Конспект ОД по речевому развитию. Рассказывание по картине "Ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Васильева Марина Михайловна

Данное занятие проводится с детьми среднего дошкольного возраста. Проводя данное занятие  мы способствуем умению ребят составлять по картине, формируем грамматический строй речи. Занятие проводится в форме путешествия в осенний лес, включает развивающие игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» город Канаш

Конспект ОД

по речевому развитию в средней группе.

Рассказывание по картине «Ежи»

https://vospitatel-sada.ru/kartinki/2019/11/4-2.jpg

Составила: Васильева М.М.

Канаш, 2020 г

Ход занятия

Дети стоят полукругом

Педагог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся

( дети здороваются). Мы сегодня поговорим о диких животных, рассмотрим картину, и отправимся в путешествие. Вы готовы?

Дети: Да!

Педагог: Ребята, каких диких животных, которые живут в лесу вы знаете?

Дети:

Педагог: В лесу живет много животных. А про кого говорится в этой загадке.

             Лесом катится клубок,

             У него колючий бок,

             Он охотится ночами,

              За жуками и мышами.

Кто это?

Дети: Ежик.

Педагог: Как вы догадались, что это еж?

                 (Звучит аудиозапись «Голоса лесных животных». Фыркает еж»)

Педагог: ребята. Вы слышите, чей-то голос? Как вы думаете, кому он может принадлежать?

Дети: Ёжику.

Педагог: Давайте посмотрим, правильно ли мы догадались, что это ёжик.

                    (Дети вместе с педагогом идут на звук, находят ежа ( игрушку))

Педагог: Ежи-очень интересные животные. Живут они семьями.

Папа-…

Дети: Ёж.

Педагог: Мама-…

Дети: Ежиха.

Педагог: Дети-…

Дети: ежата

Педагог: Можно назвать ласково-…

Дети: ежатки

Педагог: Ребята, смотрите, это же ёжик! Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются, ёжик «отвечает» им ( его реплики будет произносить воспитатель)

Педагог: Ежик, как же ты попал в нашу группу, ведь ты уже должен спать?

Еж: Встретили нас в лесу дети и забрали меня, разлучили меня с моей семьей. Вот я и бежал от них, а где искать мою семью-не знаю.

Педагог: ребята, поможем нашему ежику найти его семью?

Дети: Да!

Педагог: Где живут ежи?

Дети: в лесу.

Педагог: Правильно, в лесу. Нам придется поехать в лес. На каком транспорте мы поедем?

(ответы детей)

Педагог: А на ковре-самолете вы летали? Хотите?

Дети: Да!

Педагог: Мы отправимся в лес и поможем найти семью ежика. А ты, ежик, посиди-ка в группе. Мы вернемся и расскажем тебе, где искать твою семью. Но для того чтобы занять свое место на ковре-самолете нужно правильно выполнить задание. Я  буду начинать предложение, а вы дополняйте.

Словесная игра «Закончи предложение»

Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, произнося слова с противоположным значением.

Кошка-домашнее животное, а еж-… (дикое животное)

Заяц прыгает, а еж-… (бегает)

У медвежонка мамам медведица, а у ежонка … ( ежиха)

Медведь большой, а ёж-.. ( маленький)

Лиса пушистая. А ёж-.. ( колючий)

Ёж спит днем, а охотится… ( ночью)

Белка живет в дупле, а ёж-…. ( в норе)

У лисы лисята, а у ежихи-… ( ежата)

Педагог: Молодцы! Занимайте места на ковре-самолете-отправляемся в путь. ( звучит музыка). Вот мы и оказались в лесу. На поляне.

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Педагог: Мне кажется, мы попали в «волшебный лес». Как вы думаете, почему?

Воспитатель обращает внимание детей на несоответствие существующих сейчас сезонных изменений и тех, что изображен на картине.

Педагог: Действительно, в лесу еще только начало осени. Посмотрите. Даже ежи еще не легли спать.

Рассматривание сюжетной картины «Ежи»

Педагог:

  • Кто гуляет на лесной поляне?
  • Как эту семью можно назвать?
  • Чем отличаются ежата от своей мамы-ежихи?
  • Чем похожи? Сколько ежат у мамы-ежихи?
  • Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?
  • Что каждый из них делает? Что делает мама-ежиха? Что делают ежата?
  • В какой ситуации еж сворачивается в клубочек?
  • Кого испугался ежонок?
  • Почему ежонок испугался жука?(ответы)

Педагог: Как жук жужжит? (дети жужжат)

Педагог: Какими словами она могла успокоить своих ежат, чтобы они не боялись жука?

Педагог: Давайте подумаем, что могло произойти дальше? (рассуждения детей)

Динамическая пауза

Педагог: Ребята, давайте покажем, как о своей семье заботится папа-ёж.

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Дети шагают на месте, «неся мешок за спиной»

Через кочки он скакал (прыгают на месте)

Быстро по лесу бежал.(бегут на месте, руки согнуты)

Вдруг он сел и изменился (приседают на корточки)

В шарик круглый превратился, (прижимают голову к коленям, обнимают руками колени.

А потом опять вскочил (поднимаются)

И к детишкам поспешил (шагают на месте)

Педагог: Отдохнули, а теперь берем с собой картину, садимся на ковер-самолет, возвращаемся в группу-расскажем все ёжику. (звучит музыка). Вот мы и пришли, ёжик! Нашли ежиную семью, твоя семья это или нет. Сейчас ребята тебе расскажут о них. Ребята, давайте вспомним, что мы говорили по этой картине, и составим небольшой рассказ. Вот послушай, ёжик.

Педагог начинает фразу, дети продолжают

Педагог:

Однажды мама-ежиха со своими ежатами…

Они пришли на лесную полянку для того, чтобы…

Вдруг один ежонок…

Он испугался и…

Крылья у жука были…

На голове-…

Лапки…

Он громко…

Мама-ежиха успокоила своих ежат и сказала, что жук…

Ежата успокоились и продолжили…

Ёжик, это твоя семья?

Ёжик: Ура! Это моя семья. Спасибо, вам, ребята, что нашли мою семью, мне пора возвращаться к ним.

Педагог: Ребята, какие вы молодцы! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Педагог: Какое доброе дело мы сделали?

Дети: Нашли семью ежонку и поняли, что нельзя брать животных из леса, ведь у них может там остаться семья, по которой они будут скучать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию «Рассказывание сказки «Волк и козлята»

Программное содержание:1. Развивать и активизировать речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, побуждать их проговариванию и повторению за воспитателем отдельных слов и ...

План – конспект НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Едем на автобусе» по лексической теме «Транспорт» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Учить детей описывать картину в определенной последовательности. Образовательные задачи:- Расширять и конкретизировать представления о назначении транспорта;- Уточнить представление о труде...

Конспект ОД по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» с элементами придумывания новой концовки"

Конспект ОД по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»  с элементами придумывания новой концовки"...

Конспект ОД по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Конспект ОД по речевому развитию "Рассказывание  русской  народной  сказки  «Кот, петух и лиса»...

Конспект занятия по речевому развитию "Рассказывание об игрушках"

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшей группы...