Обогащение словаря детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Базеева Елена Александровна

Содержание статьи поможет родителям детей дошкольного возраста организовать речевую работу в повседневной жизни (на отдыхе, карантине и т.п.) с помощью простых методических приемов. По аналогии с предложенными словесными играми и упражнениями можно общаться с дошкольниками в любой создавшейся обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchaem_slovar_detey_doshkolnogo_vozrast.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Речь – это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Старший дошкольный возраст– очень важный период в жизни ребенка. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так ребенок познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

• наблюдения (наблюдайте за сезонными изменениями, происходящими в природе; за животными; рассматривайте различные предметы и т. д.);

• рассматривания картин, картинок, игрушек;

• показа мультфильмов;

• чтения художественных произведений;

• разучивание стишков, потешек, скороговорок;

• играя в игры: речевые дидактические, словесно-логические упражнения ("Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?")

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т. д.

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Уточнение словаря предполагает углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира.

Активизация словаря. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Устранение из речи детей нелитературных слов - (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Ребенок успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Игра для ребёнка – основной вид деятельности. Учитывая загруженность родителей, рекомендую «играть на кухне» с доступными предметами и материалами.

Занимательные словесные игры и упражнения:

  • Игра «Волшебные палочки» - из спичек (без серы) сложить фигуры, узоры и другое.
  • Игра: «Поможем маме», где предлагается ребенку перебрать рис, горох, гречку, пшено. Эти игры развивают мелкие мышцы руки.
  • Игра «Угощаю» развивает словарный запас детей. Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
  • Игра «Приготовим сок» развивает грамматический строй речи. Из яблок сок (яблочный, из груш сок (грушевый) и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсинов).
  • Игра «Доскажи словечко». Взрослый называет фразу, а ребенок ее должен закончить.
  • Упражнения с существительными.

 Взрослый (показывает игрушечного медведя или другую игрушку). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д.). Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш или другой звук (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

  • Упражнение с глаголами.

   Папа или мама задают вопросы:

- Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко, лазить (по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, ласкаться).

- Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость, гоняться (за кошкой, ласкаться).

- Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться).

- Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

  • Упражнения с прилагательными.

    Родитель спрашивает ребёнка - О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч, круглое (зеркало, колесо?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

  • Упражнения с наречиями.

        Взрослый спрашивает - Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно,

- Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

- Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием усвоения его грамматического строя, развити...

Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....

Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.  Наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, игра оказывает специфическое воздействие на становление речи....

Консультация для родителей. Обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей на тему " Обогащение словаря детей дошкольного возраста". Как проводить занятия с ребенком по развитию речи! Пожелания родителям!...