Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста на пороге поступления в школу.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Велибекова Юлия Анатольевна

Развитие  речи детей дошкольного возраста на пороге поступления в школу.

    Овладение правильной речью в современном мире играет важную роль для формирования полноценной личности  ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а так же контроль и правильное руководство формированием его речи.

    Развитие речи дошкольников является одной из главных задач детская сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными знаниями, а также получить необходимую информацию. Дошкольник большую часть своей жизни проводит в детском саду, общается с воспитателем, получает знания, узнает новое и учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому  роль  педагога очень важна для социального развития дошкольника, который готовится к поступлению в школу.

   При поступлении ребенка в школу важно, чтобы в этот период ребенок был тщательно подготовлен. Подготовка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.

    Речевая функция языка включает в себя взаимодействие различных компонентов : звуковое произношение, лексику и грамматический строй. При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, дать детям сопоставить начальную и косвенную форму слова, подчеркивая интонационную разницу в звучании окончании слов.( топор-топором, лети-летит-летят…), соотносить вопрос с соответствующей грамматической формой (какой-голубь, какая- голубая,какое-голубое) Работая над пониманием предлогов,  направлять внимание ребенка на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения( положи карандаш стол- положи карандаш на стол), выделив интонационно и на слух «маленькое слово» на необходимо подчеркнуть его обобщающее значение( Что еще можно положить на стол? Я ставлю на полку кубики. Лена кладет на книгу закладку)

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие  речи детей дошкольного возраста на пороге к поступлению в школу.

 Всем известно, что овладение правильной речью в современном мире имеет важное значение для формирования полноценной личности  ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а так же контроль и правильное руководство  его речью.

    Развитие речи дошкольников является одной из главных задач детская сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными знаниями, а также получить необходимую информацию. Дошкольник большую часть своей жизни проводит в детском саду, общается с воспитателем, получает знания, узнает новое и учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому  роль  педагога очень важна для социального развития дошкольника, который готовится к поступлению в школу.

   При поступлении ребенка в школу важно, чтобы в этот период ребенок был тщательно подготовлен. Подготовка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.

    Речевая функция языка включает в себя взаимодействие различных компонентов : звуковое произношение, лексику и грамматический строй. При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, дать детям сопоставить начальную и косвенную форму слова, подчеркивая интонационную разницу в звучании окончании слов.( топор-топором, лети-летит-летят…), соотносить вопрос с соответствующей грамматической формой (какой-голубь, какая- голубая, какое-голубое) Работая над пониманием предлогов,  направлять внимание ребенка на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения( положи карандаш стол- положи карандаш на стол), выделив интонационно и на слух «маленькое слово» на необходимо подчеркнуть его обобщающее значение( Что еще можно положить на стол? Я ставлю на полку кубики. Лена кладет на книгу закладку)

    При формировании у детей словарного запаса можно использовать приемы, направленные,  прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков. Сначала можно подобрать задания, выполнения которых подкрепляются действием( покажи,  принеси, выбери…), а затем действия  могут быть продемонстрированы (подпрыгни, согни руку, присядь) Для активизации словарного запаса детям можно предложить:

  • Самостоятельно назвать предмет, действие , признак;
  • Закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;
  • Подбирать существительные, глаголы, прилагательные к словам.

    Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования, направить детей на звучание значимых частей слова (кот-котик, куб-кубик, рот-ротик), включение упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи (дети сначала повторяют на слух за педагогом предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения :У Лены кукла, а у Леночки-куколка. Маша надевает кофту, а Машенька- кофточку), при этом можно использовать:

  • Демонстрацию действий
  • Демонстрацию картинок
  • Опорные слова
  • Вопросы.

    Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями, важно правильно подобрать наглядный материал. Сначала дать упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом «ик-ок»(хвостик, бантик), затем существительных женского рода с суффиксом «к» (куколка, машинка)

    С помощью дидактических упражнений научить детей различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся по смыслу , используя разные приставки (пришел-ушел; вышел-подошел)

     У определенной части детей имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и фонематическую ( произношение звуков, составляющих слова; интонацию; слоговую структуру слов; фонеобразование) Многие родители не замечают трудности их детей в овладении звуковым составом слова, пока ребенок не поступит в школу. Только на первом году обучения ребенок проявляет трудности в овладении навыками письма и чтения. Наиболее распространенные фонематические ошибки, которые могут возникнуть в школе на письме:

  1. Выражаются в замене и смешивании букв, а также касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных звуков. Например: Лалиса идет на работу- Лариса идет на работу.
  2. Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв, слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв. Например: Крошун-коршун, кошоладка-шоколадка, осипед-велосипед

    В работах многих авторов прослеживается прямая взаимосвязь между трудностями в обучении грамоте и отставанием в речевом развитии. Например, так автор А.Ф. Спирова приводит интересные данные о том, что школьники с нарушением фонематического характера  делают больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью. « У детей с недостатками произношения отличают те же виды ошибок, но в большем количестве, чем у детей нормально говорящих.»[1]

     К сожалению, в дошкольном детстве восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Ребенок сопоставляет свое произношение с речью окружающих, сравнивает, анализирует. Поэтому важно, чтоб образцом для подражания служил грамотный литературный язык, педагогу ДОУ,  следует уделить особое внимание своей речи. Ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко произнося  каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Кроме того, речь педагога должна быть  эмоциональная, выразительная, вызвать интерес и внимание, любовь и заботу о ребенке.

