Использование в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи экологической тематики.
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Халангот Елена Константиновна

Уникальность и чистота восприятия окружающего мира являются чудесной особенностью детства. Педагог может использовать для своих занятий, например, по методике развития речи самые различные темы, в том числе и экологические.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть  свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.                                                                                                                  

Ф. И. Тютчев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_iekologiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     

В последнее время появилось много разных программ воспитания и обучения дошкольников. Большинство из них нацелено на «воспитание счастливой личности»   (С. Н. Ткачев), «развитие детской и педагогической талантливости» (Ю. Азаров, Л. Азарова), формирование творческой личности методами ТРИЗ, воспитание «эстетического мировоззрения» (Т. Алиева) и др. Все эти программы интересны и во многом полезны, но направлены они прежде всего на утверждение своего Я, своей особенности, своей исключительности. По  мнению некоторых специалистов, это опасный путь. С другой стороны, такой мощный поток информации приводит к психической и физической перегрузке дошкольников, к неспособности и нежеланию усвоить предлагаемый материал. Найти и правильно соединить нужную форму и содержание- главная задача педагога-дошкольника.

Уникальность и чистота восприятия окружающего мира являются чудесной особенностью детства. Педагог может использовать для своих занятий, например, по методике развития речи самые различные темы, в том числе и экологические, при этом целесообразно выделить три основные задачи:

  • наблюдение за объектами природы, изучение их, выяснение взаимосвязей «живое- живое, живое-неживое».
  • осознание того, что самое великое чудо – Жизнь. Она бесценна. Она дана Человеку, и надо ее беречь. Покушение на Жизнь - смертельный грех.
  • осознание места человека в природе, пользы и ценности творческого труда, сознательного, бережного освоения природы и ее сохранения.

Человек космического века стремится к духовному общению с природой. Многокачественность природы (материально-энергетический  ресурс, эстетический объект, «рекреационная экономика», восстанавливающая  физические и духовные силы человека) дает разнообразные возможности в использовании дидактических приемов и методов для проведения занятий с дошкольниками. Ведь осознание окружающего мира происходит через активный творческий процесс овладения родным языком и формирование речевой деятельности, а не через слепое копирование речи взрослых. Так появились занятия-игры на экологическую тему «Я и мир», в которых раскрывается естественная и извечная связь человека и природы. Например, проводя занятие-игру «Где живет Человек», на котором используются картинки подсказки (дом, улица, город, страна, планета), мы приходим к выводу: каждый из нас - неотъемлемая часть человеческого сообщества, вместе с тем каждый человек- это личность; надо беречь мир, землю, родину, свой дом. А далее, анализируя стихотворение Р. Сефа «Необычный пешеход», выясняем, сколько «имен» у пешехода (родитель, мастер, воин, мечтатель и др.), но главное имя: «И всегда, везде и всюду Гражданин  Своей Страны». Хороших результатов в работе позволяют добиться также занятия- загадки, игры путешествия: «Путешествие с Незнайкой на воздушном шаре», «Куда улетают ласточки?» (по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»), «А где спят белые медведи?»  (по книге Ю. Яковлева «Умка») и др. На этих занятиях каждому ребенку удается без принуждения подключиться к игровым событиям и испытать чувство интеллектуальной радости оттого, что он свободно говорит, высказывает свое мнение, делает для себя открытия в живом мире слов и понятий.

Иногда важно создать скрытую проблемную ситуацию, исподволь вызывающую интерес к непринужденному общению друг с другом и педагогом, познанию и творчеству. Так, например, для занятия «Ступеньки доброты» педагог заранее положил в группе коробку (с настоящими домиками диких ос), которая сразу привлекла внимание детей: «Можно посмотреть, что там?» - «Нет, сначала послушайте и догадайтесь, о чем эти слова: «Я стою и росту - я растение. Я стою и хожу- я животное. Я стою, и хожу, и росту, и мыслю - я человек. Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь; а надо мною небо-все небо мое». ( М. М. Пришвин). Дети думают, а потом делают вывод: все на земле – живое, все неразрывно связано единым дыханием природы.

