перспективное планирование по работе с мнемотехникой 4-7 лет
рабочая программа по развитию речи

Севостьянова Татьяна Петровна

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

                                                                                К.Д. Ушинский

«Использование мнемотехники для развития речи, памяти у детей дошкольного возраста»

         Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Актуальность:

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будетсвязной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должнапланироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет»мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель: создание условий для эффективного  использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

Задачи:

  • Изучение специальной литературы, обучение через вебинары, медианары и онлайн-курсы в данном направлении;
  • создание предметно-развивающей среды для применения эйдетики и мнемотехнологии;
  • оптимизация работы с родителями по вопросу организации познавательной  деятельности с детьми с помощью методов и приёмов эйдетики и мнемотехнологии.

Планируемые результаты:

  • повысится  уровень знаний педагога по данной педагогической проблеме, усовершенствуется использование в работе с детьми новых форм и методов.
  • будет создан познавательно-речевой уголок: схемы опытов, мнемосхемы, мнемотаблицы, алгоритмы и т.д.
  • пополнится методическая копилка картотеками, консультациями для родителей и педагогов, раздаточным материалом
  • сформируется понимание родителей об эйдетике и мнемотехнологии, умение применять их  в развитии своих детей.

Были намечены этапы самообразования:

1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 4-7 лет;

  - Семьи детей  посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада.

Приемы:

-Показ

-Инструкция

-Пояснения, разъяснения и указания

-Анализ, синтез, обобщение

-Вопросы

-Моделирование

Экспериментирование

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Перспективный план по самообразованию на 2019- 2021 учебного года.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап – 1 год

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

1. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

2. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

4. Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003

5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

6. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2003

7. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002

8. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21

3.

Анализ литературы

В течение 3х лет

Ведение тетради по самообразованию

Работа с родителями

Работа с детьми  4-5 лет

1.Совместное создание предметно-развивающей среды.

2.Индивидуальная работа родителей с детьми дома по предложенному альбому с мнемотаблицами.

3.Консультация «Знакомство родителей с мнемотехникой»

4.Рекомендации «Рекомендации родителям по работе с алгоритмами»

5.Мастер класс «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях»

6.Показательное занятие «Сказочная осень», с цель ознакомление родителей с мнемотехникой.

7. По рекомендовать канал «Семья.ТВ» (наглядные пример мнемотехники) https://www.youtube.com/watch?v=QZi1v4wzosM 

8. Консультация «Как развивать память, связную речь,  запоминание  информации  у маленьких детей с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения»

1.Диагностика развития речи два раза в год

2.Использование предложенного материала для развития речи, памяти:

Мнемотаблицы сказок;

Мнемотаблицы стихов;

Мнемотаблицы потешек;

Мнемотаблицы для описания;

Алгоритмы;

Картотека схем описательных рассказов;

Мнемодорожки;

Картотека «Живые мнемотаблицы».

Практический этап –2 год

Работа с родителями

Работа с детьми 5-6 лет

1.Совместное создание лэпбука по развитию речи

2. Консультация «Использование и значение мнемотехники в развитии речи детей  старшего дошкольного возраста»

3. Рекомендации «Как составить мнемотаблицу»

4.Мастер класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихов»

1.Диагностика два раза в год

2.Использование собранного материала в свободной деятельности и на занятиях:

Картотека «Живые мнемотаблицы»

Мнемотаблицы к скорокоговркам

Мнемотаблицы для заучивания стихов

Мнемотаблицы для отгадывания загадок

Схемы для описания

Лэпбук по развитию речи

Рефлексия 3 год

7.

Самореализация

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1.Просмотр вебинаров, семинаров

«Использование приемов мнемотехники в образовательном процессе»

https://www.youtube.com/watch?v=l89URS8aQxg 

Мнемотехника для развития речи

https://www.youtube.com/watch?v=MUACdilms4g 

Занятие https://www.youtube.com/watch?v=Ri4cEWdQcJc 

2.Консультация для воспитателей «Мнемотехника в детском саду»

3. Мастер класс «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

4. Мастер класс «Работа с мнемотаблицами и схемами - моделями».

5. Консультация  для педагогов «Мнемотехника в детском саду по сказкам: методика для воспитателей»

6. Методические рекомендации педагогам  по работе с мнемотехникой.

7. Презентация МНЕМОДОРОЖКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ ПРОГРАММНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ

8. Отчет по теме самообразования

Работа с родителями

Работа с детьми 5-6 лет

1.Совместное создание лэпбука «Развитие речи в игре»

2.Конкурс дидактических пособий среди мам «Мнемотаблицы  из фетра»

3.Буклет «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

4. Консультация «Мнемотехника - искусство запоминания»

5. Родительское собрание  

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

6. Рекомендации по развитию связной речи, по составлению описательных рассказов по мнемотаблице

1.Диагностика два раза в год

2.Использование собранного материала в свободной деятельности и на занятиях:

Лэпбук «Развитие речи в игре»

Альбом «Расскажи-ка» с мнемотаблицами

Альбом «Времена года» с мнемотаблицами

Альбом чистоговорки (мнемотаблицы)

3. Открытое занятие Заучивание стихотворения «Зима»

Заключение:

Использование мнемотехники положительно влияет на развитие детей.

Результат использования мнемотехники у детей:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Перспективный план разработан с учётом нарушаемых  звуков у детей дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу для детей с ОНР...

Перспективное планирование по работе кружка «Макаронная фантазия» (аппликация из макарон)

представлено перспективное планирование  по организации кружковой работы по аппликации из макарон для детей старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование по работе кружка «Разноцветные пальчики» (нетрадиционная техника рисования – «пальцевая живопись») во второй младшей группе

Персективное планирование по работе кружка по рисованию для детей 3-4 лет (нетрадиционная техника "пальцевая живлоспись")...

Перспективное планирование по работе кружка «Тестопластика» (лепка из соленого теста) во второй младшей группе

Перспективное планирование куружковой работы  с детьми  в возрасте 3-4 лет лепкой из соленого теста....

Перспективное планирование по работе с детьми и родителями по ознакомлению с малой родиной Красное село.

Планирование разбито по месяцам года. В каждом из которых описывается план работы с детьми, с родителями и педагогами....

Перспективное планирование коррекционной работы в логопедической группе.

Перспективное планирование по формированию лексико - грамматического строя речи....