок: у меня тоже предупреждающий знак. Он означает: пешеходный переход и т.д.

3 - й ребёнок: а меня запрещающий знак. Он означает:  движение на велосипеде запрещено

4 - й ребёнок: я тоже собрал запрещающий знак. Он означает:  движение пешеходов запрещено

5 - й ребёнок: И еще у нас есть знаки сервиса. У меня знак указывает,  где находится  пункт питания

6 - й ребёнок: а мой знак сервиса указывает на автозаправочную станцию и т.д.

 

 Светофор: Молодцы, ребята! Трудное задание, но вы справились. Хорошо знаете значение дорожных знаков!

Логопед: Внимание, приглашаю вас дети сесть свободно на ковре. Если вы  внимательные  ребята и поступаете согласно правилам дорожного движения,   то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.

Вопросы:
1. Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
2. Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
3. Знает кто, что свет зеленый
Означает, путь открыт.
А что желтый свет всегда
О вниманье говорит?
4. Знает кто, что красный свет
Это значит, хода нет?
5. Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
6. Кто из вас в вагоне тесном
уступил старушке место?

 

Продолжать учить детей  старшего возраста отвечать   полными предложениями

В ходе всей непосредственно образовательной деятельности словесное поощрение детей обосновано: «За что»

Необходимо вызвать положительный эмоциональный отклик у детей на результат деятельности.

Слова сложной слоговой структуры проговаривать не торопясь, чтобы все ребята были успешны в правильном произношении слов.

В розеточке лежат разрезные картинки двух знаков, относящихся к одной группе (предупреждающие или  запрещающие  или знаки сервиса).

Логопед даёт детям словесный образец ответа и активно помогает детям, которые затрудняются выполнить задание или предлагает товарищу помочь выполнить задание.

Количество картинок -  дорожных знаков зависит от количества детей

Этап 3. Рефлексивный (5 минуты)

Светофор: Дорогие ребята, теперь я считаю вас своими друзьями.  Вы очень много знаете  о правилах дорожного движения и это вам в жизни пригодится. А мне пора к другим ребятам, я должен их научить, как вести себя на дорогах. До свидания!

Дети прощаются со светофором

Ребёнок: Знают мальчики и девочки,

Знают бабушки и дедушки,

Что есть правила движения,

Что их надо соблюдать.

Что дорожное движение

Надо знать и уважать.

Итог занятия: Дети,  наше занятие закончено. Будьте внимательны и всегда думайте о безопасности! Но чтобы выйти с занятия, вы должны произнести пароль,  сказать, что ты делал(а) на занятии?

 Пароль должен быть коротким, например: « Я отгадывал загадку», «составлял слово из слогов» и. д..

Полученными знаниями дети могут поделиться с ребятами другой группы. Например, через инсценировку «Сказка о заветных огоньках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - игровое ассорти"Мама,бабушка и я - лучшие друзья"

Программа  посвящена  Дню  Матери, в  ней   участвуют   взрослые   и   дети старших - подготовительных групп( с  нарушением  речи).На  празднике  звучат  стихи, песни  о  маме  и  бабушке, веселые  та...

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....

Проект для второй младшей группы детского сада "Книги лучшие друзья""

1.      Формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы....

Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»

Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...

"Светофор Светофорыч и его друзья"

Спортивный досуг по правилам дорожного движения....

план " В гостях у светофора", "Животный мир", " Пернатые друзья", "Мой город - моя улица"

план " В гостях у светофора", "Животный мир", " Пернатые друзья", "Мой город -  моя улица"...