Использование русских народных потешек в работе с детьми младшего возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Бузуева Любовь Валерьевна

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Использование русских народных

потешек

в работе с детьми младшего возраста.

(Из опыта работы)

Воспитатель

Федорова Лариса Николаевна

Использование русских народных

 потешек

в работе с детьми младшего возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности»

Когда я набирала первую младшую группу, многим детям не было и двух лет. Адаптационный период самый трудный в жизни ребёнка. Чтобы выполнить задачи по развитию речи, я использовала в своей работе фольклорные формы. Старалась создавать условия для развивающей среды, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно, как дома. В приёмной комнате расставила красивые яркие игрушки, привлекающие внимание, нарисовала большое солнце и тучки на стене. Солнышко  весело «подмигивало» своим глазом и радовалось встрече с детьми. На окно повесила летающих в воздухе голубей - символами мира, добра и любви.

Старалась оформлять  красивые уголки: театральную зону, уголок отдыха, музыкальный уголок, уголок ряжения.

Самыми любимыми игрушками стали кот, собака, заяц, медведь которые  выполняли разные роли с утра до вечера. Сначала я знакомила их с игрушкой, ласково приговаривая: «котя, котенька, коток», а потом зачитывала потешку: «Как у нашего кота». Дети ласково прижимали его к себе, гладили, заглядывали в глаза.

 Заскучал ребёнок, я новую потешку читаю: «Пошёл котик на торжок». Котик всем пирожки приносил, а первый пирожок, конечно, тому, кто грустит.

Раздеваются детки спать, опять котик «помогает», зачитываю песенку «Серенькая кошечка». Дети не только успокаиваются, но и сами повторяют вместе со мной. Порой детям трудно уснуть, вспоминают свою маму, которая, конечно же поёт колыбельные песенки. Беру опять мягкую игрушку и пою колыбельную песенку:

Котик – котик, коток,

Котик – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу Машеньку качать.

И так при помощи игрушки, поглаживая ребёнка и напевая песенку, усыпляю или обращаю внимание на игрушки, которые тоже желают спокойного сна детям. Такая мелодичность и напевность фольклора помогает ребёнку расслабиться, успокоиться.

Не все дети любят одеваться. В этом случае выручают куклы, как олицетворение самого ребёнка.

«Наша Маша маленька,

на ней шубка аленька,

опушка бобровая,

 а Маша чернобровая»

 Детки тут же вступают в диалог, и рассказывают какая у них  шубка, предлагают посмотреть на нее . Они с удовольствием начинают одеваться, чтобы показать свои вещи.

Маленькие дети – удивительный народ! Они бывают и хитренькие, и наивные и очень забавные. Прочитаешь потешку «Сорока-сорока, кашу варила… », каша сразу вкусной становится, а в глазах искорки светятся.

Дети очень любят воду - если не умываться, то побрызгаться, вот и приходится, чтобы правильно и аккуратно научить умываться, использовать потешки: «Водичка, водичка», «Зайка начал умываться» и т. д.

Через потешки, песенки, я учу детей играть в подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

Паровоз, паровоз,

Маленький блестящий

Он вагончики повёз

Будто настоящий.

Дети забираются в паровоз и издают звуки едущего паровоза «ту-ту»! Во время путешествия, провожу артикуляционную гимнастику «Кто как кричит». Приехали дети на поляну, а там ягоды растут с грибочками. Используя атрибуты из театрального уголка, я «превращаю» всех детей в зайчиков: «По лесной лужайке разбежались зайки», сама одеваю шапочку лисы. Благодаря выразительности русского фольклора, дети быстро запоминают движения, импровизируют. Каждая игрушка, музыкальные инструменты, матрёшки обыгрываются также с помощью потешек, прибауток, закличек, песен.

Как только не говорим мы о солнышке,  но при этом красота слова отдаётся потешке, закличке.

Солнышко, снарядись

Красное - покажись!

Выйди из-за тучи

Дам орехов кучи.

Дети смотрят в окошко, но солнышко не выходит, спряталось за тучу.

Я ребятам предлагаю песенку спеть «Светит солнышко в окошко». Дети начинают прыгать, хлопать в ладошки.

Уже с раннего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки:

«Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная».

Учу своих детей импровизировать потешки, стихи, инсценируя сказки. Взаимодействуя с родителями собираем материал для реализации проекта по патриотическому воспитанию.

Собираю  дидактический материал с потешками, песенками, маленькими стишками, книги для чтения и рассматривания. Работа по приобщению детей к фольклору проводится мною уже второй год .

Работаю индивидуально с каждым ребёнком,  учу  детей любить театр, фольклорные произведения. воспитываю в малышах отзывчивость, развиваю эмоциональные качества детей.

С целью расширения кругозора у детей помогаю детям раскрывать свои творческие способности. Мои дети принимают участие в фольклорных праздниках.

У малышей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А чт...

Использование русских народных потешек в работе с детьми младшего возраста.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патрио...

Статья «Использование русского народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращаются историки, искусствоведы и педагоги. Уже тысячу...

Использование русских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Русская народная игра как предмет творческой деятельности формировалась и развивалась в течение достаточно длительного времени, именно поэтому в ней гармонично сочетаются двигательные функции, речь, п...