НОД Весна . перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Камалетдинова Найля Аллямутдиновна
Создание условий для развития у детей основных мыслительных операций творческого характера: формировать представления детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vesna_pereletnye_ptitsy.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Пришла весна прилетели птицы»

                       Непосредственно-образовательная деятельность

для детей подготовительной группы

Форма проведения: работа в центрах

Цель: Создание условий для развития у детей основных мыслительных операций творческого характера: формировать представления детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы 

Задачи: 

Образовательные: Обобщить знания детей о признаках весны; закрепить знания о перелетных птицах. Способствовать формированию у детей навыков самостоятельного составления рассказов; обогащать речь; совершенствовать представления детей о природе весной; совершенствовать грамматический строй речи, монологическую, диалогическую формы речи. Формировать умение детей взаимодействовать со сверстниками при совместном выполнении работы.  Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем.

Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, воображение.  Развивать связную речь. Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать его, отвечать на  вопросы, не перебивать говорящего, говорить в нормальном темпе. Развивать интерес к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Оборудование: картинки с изображением птиц, дерево с гнездом,  костюм Весны, картинки с изображением птиц,  ручей,  письмо, аудиозапись звуков природы.

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Ход НОД.

Воспитатель:  Здравствуй, Небо!

Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!

Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля!

Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля!

Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

Здравствуйте гости дорогие!!!!

Поклон

Ребята, отгадайте загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?  (весна)

Воспитатель: - Да, ребята, это время года весна.  Ой,  ребята там кто стучится.  Пойду,  посмотрю. К нам в гости пришла сама весна.

(Под музыку входит девочка в костюме весны)

Девочка весна: Здравствуйте, я весна пришла к вам гости. Я бы хотела,  что бы вы рассказали какая я? Кому я дам весенний цветочек тот и будет отвечать.

Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Девочка весна:  Скажите ребята, а какие чудеса происходят весной?

Дети:  Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы  (слайды- картинки проталинки, почки на деревьях, появляются цветы, пробивается травка)

Воспитатель:  Да весна – пробуждение природы.

Девочка весна:   Ребята совсем забыла Вам прислали письмо, давайте его откроем, и узнаем, что там написано   (открывает конверт достает и читает: «Приглашаем Вас в весенний лес»)  Ребята нас приглашают в весенний лес, а кто нас приглашает? И подписи нет! (заглядывает в конверт). Смотрите ребята там, что- то лежит! ( Достает и показывает детям: следы птиц, перья, пух, веточки) Здесь следы…Кто же их оставил? Перья? Веточки. Как вы думаете, кто же нас пригласил? (ответы детей) Хотите узнать, как живут птицы весной?

Воспитатель: Конечно же,  весна хотим,  отправимся вместе снами  в путешествие? А как мы попадем в весенний лес? (предположения детей).

Воспитатель: Я предлагаю так: закроем глаза и послушаем весеннюю капель. А капель непростая, волшебная. Она и приведет нас в весенний лес

 ( дети закрывают глаза, слушают капель) звучит фонограмма- капель

Воспитатель:  Откроем глазки. Вот мы и оказались в весеннем лесу  (звучит аудиозапись «голоса птиц»- фонограмма).

Воспитатель: Мы с вами оказались правы, нас пригласили в лес птицы.

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Дети: радостное, веселое, доброе, нежное.

Воспитатель: Но самое главное – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях.

Воспитатель Весна наши дети подготовили рассказы о птицах.

 (На слайде появляются картинки с птицами дети рассказывают, что это за птица.  Слайды: птицы – скворец, соловей,  грач, ласточка,) 

Скворец (показ слайда) может подражать пению многих птиц, лаю собак, кваканью лягушек. А если он живет в неволе, то подражает человеку – говорит отдельные слова и фразы. Селится скворец под крышами домов, в дуплах. Питается мошками.

Воспитатель:  Какая птица поет лучше всех?

Дети: Соловей ( показ слайда)

Ребенок:  На всем свете нет певчей птицы, которая бы пела лучше соловья. Все его перышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый цвет. Большие темные глаза придают особую прелесть соловью. Гнезда вьют около земли, в кустах смородины, крыжовника.

Воспитатель: Знаете ли вы, какие птицы вьют гнезда под крышами и навесами?

Дети: Это ласточки! ( показ слайда)

Ребенок:  Ласточки  строят свои гнезда из комочков глины, склеивая их очень липкой смолой. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, петь. В пасмурную погоду она летает низко над землей, потому что насекомые летают низко, а в солнечную погоду – высоко. У ласточки белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому её называют острокрылой.

Воспитатель: Ребята, какие птицы прилетают самые первые весной?

Дети: Грачи!  ( показ слайда)

Ребенок: Грачи строят гнезда рядом друг с другом. Их там собирается много. Поэтому место, где много грачиных гнезд называют - Грачовник. А грачи кричат: Граааа, грааа. Отсюда и происходит их название. Они прилетают самые первые зимой и ходят по вскопанной земле и собирают червей.

Воспитатель: - Как называются эти птицы? (Перелетные)

Давайте немного отдохнем. (физминутка «Птицы пальчики»)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается (звучит музыка, дети подходят к мольберту) Посмотрите ребята, здесь картинки с изображением птиц, давайте поможем птицам. Я вам раздам листочки с названием птиц, вы прочитаете и  правильно подберете названия к картинкам птиц. Работаем в парах. Молодцы.

Воспитатель: Нам нужно перепрыгнуть этот ручей, чтобы двигаться вперед. (Дети перепрыгивают через ручей). Давайте подойдем к высокому дереву. Но оно пустое, там птиц нет, нет гнезд, нет скворечников.

Девочка весна:  Помогите нашему лесу ребята!!!

Воспитатель: Конечно,  поможем, для этого мы поработаем в центрах активности.

Давайте пройдем к первому центру. Чтобы узнать сколько детей могут работать в этом центре мы должны решить пример  (5-2)

В центре «Мастерилка» обратите внимание на коробки из под молока и сока, цветная бумага, клей, ножницы, формочки для кексов, пробки.

В следующем центре пример (2+2)

В центре "Искусства", обратите внимание на одноразовые тарелочки, перья, цветная бумага, клей, ножницы.

В следующем центре пример (6-3)

В центре "Поваренок", обратите внимание на соленое тесто, формочки, семена, семечки, ленточки.

В следующем центре пример (8-4)

В центре грамоты, обратите внимание на картинки.

Прежде чем начнем работать в центрах,  сделаем пальчиковую гимнастику. Птицы прилетают.

С наступлением весны,

Птицы прилетают.

Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

-Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем.

А грачи у лужицы-Ладони соединяем вместе чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. -Круговые движения кулачками рук.

Журавли летят торопятся,

-Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.

-Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты.

Дети работают в центрах (звучит аудиозапись «голоса птиц»- фонограмма).  Дети подходят к дереву. Рассказывают как работали в центре  и вешают на дерево скворечник,  гнездо с птицей, формочки из соленого теста, рассказывают рассказ,  придуманный в центре грамоты.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, нам пора возвращаться обратно в детский сад ( звучит музыка ….. дети закрывают глаза)

Воспитатель:

- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?

- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) .

- Какие птицы запомнились вам?

- Почему нужно заботиться о птицах? (Ответы детей)

Теперь птицы уверены, что вы о них знаете  много!

Девочка весна: Спасибо вам ребята за такое интересное путешествие. Мне пора уходить.  До свидание.

Воспитатель:

Ой, ребята, кто-то оставил корзинку и письмо. Читает письмо: «Это вам подарок от лесных птиц».    Книга о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме

Практический  материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...