Конспект НОД по развитию речи "Лес"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Смелянская Наталия Юрьевна

Конспект НОД по развитию речи "Лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_les.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

  1. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЛЕС — КАК ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

Возраст детей - 6 лет.

Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой - цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формулируя выводы. Совершенствовать экологические знания.

Оборудование и материалы:

Картина «Смешанный лес», ковролин, картинки растений, животных, телевизор, CD-диск «Планета Земля» («Сезонные леса») ВВС, краски, кисти, листы бумаги А-4, мольберты.

Занятие интегрированное.

Заключительная часть - изобразительная деятельность детей.

Место проведения - групповое помещение.

Ход занятия:

Педагог:

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.»

О чем написано, ребята, в этом прекрасном стихотворении русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

Дети: О весне.

Педагог: Правильно, о весне. Оно так и называется «Весна». А у нас наступила весна? Какой сейчас идет месяц?

Дети: Весна наступила, у нас сейчас месяц апрель.

Педагог: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Дети: Снег потемнел, стал рыхлым, зернистым. День становится длиннее, ночь короче. Солнце греет теплее, часто дуют теплые южные ветра. Небо синее с кучевыми облаками. На реках трескается лед, начинается ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки. Воробьи весело чирикают, уже прилетели грачи, скворцы, зяблики.

Педагог: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы. Наши растения тоже заметили приход весны.

Дети: Наши растения стали лучше расти, у них появились новые побеги, многие растения расцвели: герань, роза бенгальская, кислица, бегония.

Педагог: А почему же на улице нет еще цветущих растений?

Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.

Педагог: Да на улице пока не хватает тепла. А как мы ухаживаем за своими растениями в уголке природы?

Дети:    Мы   поливаем,   рыхлим   почву,   опрыскиваем   наши   растения,   подкармливаем удобрениями.

Педагог: А если мы не будем делать это, что случится с нашими растениями?

Дети: Все завянет и погибнет.

Педагог: Все, что растет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, поэтому мы должны ухаживать за нашими питомцами, заботиться о них. А в природе дождь, солнце, ветер сами кормят растения и животных. Послушайте загадку: «Весной веселеет, летом - холодеет, осенью питает, зимой согревает». Что это?

Дети: Лес.

Педагог: А почему вы так решили?

Дети: Весной в лесу радостно, деревья распускаются, летом - прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

Педагог: Вы хотите попасть в настоящий лес.

Дети: Да.

Педагог: Но сначала мы поиграем. Игра называется «Елочка»

Речь с движением «Елочка»

Елочка в лесу жила Потихонечку росла.

Дети сидят на корточках, встают на ноги, поднимают руки и опускают их через стороны вниз.

Просыпалась по утрам, Улыбалась воробьям.

Потягиваются и улыбаются.

Стряхивала снег с макушки, Играла в шишки - погремушки.

Имитируют движение.

Ветер с елочкой играл, Дул тихонечко и качал.

 Имитируют движение.

Произносят текст, дуют, не поднимая плеч и не раздувая щек. Покачиваются из стороны в сторону.

Солнце на нее светило, Нежно ветви золотило.

Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх.

Птицы в гости прилетели, Семена ее клевали.

Машут руками.

Зайцы в гости прискакали, И под елкой крепко спали.

Наклоняют голову.

Изображают зайцев. Присаживаются, кладут ладони под щеку, закрывают глаза

Педагог: А теперь мы подойдем к картине, закроем глаза и превратимся в маленьких волшебников, переступим через край картины, и вот мы уже в лесу. Что мы видим?

Дети: Здесь много разных деревьев. Вот береза, ель, рябина, ольха, липа. Под деревьями растут травы, колокольчики, ромашки, клевер. А еще в лесу растут кустарники и грибы.

Педагог: Вы правильно назвали, в лесу много разных растений, есть и вот такие крошечные растения, это - мох, а на старых деревьях могут поселиться лишайники. Но без чего не могут расти все растения?

Дети: Без тепла и воды, а еще без почвы.

Педагог: А почему без почвы не могут расти растения?

Дети: Потому, что в почве находятся корни растений, а по корневым волоскам поступает питание: растворимые минеральные соли и органические вещества.

Педагог: Значит, мы с вами выяснили, что для того, чтобы рос лес, нужны солнце, вода, почва. Без солнца не будет жизни на Земле, поэтому солнце мы поставим на вершину пирамиды, а почву с влагой чуть ниже.

Педагог: Что еще мы должны установить на нашей экологической пирамиде?

Дети: Растения - деревья, кустарники, травы, мхи, грибы.

Педагог: Это уже лес?

Дети: Нет, это только растения.

Педагог: Прислушайтесь, что за голоса здесь раздаются? Присмотритесь, кто здесь летает, ползает?

Дети: Это поют птицы, летают бабочки, ползают жуки, муравьи.

Педагог: Правильно. Лес без животных, это не лес. В лесу много лесных жителей, и все живут своей жизнью, заняты своими делами, и все нужны друг другу. Для чего нужны насекомые, птицы, звери, растения друг другу? Почему они не могут существовать друг без друга?

Дети: Насекомые опыляют растения, и у растений потом образуются семена, плоды. А
насекомые питаются нектаром цветов, листьями растений. Птицы тоже питаются семенами и
плодами растений.

Педагог: Все правильно. Птицы питаются еще насекомыми, и если^бни питались только растительной пищей, то насекомых расплодилось столько, что они съели бы все растения. А кто еще живет в лесу?

Дети: В лесу живут звери, лягушки, жабы, змеи, ужи и много еще других животных. Многие звери питаются растениями, это травоядные звери (зайцы, лоси, олени). Другие животные питаются менее мелкими животными, а останки животных перерабатываются микроорганизмами в почве, так растения получают из почвы органические удобрения, без которых они не могут расти.

Педагог: И все они нужны друг другу. Дополним нашу пирамиду этими животными. А всем животным нужны растения, потому что при фотосинтезе растения выделяют кислород, который необходим для дыхания, а для того чтобы происходил процесс фотосинтеза нужен солнечный свет. Таким образом, из нашей пирамиды жизни мы ничего не можем убрать, если что-то уберем, разрушится жизнь на Земле. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. Дом для человека чаще всего это четыре стены и крыша, для зверя - лес, поле, горы, для рыб - моря, озера, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе - это, конечно, наша планета - Земля. Многое зависит от человека от человека, природа наделила его разумом, человек должен быть мудрым и должен понимать, что он не «царь природы», а часть природы.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса.

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит -

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки - земляничка,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты - тоже часть ее чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

 И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

А теперь мы посмотрим фильм про лес. А потом нарисуем наш лес, в котором мы гуляем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...