Кубики Зайцева как одно из средств поддержки детской инициативы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новоселова Ольга Федоровна

Конструкт логопедического занятия по автоматизации звука [Л]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tso_1.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пышминского городского округа

«Пышминский детский сад № 6»

         Конструкт логопедического занятия по автоматизации звука [Л]

                                                                                                                                     Составила:

Новоселова О.Ф., учитель-логопед

пгт. Пышма, 2020 г.

Тема занятия: Кубики Зайцева как одно из средств поддержки детской инициативы

Тип занятия: закрепление пройденного, индивидуальное

Контингент: старший дошкольный возраст с ФФНР.

Цель: автоматизация звука [Л].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять слуховой и  моторный образы звука [Л], автоматизировать звук [Л изолированно, в слогах, словах, предложениях с использованием кубиков Зайцева

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику, формировать направленный речевой выдох, развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, упражнять в образовании и употреблении уменьшительно-ласкательных существительных по теме «Дикие животные», развитие координации движений пальцев рук;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, формировать функции контроля, самоконтроля за собственным произношением звука [Л].

Планируемые результаты коррекционной работы (в соответствии с задачами):

- получение представления о слуховом и моторном образах звука [Л], опыт произношения звука [Л] в изолированном виде, в слогах, слоговых цепочках, словах, предложениях

- поупражняется  в самостоятельном выполнении артикуляционной гимнастики, в выполнении упражнения «Фокус», научится слышать и выделять звук [Л] среди звуков, слогов, слов, собирать кубики с заданной буквой [Л] из ряда кубиков, составлять слова из кубиков с заданной буквой, анализировать артикуляцию звука [Л], по схеме давать характеристику звука [Л] используя кубики Зайцева,

- будет стараться произносить звук [Л] правильно на занятиях и вне их, осуществлять самоконтроль за произношением звука в игровой и свободной деятельности.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях  логопедического занятия осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивной помощи ребенку, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение  ребенком умений поставить цель (или принять ее от учителя - логопеда, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Предварительная работа: на индивидуальных занятиях у ребенка поставлен звук [Л].

Методы и технологии работы с детьми: игровая технология, практическая деятельность детей, вопросы ребенку,  демонстрация кубиков, игрушек, схем.

Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, развитие координации движений пальцев рук, игровые упражнения для развития дыхания и голоса.

Оборудование и дидактические средства: профиль артикуляции звука [Л], зеркало, кубики Зайцева», схемы для анализа артикуляции, характеристики звука [Л], карточки для проведения артикуляционной гимнастики, раздаточный материал для слогового анализа слов, слоговые таблицы, буква Л,  предметные игрушки.

ТСО: магнитофон, ноутбук.

Этапы деятельности

Содержательная деятельность педагога и детей

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приводит к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Организационный

Здравствуй, Лиза! Сегодня у нас снова гостья. Хочешь узнать кто. Отгадай загадку.

Предлагает послушать аудио-загадку

Прослушивает загадку и находит ответ

Мотивация учебной деятельности.

2.  Содержательный

Правильно! К нам в гости пришла лягушка Нюша.  И она нас приглашает отправиться в гости к своим друзьям. Послушай, кто ее друзья.

Предлагает прослушать слова: лягушка, лиса, волк, лев,  осел   и определить, какой звук есть во всех словах. Правильно, сегодня мы с тобой будем упражняться в правильном произнесении звука [Л].

 

Прослушивает слова, определяет общий для всех слов звук, формулирует тему занятия.

Создание проблемной ситуации, требующей слухового сосредоточения и анализа услышанных слов и инструкции учителя-логопеда

2.1. Развитие мелкой моторики

А сейчас разомнем пальчики. И вместе с лягушкой Нюшей потанцуем.

Предлагает под музыку попеременно разгибать пальцы рук.

Ребенок повторяет за логопедом пробу: «кулачки» (попеременное разгибание пальцев рук несколько раз)

Выработка точных, координированных движений пальцев рук

2.2. Артикуляционная гимнастика

Пока наши пальчики танцевали, лягушка Нюша забыла,  над произношением какого звука мы работаем?  Что нужно сделать чтобы произносить этот звук красиво? Артикуляционную гимнастику

Педагог предлагает сделать артикуляционную гимнастику по картинкам:

Упражнение для губ:

- улыбка;

- хоботок;

- хоботок-улыбка

Упражнение для языка:

- лопаточка;

- маляр;

- вкусный мед;

- чашечка;

- лодочка;

- лошадка

Упражнение на воздушную струю:

- надуваем щеки;

- длительный выдох на перышко.

Выполняет артикуляционную гимнастику  по картинкам, при необходимости используется не директивная помощь

Органы артикуляции подготовлены к произношению звука [Л].

Сформирован сильный направленный речевой выдох

2.3. Автоматизация звука в изолированном виде.

Лиза, давай покажем   лягушке Нюше как звучит звук [Л].

Игра «Звуковая дорожка». Предлагает произнести звук [л] на выдохе л-л-л-л-л-л-л…..

Контролирует правильное произношение звука [Л]

Выполняют предложенные игровые упражнения:

Автоматизация правильного произношения звука [Л].

Сформирован сильный направленный речевой выдох

2.4. Анализ артикуляции звука

Давай заглянем в зеркало и посмотрим, как располагаются органы артикуляции при произношении звука [Л]

Задает вопросы:

- в каком положении находятся губы при произношении звука[л]?

- в каком положении находятся зубы?

- в каком положении находится язык?

- голосовые связки?

Ребенок отвечает:

- губы в улыбке.

- зубы сближены

- кончик языка у верхних зубов, спинка опущена.

- голосовые связки при звуке [Л] работают, воздушная струя теплая, плавная.

Самоконтроль за собственным произношением звук

2.5. Характеристика звука

Лиза, хочешь познакомить  лягушку Нюшу с буквой Л ?

Проводится игра «Путаница»

Предлагает найти кубик   с заданной буквой.

Определить с помощью кубиков характеристику звука [Л]

Ребенок находит заданную букву среди других.

Находит заданные кубики.

Звук [Л] у нас

- согласный

- звонкий,

- может быть твердым или мягким

Закреплено правильное произношение звука [Л].

Соотнесли звук [Л] с буквой Л.

Дали характеристику звуку [Л]

2.6. Развитие фонематических процессов

Лягушка Нюша предлагает отправиться к своим друзьям на паровозике.  Из чего мы сможем сделать паровозик?

Игра «Ушки-слушки»

Предлагает сделать паровозик из кубиков с одной буквой, слогов

Предлагает вниманию Лизе ряды звуков, слогов, из которых нужно выбрать только те, которые содержат звук [Л]:

Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания.

Ребенок создает из кубиков паровозик слушает и «ловит» только звуки [Л], слоги содержащие этот звук.

Сформировано умение слышать и выделять заданный звук [Л] среди других звуков, слогов

2.7. Автоматизация звука слогах

Предлагается вновь отыскать кубики с буквой Л.  

Игра «Звукоподражание».

буду произносить слоги со звуком [л], а ты повторяй за мной:

Разберем слог ЛА.

Педагог показывает и произносит слог на кубике, просит отыскать такой же и произнести.

Педагог задает вопросы:

Сколько звуков в этом слоге?

Скажи, какой первый звук?

Он согласный или гласный?

Он твердый или мягкий?

Какой второй звук? Он гласный или согласный?

Выкладываем этот слог фишками

Ребенок  выполняет предложенное задание, показывая тот или иной слог с буквой Л.

Под руководством учителя-логопеда выполняет звуковой анализ слога ЛА.

Закреплено правильное произношение звука [Л] в слогах.

Выполнили звуковой анализ слога ЛА

2.8. Автоматизация звука в словах

Посмотри, мы приехали к Нюшиным друзьям. Кто же нас встречает. Волк, лиса, лев, осел.

Лягушка Нюша просит выложить эти лова из кубиков по образцу.

Предлагает выложить слова из кубиков по образцу. Ответить на вопросы.

В слове ЛЕВ сколько слогов?

Где находится звук [Л], в начале, в середине или в конце?

В слове ЛИСА сколько слогов?

Где находится звук [Л]?

Составляем схему местонахождения звуков.

Ребенок  выполняет предложенное задание,

создает слова из кубиков и отвечает на вопросы педагога.

- в слове ЛЕВ один слог

- звук [Л], находится в начале слова.

 - в слове ЛИСА два слога

- звук [Л], находится в начале слова.

Научилась отбирать из ряда кубиков необходимые слоги выложили из них слова, выполнили звуковой анализ слова.

Закреплено правильное произношение звука [Л] в словах.

2.9. Автоматизация звука в предложении

Лягушка Нюша очень рада встрече с друзьями и удивилась когда увидела. У льва большие лапы.

Предлагается повторить предложение

У Льва большие лапы.

Разбор предложения и выкладывание схемы предложения  из кубиков.

Предлагается ответить на вопросы:

- Сколько слов в предложении?

- В каких словах есть звук [Л]?

Ребенок отвечает на вопросы

- в предложении четыре слова.

- звук [Л] есть в славах - Лев, большие, лапы.

 Под руководством учителя-логопеда составляет схему предложения

Закреплено правильное произношение звука [Л] в предложении.

Выполнили звуковой анализ предложения.

3. Рефлексия

Лягушка Нюша благодарит за полученные новые знания, за помощь встречи с друзьями

Спрашивает, какой звук сегодня правильно научились произносить. Предлагает вспомнить и назвать слова со звуком [Л], услышанные сегодня на занятии.

Ребенок отвечает, что учились правильно произносить звук [Л]. Называет слова, которые слышал на занятии.

Точно отвечает на вопросы взрослого, умеет оценить свое произношение звука [Л].

4. Открытый конец

За хорошую работу, Лягушка Нюша дарит раскраску с картинками со звуком [Л],

Прощается

Прощается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изобразительная деятельность, как одно из условий поддержки детской инициативы"

Выступление на педагогическом совете  с презентацией по теме ""Изобразительная деятельность, как одно из условий поддержки детской инициативы"...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.Задачи:...

Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы"

Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы....

Технология "Детский совет" как одна из форм поддержки детской инициативы

Технология "Детский совет", применение на практике, советы по внедрению в практическую деятельность....