Фольклорный праздник "Русская изба в гости приглашает"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Овчинникова Елена Анатольевна

НОД ,музыка "Русская изба в гости приглашает" Цель:

Познакомить детей с историей русского народа: песнями хороводами играми , бытом, обычаями, гостеприимством. Закреплять   представление  о  народной   музыке, прививать  любовь к русской  народной  песне,  прививать  веселый,шутливый  характер  частушек, Развивать ритмический,звуковысотный слух дикцию , разучивание  подговорок, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД          

Музыкальная деятельность

«РУССКАЯ ИЗБА В ГОСТИ ПРИГЛАШАЕТ»

ДАТА И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 19.02.2016г     9ч.30мин

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ОВЧИННИКОВА Елена Анатольевна ВОСПИТАТЕЛЬ:                              РОСЛЯКОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШ» с. Александров Гай  Саратовская  обл.


«Русская изба в гости приглашает»

Цель: Познакомить детей с историей русского народа: песнями хороводами играми , бытом, обычаями, гостеприимством. Закреплять   представление  о  народной   музыке, прививать  любовь к русской  народной  песне,  прививать  веселый,шутливый  характер  частушек, Развивать ритмический,звуковысотный слух дикцию , разучивание  подговорок,

Задачи:

-  Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками и прибаутками р.н.песнями

- Обогащение словаря названиями предмета быта:  самовар, веретено, печь, лапти и т.д.

- Формирование  любви и бережного отношения к предметам старины.

Образовательные области:

 - художественное -эстетическое

- социально - комуникативая

- познавательная

- физическое

- речевое

Ход занятия

Презентация

Звучит русская народная мелодия.  Дети входят хороводным шагом чередуя с дробным в соответствии с музыкой.  Воспитатель с детьми приветствуют гостей. Одевает  шаль, приглашает детей в русскую избу.

В- ль: Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют. Восп. Приглашает детей в избу дети рассаживаются

Звучит русская народная песня.  «Пряха»(Отметить характер песни)

Восп-ль: Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами.

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

«Домом жить – обо всем тужить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

« Много гостей – Много новостей»

Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.

Распевка: « Бай качи качи качи»

В-ль: А вы знаете почему Русь называли деревянной?

(Выслушивает ответы детей)

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»      (ложка)

Дети отгадывают загадку.

 Песня «Ложки расписные»

 Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

В-ль и дети благодарят ребенка за рассказ.

- А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

В-ль напоминает что во время пения они играли на ложках.

А какие старинные русские инструменты кроме ложек  вы знаете?

Д/Игра : «Угадай на чем играю»(ложки ,трещетка, рубель, стуколка )

- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

В-ль предлагает детям отгадать загадку:

«Верчусь по горнице сработаю моею

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»

                         (веретено)

Дети отгадывают загадку, подходят к другому в-лю, который рассказывает и показывает, что такое веретено и как на Руси пряли пряжу.

- А еще в избе, кроме веретена, было много предметов-помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день (раздает карточки с названиями предметов и загадывает загадки. Дети должны отгадать загадку и прикрепить название к предмету).

  • Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит.    (Самовар)

  • Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает.             (Веник)

  • В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер.   (Лапоть)
  • То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море.       (Утюг)

  • Не бык а бодает,не ест а еду хватает,что схватит отдает ,сам в угол идет (ухват)
  • Ни свет ни заря пошел согнувшись со двора  (Коромысло)
  • Без рук без ног во все стороны кланяется  (Люлька)

Хозяюшка хвалит детей.

Музыкальный рук.: В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. А когда наступала весна –водили хороводы на лугу или в поле

Хоровод «А я по лугу»

А еще народ любил задорные частушки

ЧАСТУШКИ

Ну и какое веселье без игры

Русский народ любил игры и мы сейчас поиграем в Р.Н.И.  «Ремешок»

- Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти.  А еще стряпали всякие вкусности: пряники, булочки, пироги.

Речевая пальчиковая игра  «Как у бабушки Наташи»

А я хочу вас спросить где же готовили выпечку : пироги пряники бублики

(Ответы детей)

«В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. Печь использовали вместо бани. Залезал  прямо в нее, там парились и мылись! Она всегда стояла в центре дома». Я знаю много сказок, где упоминается русская печь: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)

(Звучит легкая Русская народная мелодия)

Из печи достаются готовые крендельки, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и угощаются сами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

"Русская изба в гости приглашает"

"Русская изба приглашает в гости"Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 2 "Сказка" Орлова А.В.Цель нашего занятия: Знакомство детей с историей русского народа:  бытом, обычаями, гостеприимством.В качес...

« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

         занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...