А далее можно отправиться в путешествие по «Красной книге растений и животных» и заповеднику Аскания Нова, узнать, что такое заповедник, кого и что он охраняет, кто в нем работает. В конце занятия вместе с детьми заполнить лестницу-радугу: назвать положительные качества характера (добрый, заботливый, милосердный и др.) цвета радуги. Также интересны занятия-встречи, на которых дети не только узнают много необычного и нового, но и осваивают большой пласт новых понятий-слов, вписанных в общее семантическое поле.

Неиссякаемая потребность детей в творчестве, по этому стремление сочинить сказку, стихи, хоть что-нибудь свое, огромно. А что же остается педагогу? Ненавязчиво, но систематически помогать в этом. И в творчестве дети учатся осознавать себя частью природы. Авторские сказки о природе помогают детям проявить свое понимание мира и свое отношение к нему.

Часто дошкольники механически переносят свойства живого объекта на неживой: «Что и кто летает?» - «Птица, самолет…» - «А почему?» - «У них есть крылья». Чтобы пояснить, в чем состоит отличие живого от неживого в природе, можно познакомить детей со сказкой  И. Рутенина «Три сестрицы», в которой решается вопрос: как из двух живых и одного неживого сделать неживое, но как живое? В процессе сравнения разных качеств розы, пчелы, воска и их назначения решаем, что можно сделать, например, свечу, которая ароматна как роза, трудолюбива как пчела, тает как воск, а огонек ее как пламя неугасимой любви к Богу и людям. А почему именно роза и пчела? Потому, что они пользу и радость приносят людям. Другая сказка «Пылинка и капелька». Гордая пылинка превращается то в грязь, то в застывшую от засухи или холода землю. Ее зависть и гордыня не имеют границ, а трудолюбивая и молчаливая хлопотунья капелька дождя преподает ей наглядный урок: в природе ничто не исчезает, в природе все нужно, а если гордиться собой, как бы не превратиться просто в грязь.

Есть у К. Г. Паустовского удивительная сказка-притча «Теплый хлеб». В ней ярко и образно выделяется главная мысль: люди должны нести тяготы друг друга, нести ответственность не только за себя, но и за всех, с кем  они связаны. Схожесть событий, их повторимость во времени - это уроки жизни, природы. Сделал плохое, злое дело, оттолкнул ближнего, обидел животное - отвечают все, страдают и люди, и природа. Важно, что Филька осознал свой грех и просит прощения не только словом, но и делом. Вот почему всем стало радостно, и все дружно взялись за работу.

Говоря о плодородии природы, её заботе о человеке, важно подчеркивать духовную сущность сознательного, бережного, творческого освоения и сохранения  природы, объяснять, что природа всегда преподносит человеку уроки мудрости.

На занятии «Чему учит нас осень?» дети могут сравнивать особенности времен года и рассказывать, как изменяются растения. Весной начинается жизнь, все растет «из земли со скрипом», тянется к солнцу, расцветает и радуется началу новой жизни (не будет солнца, его света и тепла – не будет и растений). А летом в природе все благоухает, растет, зеленеет. Идет незаметная, потаенная работа – образование и рост плодов, ещё незаметных для глаз. А вот осень дарит людям свои плоды. Что листья? Их красота земная, кратковременная. Наступят холода, они опадут, а плоды радуют всех, с ними не страшна зима. И всё, что даёт нам природа, надо сберечь. А есть ли связь между жизнью деревьев и человека? Да, деревья сначала маленькие, они растут, вырастают и делают добрые дела: приносят плоды. Плод же человека зреет невидимо в душе его, в  сердце. Эти духовные плоды останутся с человеком навсегда, так как придет зима-старость, и тело потеряет красоту и здоровье, но не страшна смерть: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, красота, воздержание»  (Апостол Павел).

Нужно помнить слова русского писателя, педагога, ученого В. Ф. Одоевского  о том, что дети бывают «проснувшиеся», и «не проснувшиеся», и  если  вовремя не пробудить творческих способностей  детей (до 6 – 7 лет), то какое будущее ждет наш народ? Вот почему освоение родного языка, умение свободно и с любовью владеть им, развитие творческого восприятия и мышления, сопереживания и сопричастности всему живому на Земле – ответственейшая задача педагога, а помочь ребёнку найти его главный путь в этом мире – благодарнейшее дело воспитателя.                    

               

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Экологическая тропинка»

Цель: развитие связной речи у детей посредством исследовательской деятельности...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей «Экологическая сказка» подготовительная группа

Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию речи детей  «Экологическая сказка» подготовительная группа....