    Но для полноценного речевого развития дошкольника играет роль и семья. Без родительского участия процесс воспитания  неполноценен. Что же делать родителям для развития успешной речи  ребенка? В первую очередь семья должна работать в «тесном» контакте со ДОУ, выполнять все рекомендации воспитателя. Особенно полезно домашнее чтение дома, рассматривание иллюстраций и обсуждение сюжета произведения, можно предложить ребенку пересказать историю, или сочинить свою по прочитанному. Среди прочего родителям рекомендуется играть с детьми дома в дидактические игры и упражнения. Существует много игр  и упражнений, направленных на развитие речи дошкольников.

Примерные  игры и упражнения на развитие  лексико- грамматического строя речи:

  • Игра «Растеряшка» (на образование родительского падежа)

    Предложить ребенку игровую ситуацию. «Маша- растеряша вечно все теряет. Маша пришла в школу, все достали портфели, а у нее нет (чего?)…. Дети открывают ттради, а у растеряши нет (чего?)….У всех в пенале ручка, а у нее нет (чего?) и т.д.

  • Игра «Как?» (на образование наречия от прилагательных)

    Предложить ребенку закончить предложения, ответив на вопрос «как» Мальчик Саша хороший ученик, он учится (как?)… (хорошо); Внимательная девочка Даша всегда слушает (как?)…(внимательно); Старательные ученики всегда делают уроки (как?)… (Страрательно)

  • Игровое упражнение  «Семейка» (на обогащение словарного запаса, подбор однокоренных слов)

    Предложить ребенку найти по заданным словам родственников. Например: школа- школьный, дошкольник.., книга- книжный, книжечка, книголюб, учить- учебный, учеба, научить.

  • Игра «Скажи наоборот» (на обогащение словаря, подбор антонимов)

Маша опрятная девочка, а Саша-…(неряшливый)

Света старательная ученица, а Катя-….(ленивая)

Костя толстый, а Миша-…(худой)

Ваня сильный мальчик, а Петя -…( слабый)

  • Игра  «Готовим сок» ( на развитие грамматического строя речи, подбор к существительным прилагательных)

    Предложить ребенку вместе приготовить сок. Сок из яблок…(яблочный), сок из апельсинов …(апельсиновый)….т.д.

  • Игра «Поймай звук» ( на совершенствование навыков звукового анализа и синтеза)

   Предложить ребенку «поймать звук», ребенок должен хлопнуть в ладоши, если заданный звук есть в слове, и определить где он находится (в начале, середине или конце) Например: Звук (с): карандаш, пенал, класс, портфель, одноклассник.

Игровые упражнения,  направленные развитие мелкой моторики рук

  • Игра с шариком « Футбол»

    Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это-ворота. Пальцы правой руки поочередно «забивают гол»- подталкивают шарик к левой ладони.

  • Игры с бусинками.
  1. Случайно рассыпались бусинки. Попросить ребенка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготавливая украшение для игры.
  • Игра «Помогаю маме»

Перебрать горох, гречку, рис

  • Игра со шнурком.

    Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке. Устроить соревнование, кто быстрее развяжет шнурок.

    В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что совместное сотрудничество родителей с воспитателем благоприятно влияет на полноценное речевое развитие ребенка. Процесс становления грамотной и правильной речи дошкольника трудоемкий и требует времени. Поэтому очень важно обратить внимание на особенности разговорной  речи ребенка в дошкольном возрасте, чтобы избежать трудностей  в школе.


[1] «Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи» Издательство «Просвещение», Москва, 1965г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Подготовка детей дошкольного возраста в 2016 г. к школе, согласно ФГОС дошкольного образования.

Диагностика готовности к обучению в школе детей 6–7 лет Практическая значимость определения психологической готовности детей к обучению в школе сохраняет свою актуальность, так как поступление ребенка...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Педагогические условия развития словаря главная задача дошкольного образовательного учреждения и школы, как нобходимое условие к успешному обучению первокласника....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста на пороге школы»

Традиционно, когда речь идет об интеллектуальной готовности ребёнка к школе, первым делом акцентируется внимание на комплексе знаний, умений и освоенных ребёнком действиях, которые сформировались в пр...