Сюжетно-ролевая игра по теме: "Скоро в школу" по мотивам рассказа Л.Н.Толстого "Филипок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чернышова Ирина Николаевна

Сюжетно-ролевая игра для детей с ТНР подготовительной к школе группе по лексической теме: "Скоро в школу" по мотивам рассказа Л.Н.Толстого "Филипок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра по мотивам рассказа Л.Толстого «Филипок»

 в рамках мини-проекта «Скоро в школу!»

для детей подготовительной к школе группы

Цель: развитие социально-коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру с использованием художественной литературы.

Задачи:

  • развитие мотивации, поддержание положительного эмоционального настроя к школьному обучению;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие диалогической и монологической связной речи;
  • развитие психических познавательных процессов;
  • воспитание сверстничества, сотрудничества, взаимодействия с детьми и со взрослыми.

Оборудование: театр на палочке к рассказу Л.Толстого «Филипок»

Ход:

Ведущий: Ребята, давайте представим, что мы в сельской школе. Давайте расскажем историю про Филипка, которую написал Лев Николаевич Толстой. С помощью считалки выберем главных героев рассказа Филипка и учителя.

Дети проговаривают считалку и выбирают героев рассказа Л.Толстого «Филипок».

Раз, два, раз, два,

Вот березка, вот трава,

Вот полянка, вот лужок –

Выходи-ка ты, дружок.

Дети берут героев рассказа (театр на палочке). Учитель стоит у доски, дети садятся за парты. Филипок стоит около двери. Рассказ Филипка от 1 лица.

Филипок: Прибежал я к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. Нашёл на меня страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал я думать, что мне делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боюсь.  Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

— Все учатся, а ты что тут стоишь?

Пошёл я в школу, отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Учитель: Ты что? Да ты кто? Ты что молчишь? Или ты немой? Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.

Филипок: Да я и рад бы что сказать, да в горле у меня от страха пересохло. Посмотрел я на учителя и заплакал.

Учитель: Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят: кто этот мальчик?

Ученик 1: Это Филипок, Костюшкин брат.

Ученик 2: Он давно просится в школу, да мать не пускает его.

Ученик 3: Вот он украдкой и пришёл в школу.

Учитель: Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу. А у нас начинаются занятия. Ребята, расскажите Филипку, как себя на уроках надо вести?

Ученики:

  • На урок всегда приходят вовремя;
  • На уроках, если хочешь ответить, поднимают руку, а не кричат с места;
  • На уроках не разговаривают с другими учениками, не смеются и не мешают заниматься всему классу;
  • На уроке не занимаются посторонними делами;
  • На уроках внимательно, не отвлекаясь, слушают учителя;
  • На уроках нельзя заглядывать в чужие тетради;
  • На уроках не едят и не жуют.

1 урок. Развитие речи

Учитель: Молодцы, дети. А вот и наш «Волшебный мешочек». Будем выбирать и отгадывать буквы. (Дети отгадывают буквы, достают из мешочка и прикрепляют магнитные буквы на доске.) Молодцы, буквы знаете, а теперь из них надо сложить слова. (Дети называют слова)

П, И, Р, М, С, О, К, Н, Ы

Пир, мир, сыр, сон, сок, коса, роса, пора, нос, сын.

Учитель берет в руки колокольчик и звонит

Учитель: Занятие окончено, начинается перемена.

Перемена:

Девочка: Ребята, давайте в «Золотые ворота играть».

(Дети выходят на коврик и самостоятельно организуют игру)

Подвижная речевая игра «Золотые ворота»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры: Дети встали цепочкой, держась за руки. Впереди два ребенка держат руками «Ворота». Произносят слова, а на последних словах, на кого закрылись ворота, те становятся «Воротами».

Золотые ворота,

Проходите, господа,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз – не пропустим вас.

2 урок. Арифметика

Звенит учитель в колокольчик.

Учитель: Начинается урок арифметики. Сегодня на уроке будем составлять и решать задачи. Ну, например: Пять яблок лежало в миске,

                                         

Два яблока стащила киска.

                                          А сколько же осталось в миске?

Ответы детей: Три пирожка. (Учитель выставляет цифру 3 на доске)

(Учитель детям раздает картинки, один ребенок составляет задачу по картинке, а все дети решают. Так каждый ребенок у доски составляет задачу, а ответ находит среди цифр на доске). Например:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1778557/ba81231e-a4b5-4d53-be83-0c39cc9248b1/s1200?webp=false                     

Учитель: Занятие окончено, начинается перемена.                                          

Перемена:

Девочка: Ребята, а у меня есть колечко.  Давайте с ним поиграем.

(Дети выходят на коврик и самостоятельно организуют игру)

Подвижная игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко»

Дети стоят по линии, сложив руки «лодочкой». Ведущий обходит всех и незаметно вкладывает кому-нибудь из детей маленький предмет, например, колечко:

Катись, катись, колечко,

На свое крылечко.

После слов ведущего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко», тот ребенок у кого колечко должен подбежать к ведущему, а остальные дети его задержать.

2 урок. Чтение

Звенит учитель в колокольчик.

Учитель: Начинается урок чтения. Вам нужно  подобрать пары картинок к рассказам Льва Николаевича Толстого.

Дети подходят к столу, где перемешаны карточки, каждый ребенок подбирает пары картинок и отвечает на вопросы, которые задает учитель.

Как называется произведение? О чем?

(Жанр. Главная мысль произведения.)

Произведения:

  • «Косточка» - это рассказ о том, что нельзя обманывать, и брать без спроса;
  • Сказка «Три медведя» - это сказка о правилах поведения в гостях и о безопасности;
  • «Лев и собачка»- это рассказ о дружбе, о верности;
  • «Филипок» - это рассказ о желании учиться и ничего не бояться;
  • «Галка» - это рассказ о находчивости и смекалки;
  • «Два товарища»- это рассказ о том, что нельзя бросать товарища в беде;
  • «Три сына» - это рассказ о взаимопомощи.

Итог

Учитель: На сегодня наши уроки закончены. Все сегодня хорошо занимались и выполняли задания. Приходите завтра, и ты, Филипок, приходи. Тебе понравилось учиться в школе?

Филипок: Понравилось.

Учитель: А что тебе понравилось в школе?

Филипок: Я многому здесь научился, много нового узнал, а еще у меня появилось много новых друзей!

Учитель: До свидания, дети!

Учитель звенит в колокольчик, дети выходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...

Квест – игра по теме «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» для детей подготовительной группы (6 – 7лет).

Муниципальный дистанционный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС-23» для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений....