Конспект ОД по развитию речи «Русская изба в гости приглашает»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи28.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок»

Конспект ОД

по развитию речи                                                         «Русская изба в гости приглашает»

Подготовила воспитатель

Гречушкина К. В.

п. Малое Луговое

2019

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Образовательные задачи:

-ознакомить  детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, ухват, коромысло и т. д.);

-познакомить с кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, самовар;

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.                                                                                            - расширять и активизировать словарь детей по теме;                                                          - активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

Развивающие задачи:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.                                                                                                                               -развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;                                                     - воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

                         

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, загадки, прослушивание музыки, вопросы)

Наглядные  (рассматривание старинных вещей)

Практические дидактические  игры «Подбери слово»

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает в группе:

Воспитатель: — Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? 

Дети: (Россия) 

Воспитатель: В старину нашу страну называли Русь.

Ребята, я вам предлагаю сегодня посетить очень интересное место — русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.

Дети приходят в музей.

Воспитатель: — Вот мы и пришли в нашу избу! В сарафане, детей встречает второй воспитатель — Хозяюшка, в дальнейшем проводящий занятие.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся на лавочку.

Хозяюшка: —

Просим к нам в избу,

Красному гостю — красное место.

В тесноте да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее.

Хозяйка: В старину холодными вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками.

Дорогие наши гости просим вас осмотреть нашу русскую избу.

Хозяюшка: — Ребята, а как встречали гостей раньше? В старину гостей встречали шутками, прибаутками да играми. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом.

Проводится пальчиковая игра «В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

Дети: Читают шутки-прибаутки:

1.Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

2. Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

3. Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Хозяюшка: Издавна русский народ славиться своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

Дети: Читают пословицы.

1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2.Кто не работает, тот и не ест. 

3.Сделал дело - гуляй смело.

4.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

6.Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. 

(Попросить детей объяснить какую-либо пословицу).


Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …(смело)

Кто поспешит …, тот людей (насмешит).

Меньше слов, да больше…(дела)

Без печи холодно, без хлеба…(голодно)

Не будет хлеба, не будет и…(обеда)

Хозяюшка: Но на Руси люди умели не только хорошо работать, но и веселиться. Послушайте, какую веселую мелодию придумал русский народ. Ноги сами в пляс идут. Ну-ка, выходи, честной народ, на пляску русскую.

Вместе с воспитателем дети выполняют произвольные движения под русскую народную пляску «Барыня».

Хозяюшка:  — Самое главное место в избе — «красный угол». «Красный угол» — самое почетное место в доме. 

Хозяюшка: Ребята как вы думаете, почему такое название «красный?»

Дети:  красивый, светлый, хороший.

название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Его убирали вышитыми полотенцами. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Хозяюшка:  — Ребята, а посмотрите, что на столе стоит?

Дети: посуда, ложки

Хозяюшка: Да, это та посуда, которой пользовались люди в деревнях. Сделана она из дерева, из глины. А это различные кувшины для жидкости: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.

 «Всех кормлю с охотою, а сама безротая»      (ложка)

Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

Хозяюшка: А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Хозяюшка:  предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»)

- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

Хозяюшка:— В старину дети тоже любили играть в игрушки, как и вы. Игрушки делали из разного материала, что было под рукой из того и мастерили: из глины, дерева. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Матрешка это символ какой страны? 

Дети: (России.) 

Хозяюшка: Важное место в избе занимала печь. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она была источником тепла и света. Она занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?».

Хозяюшка: Что еще можно было делать на печке? 

Дети: На печке можно было спать, или лежать, греться. 

Хозяюшка: А что еще могла делать печка? 

Дети: Печь хлеб, готовить пищу

Хозяюшка: А для чего нужна эта длинная палка, да еще с рогами? (Выслушать варианты ответов детей.) Это ухват. Он был нужен для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей из печи вытащить.                                        

Хозяюшка: — Какая кашка? 

Дети: Вкусная, сладкая ….

Хозяюшка: Ребята, а вы хотите попробовать кашу из печи. Давайте поставим в печку.

Ребята, давайте вместе, как в древние времена скажем печке

добрые и ласковые слова,

Повторяйте вместе со мной

--Ой, ты печка – сударыня

Помоги нам боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!        

Хозяюшка: — Понравилось ли вам у нас? Что нового вы узнали сегодня? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: — Спасибо, хозяюшка! Нам все очень понравилось.

Хозяюшка: — Милости просим, приходите еще! Будем вам рады!

Дети прощаются с хозяюшкой и возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская изба в гости приглашает"

"Русская изба приглашает в гости"Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 2 "Сказка" Орлова А.В.Цель нашего занятия: Знакомство детей с историей русского народа:  бытом, обычаями, гостеприимством.В качес...

Фольклорный праздник "Русская изба в гости приглашает"

НОД ,музыка "Русская изба в гости приглашает" Цель:Познакомить детей с историей русского народа: песнями хороводами играми , бытом, обычаями, гостеприимством. Закреплять   представление...

Конспект по развитию речи "Весна красна, в гости пришла"

Конспект по развитию речи "Весна красна, в гости пришла"...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Русская изба в гости приглашает

Непосредственная образовательная деятельность состоит из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.Первый этап совместной деятельности – мотив...

Конспект НОД для старших дошкольников по развитию речи "Русская изба"

Занятие  "Русская изба" разработано для проведения в школьном музее или мини-музее детского сада. Оно может быть как занятием по развитию речи, так и стать частью проекта по патриотичес...

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "МУЖИК И МЕДВЕДЬ"

В ДАННОМ КОСПЕКТЕ ОТОБРАЖАЕТСЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ  НА ТЕМУ: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "МУЖИК И МЕДВЕДЬ"...

Конспект занятия "Русская изба в гости приглашает"

Конспект занятия "Русская изба в гости приглашает"...