Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Экологическая тропинка»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Бачегова Светлана Евгеньевна

    Цель: развитие связной речи у детей посредством исследовательской деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Экологическая тропинка»

    Цель: развитие связной речи у детей посредством исследовательской деятельности.

    Задачи:

    1.  Расширять и уточнять знания детей о правилах поведения в лесу, о жизни живой и неживой природы.
    2. Учить использовать в ответах сложноподчиненные и простые распространенные предложения.
    3. Воспитывать любовь к природе.

                      Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас много гостей! Давайте мы им улыбнемся и поздороваемся с ними. Сегодня я вам предлагаю немножко отдохнуть. Как вы думаете, где самый лучший отдых? (ответы детей) Всё верно, конечно, же, на природе. И я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в лес под названием  «Экологическая  тропинка». Что такое экология, как вы думаете?

    Дети: «Экология» — это наука об окружающей среде.

    Воспитатель: Все верно. И только зная законы и тайны природы, мы можем стать её верными друзьями и помощниками. Экологическая тропинка-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.

    Воспитатель: Хотите представить себя в роли  знатоков природы?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно надеть свои рюкзаки и мы готовы. Ребята, а что нам нужно положить в свой рюкзак для похода? Давайте вместе посмотрим на предметы, лежащие на столе, выберем необходимое.

    Дети: Вода, компас, спички, аптечка, термос, посуда.

    Воспитатель: Молодцы. Нужные вещи собраны, можем отправляться в путешествие. Первая остановка  «Правила поведения в природе». Вы знакомы со словом «природа». А  что оно означает?

    Дети: Природа- это солнце, воздух, вода, птицы, растения.

    Воспитатель: Верно, природа – это то, что существует без помощи человека. Ребята, даже у природы есть свои правила поведения. Обратите свое внимания на картинки. Возьмите по одному правилу и объясните свой выбор.

    Дети: В лесу нельзя шуметь, потому что можно напугать лесных жителей и т.д.

     Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения мы вспомнили, и я надеюсь, что вы никогда их не будете нарушать.

    Воспитатель: Ребята, вы дали определение, что природа-это то, что существует без помощи человека. А что нельзя назвать природой?

     Дети: Не природа - это все, что сделано руками человека.  

    Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые  похожи на «природу». Например:  вертолёт — похож на стрекозу. Я предлагаю вам продолжить ряд, что на что похоже.

           Подводная лодка — на кита,

           Электрическая лампочка – на грушу,

           Душ ванне — на дождь,

           Бассейн — на озеро,

           Зонт -  на гриб,

           Мост – на радугу,

           Вентилятор – на ветер,

           Музыкальный колокольчик – на цветок колокольчик.

    Воспитатель: Молодцы ребята. Идём дальше.  Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. Живая природа — движется, растёт, развивается,  размножается, дышит, питается,  умирает, а не живая природа - не питается, не дышит, не растет, не размножается, не умирает.  А сейчас ребята  поиграем в игру «Живая и неживая природа».  Я вам буду бросать мяч, и называть предмет, а вы полным ответом должны ответить, к какой природе это относится, живой или не живой. Например: стол, воробей, машина, береза…

    Дети: Стол - это предмет не живой природы, потому что он не питается, не дышит, не растет.  Воробей – это живая природа, потому что он дышит, питается, растет и умирает.

    Воспитатель: Наше путешествие продолжается, на нашем пути встретятся   разные герои сказок, животные, насекомые, они будут задавать вам разные вопросы, Вы готовы с ними поиграть?

    Дети: Да, очень.

     Воспитатель: Игра называется «Слушай во все уши».

     Кот Василий из сказки «Кошкин дом», задаёт вам первый вопрос.

    Всех боится он в лесу:

    Волка, филина, лису.

    Бегает от них, спасаясь,

    С длинными ушами…

    Дети:  Заяц.

    Воспитатель: Ребята, давайте вспомним названия сказок, в которых встречается заяц.

    Дети: Заяц встречается в таких сказках, как "Заяц - хваста", "Заюшкина избушка", "Айболит", "Мешок яблок" и т.д.

    Воспитатель: А сейчас ребята у нас привал. Давайте немножко отдохнём. На счет три обернись и в медвежат превратись!

    Физминутка «Медвежата в чаще жили».

    Медвежата в чаще жили

    Головой своей крутили  (Поворачиваем голову вправо и влево).

    Медвежата мёд искали

    Дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево).

    И в вразвалочку ходили

    И из речки воду пили (Наклоны вперёд).

    А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки).

    Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

    Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

    Как закончилась игра за работу нам пора.

    Воспитатель: Второй вопрос задаёт вам Незнайка.  К нам поступила жалоба обитательницы сада, леса, огорода «Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая». Необходимо разобрать жалобу, назвать имя жалобщицы и ответить, обоснована жалоба или нет.

    Дети : Лягушка. Многие с пренебрежением относятся к этому животному. Одна лягушка охраняет от гусениц и слизней целый огород.

    Воспитатель: С какого звука начинается слово «Лягушка». Проговорим звука [Л] в чистоговорках. Ребята повторяйте за мной.

    Ла-ла-ла – у меня пила (слова сопровождаются различными движениями рук)

    Ло-ло-ло – все бело

    Лы-лы-лы – нет пилы

    Ал-ал-ал – пенал упал

    Ол-ол-ол – я забил гол

    Воспитатель: К сожалению, наше путешествие подходит к концу.  Вам ребята понравилось сегодня путешествовать?

    -А что вам больше всего запомнилось?

    -Что вы узнали нового?

    -В какие игры мы играли?

    Воспитатель: Ребята,  вы сегодня, очень старались, активно работали, мне с вами было интересно путешествовать. Спасибо вам большое. Ой, чуть не забыла  вам сказать, к нам сегодня утром  в группу приходил Старичок — Лесовичок  и передал вам в путешествие вот эту « волшебную шкатулку». А как вы думаете, что в ней лежит? Ответы детей                   

    Воспитатель: А в этой шкатулке лежат медали «Знаток природы», которыми вы сегодня награждаетесь, за любознательность, старания и знания. Молодцы ребята!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

    Тема: "В гостях у дедушки и бабушки"       Программное содержание:Задачи на развитие познавательных способностей:показать детям, какую пользу приносят человеку домашние ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города Саратова. Игра «Звездный час». Тема «Перелетные птицы

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города СаратоваВоспитатель первой квалификационной категории Коро...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа на тему «Наши мамы».Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

    Конспект представляет собой беседу  на тему «Наши мамы», а также чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

    Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

    Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...