Конспект НОД по развитию речи "Вежливые слова" в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Землякова Елена Андреевна

Познакомить детей со словосочетаниями, используемыми при обращение к кому-либо, при приветствии,благодарности,прощании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.odt16.97 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект непрерывно образовательной деятельности по развитию речи в Старшей группе «Вежливые слова»

Тема«Вежливые слова»

Цель: Учить детей употреблять в речивежливые слова.

Задачи:  Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия, прощания, благодарности; формировать положительное отношение детей друг к другу: уважительное поведение в различных ситуациях.

  1. Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о «Вежливых словах».

Стихотворение

Добрые слова не лень

Повторять мне каждый день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

всем идущим на обед

«Добрый вечер!»- как встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Воспитатель: послушайте стихотворение про Машу.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Воспитатель: Дети, какое же слово забыла Маша?

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в очень интересную игру. «Назови ласково» назовите друг друга ласково (Саша-Сашенька, Ваня-Ванечка и. т.)

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Воспитатель: Я сейчас прочитаю рассказы о детях.

1-й рассказ-стихотворение

-Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте зря от Вити

Ждал я слова. (извините)

А слово-то какое — очень дорогое!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, правильно поступил Витя? Как бы вы поступили в такой ситуации? (ответы детей) .

Воспитатель: Послушайте ещё рассказ.

-Был вежлив этот мальчик

И, право очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо»-говорил,

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу — не берите!

С. Маршак

Воспитатель: Дети, можно ли этого мальчика назвать воспитанным. Вежливым? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Ну и последний рассказ. Вам надо послушать и запомнить вежливые обращения.

Воспитатель: И так слушайте:

-Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном,

Его зовут. А впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо»«Здравствуйте»«Простите».

Произносить он не привык,

Простого слова «Извините»

Не одолел его язык

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощание;

«Ну, я пошел. Пока! Всего!»

Воспитатель: Дети какие вежливые слова напомнило вам это стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель: Без добрых слов никак нельзя.

Вопросы:

1. За что вы говорите «спасибо» своим близким людям?

(Ответы детей)

2. Какое слово дружит со словом «спасибо»?

3. (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте теперь немного поиграем.

Воспитатель дает детям красивый мяч. Ребенок, который получил мяч, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что- либо доброе, а затем передать мяч следующему. Игра заканчивается, когда все в кругу поблагодарят друг друга.

Воспитатель: Ну, молодцы, много слов знаете.

Беседа по сюжетным картинкам. ( Приложение 1)

1) Девочка угощает мальчика мороженым.

- Что делает девочка?

(Ответы детей)

- Что должен сказать мальчик?

(Ответы детей)

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

- Когда мы говорим эти слова?

(Ответы детей)

Воспитатель - Правильно, это слова благодарности. Их говорят всем, кто нам помогает, угощает, делает для нас что-то хорошее.

2) Девочка помогала маме мыть посуду и нечаянно разбила чашку.

- Как надо поступить девочке?

(Ответы детей)

- Что она должна сказать маме?

(Ответы детей)

- Когда мы говорим эти слова?

(Ответы детей)

- Правильно, это слова извинения. Их говорим, когда мы что-то сделали не так, не правильно или обидели кого-нибудь.

3) Семья завтракает за столом.

- Что делают люди на этой картинке?

(Ответы детей)

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

- Почему вы так думаете?

(Ответы детей)

- Когда надо говорить эти вежливые слова?

(Ответы детей)

Пора за стол, всё для еды накрыто

(Ответы детей)

Приятного желаем аппетита.

(Ответы детей)

4) Утром мама будит сына.

- Что делает мама? Что она говорит своему сыну?

(Ответы детей)

- Что отвечает ей мальчик?

(Ответы детей)

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята, вы правильно угадали все вежливые слова.

(Ответы детей)

- Но, чтобы быть вежливыми, надо не только говорить вежливые слова, но и уметь правильно себя вести, чтобы людям было приятно с вами разговаривать и дружить.

Воспитатель:- Сейчас я познакомлю вас с двумя девочками и расскажу, что с ними произошло (воспитатель показывает детям сюжетную картину). ( Приложение 2)

5) Две девочки вырывают друг у друга воздушный шар.

Шар воздушный две подружки

Вырывали друг у дружки -

Весь перецарапали.

Лопнул шар и две подружки

Посмотрели – нет игрушки

Сели и заплакали.

Воспитатель - Как вы думаете, правильно ли поступили эти девочки?

(Ответы детей)

Воспитатель - Смогли ли они поиграть шариком? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель - Можно ли назвать этих девочек вежливыми?

(Ответы детей)

Как правильно и вежливо надо было им поступить?

(Ответы детей)

Воспитатель- Молодцы, ребята, как много вы знаете, а умеете ли вы сами вести себя вежливо?

(Ответы детей)

Загадки

Старшим людям не грубите

И не панибратствуйте,

Им при встрече говорите

Не «привет», а… (Здравствуйте)

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

 А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

 Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

 Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят. (Спасибо)

Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

Воспитатель: О каких особенных словах мы сегодня говорили?

Да, ребята, не надо забывать говорить слова вежливости. Есть одна хорошая пословица: «Ласковое слово не трудно молвить». Давайте ее выучим. И самое главное, волшебные слова надо говорить приветливо, с нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.

Все сегодня молодцы! Хорошо занимались, спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

«Мы играем, правильно слова называем».Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Формировать у детей умение пользоваться несклоняемыми существительными, образовывать слова разными способами, множительное число существительных в родительном падеже, придумывать по картинкам сложнопо...

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Формирование глагольной лексики."

Формирования представлений о многообразии слов русского языка (слова, обозначающие предметы и явления, действия)...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»»...