Использование на занятиях по развитию речи экологической тематики
материал по развитию речи

Сураева Надежда Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_ekologicheskaya_tematika.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование на занятиях

по развитию речи

экологической тематики

(из опыта работы)

Подготовила:

Сураева Н.Н.

В настоящее время понятие «экология» (как объясняет словарь — это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой) из сугубо научного превратилось в общественное,
наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей.

Не надо, однако, нам думать, что эта проблема имеет только
общественный характер. Она, конечно, и глубоко личностная, наиважнейшая для каждой семьи, особенно семьи, имеющей детей.

Мы взрослые знаем, что в настоящее время ученые всего мира
настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера. Выживут ли будущее поколения землян? Под будущим понимается время, отдаленное от нас не столетиями. Ученые не уверены в том, что смогут ли дети 2008 года купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом.

Что же делать родителям? Самое важное - научить любить
и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это
ёмкое понятие вмещает в себя следующее:

  1. Научить практическим умениям, направленным на охрану природы.
  2. Проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру.
  3. Постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомленности дети не наносили ущерб природе.

Чтоб более полно выполнять данные задачи, нужно с ранних лет

знакомить детей с явлениями природы, со всевозможными взаимодействиями и взаимозависимостями в ней. Дети 5-6 лет знают уже многое, особенно о животном мире, но не у всех развита любознательность. А именно это качество поведет ребенка к дальнейшему углублению его знаний. Как же
сформировать это очень важное для человека качество? Лучшее решение

вопроса заключается в методе системного подхода. Ненужно гнаться за
количеством объектов. Лучше глубже подавать материал о небольшом
количестве объектов. И еще один совет. Параллельно использовать игру.

Чем похожи и чем отличаются?

Существует еще один способ воспитания любознательности и
особенно наблюдательности. Это народные приметы. Ведь они, как правило,
верны, так как основаны на долголетних наблюдениях. А как хорошо
вовремя подготовиться к смене погоды. Кроме того, приметы приобщают
детей к народной мудрости, побуждают запомнить, сравнивать,
сопоставлять, помогают делать выводы и правильно понимать некоторые
природные закономерности.

А сколько чудесных слов ребенок услышит, поймет и будет
использовать их к месту, в своей активной речи! (иней, оттепель, ненастье,
радуга и т.д.)

Наиболее верный путь ребенка к природе лежит через вопросы,
причем с 2-х сторон: ребенок - взрослому; взрослый — ребенку. И, конечно,
вопросы эти (имеются ввиду от взрослого детям) должны носить
познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора.

  • какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?
  • как воздух стал грязным?
  • зачем нам нужен лес?
  • почему у зайца длинные уши?

Очень хорошо делают те родители, которые приобретают самый
разнообразный информационно-иллюстрированный материал о природе всей
нашей земли. После 5 лет ребенку в его детской комнате желательно иметь
глобус, географические карты, атласы, энциклопедии.

Так постепенно, день за днем идет воспитание маленького эколога.
Великий ученый В.Н. Вернадский впервые сформулировал идею о том, что
человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы —
ноосфера, т.е. сфера разума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группы: «Здравствуй гостья зима, просим милости к нам».

Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группе...

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...

Использование в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи экологической тематики.

Уникальность и чистота восприятия окружающего мира являются чудесной особенностью детства. Педагог может использовать для своих занятий, например, по методике развития речи самые различные темы, в том...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»

Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

"Дидактические игры по развитию речи Новогодняя тематика"

Устная речь — основной инструмент в жизни современного человека. Для развития грамотной речи у детей важно развивать навыки правильного произношения.Использование игровых методов ...