Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе " Путешествие по сказкам К.И.Чуковского."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Викторовна Зубова

Цели:  Расширить и обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.

Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

Развивать мышление, речь, воображение, память, словарный запас.

Воспитывать интерес к художественной литературе и эмоциональный отклик на знакомые литературные произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy_nod.docx568.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

" Путешествие по сказкам К.И.Чуковского."

Цели:  Расширить и обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.

Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

Развивать мышление, речь, воображение, память, словарный запас.

Воспитывать интерес к художественной литературе и эмоциональный отклик на знакомые литературные произведения.

Предварительная работа: Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений Чуковского. Разучивание  стихотворений и отрывков из сказок. Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов по произведениям Чуковского. Оформление выставки книг К.И.Чуковского.

Организация семейного чтения. Экскурсия в городскую библиотеку.

Оборудование: Книги К. И. Чуковского, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, мольберт, гелиевый шарик, чудесный мешочек и предметы из сказок, ширма, персонажи театра «живых картинок», дерево и снежинки.

Ход НОД:

Придумано кем-то просто и мудро  при встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,  доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям  и подарим всем хорошее настроение.     (Показ портрета  писателя).

Посмотрите, какое хорошее настроение и у этого человека, какое доброе лицо, приветливые глаза.  Вы этого автора все знаете.

Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки.

Детским писателем К. И. Чуковский стал случайно. Заболел его маленький сынишка. К. И. вез его в ночном поезде.  Мальчик  капризничал, стонал, плакал, не мог уснуть. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

"Жил да был крокодил, он по улицам ходил. "

Мальчик неожиданно затих и стал слушать и  наконец уснул.  Наутро он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так Чуковский стал сочинять сказки. И придумал их очень много.

А вы любите сказки?

Сегодня  я  предлагаю вам отправиться  в путешествие по сказкам К.И.Чуковского и тогда мы узнаем,  зачем нужны сказки, чему они нас учат.  Согласны?

Давайте вспомним, на чём и на ком  разъезжали герои сказок Корнея Ивановича.

Ехали медведи…на велосипеде  (добавляют дети)
А за ними кот…задом наперёд. 
А за ним комарики…на воздушном шарике. 
А за ними раки…на хромой собаке. 
Волки… на кобыле.  Львы… в автомобиле. 
Зайчики…в  трамвайчике.   Жаба… на метле... 
Едут и смеются,   пряники жуют. 

На чём бы нам отправиться в путешествие? (ответы детей)  Посмотрите вокруг, может у нас в группе есть какой-нибудь транспорт, даже  сказочный (в углу группы -  воздушный шарик, надутый гелием).

Дети: на шарике - как комарики!

 Отлично, давайте отправимся в путешествие на шарике (беру за верёвочку шар). Но чтобы наш шарик летел точно по маршруту, надо произносить волшебные слова:

Шарик, ты лети, лети -  в сказку ты нас приведи!

Куда же привёл нас шарик? (развешаны иллюстрации по сказкам Чуковского)

Мы попали с вами в  выставочный зал.   Это такое место, где проходят фотовыставки и выставки картин разных художников. На выставках, надо вести себя культурно; не шуметь, не бегать, а спокойно ходить и рассматривать картины.

Внимательно посмотрите, из   каких  произведений  эти  картины?

1 картина из сказки "Муха-Цокотуха"

О чём это произведение?

         2 картина из сказки "Топтыгин и лиса»

О чём это произведение?

3 картина из сказки «Краденое солнце»

О чём это произведение?

        2 картинки с изображением героини сказки «Федорино горе».  Какое  настроение  Федоры  на этих картинках?  Какой части сказки соответствует данная картинка.

Молодцы. А где мы с вами побывали? А теперь отправляемся дальше, говорим волшебные слова.

Шарик, ты лети, лети -  в сказку ты нас приведи!

Мы с вами в театре.   Актёры ещё за занавесом, но если вы угадаете,   как зовут героя сказки, он появится  на сцене.

1. Бабочка-красавица,  кушайте варенье.        

Или вам не нравится  наше угощение? (Бабушка Пчела, «Муха – Цокотуха»)

Приходила к мухе бабушка – пчела.

Мухе – цокотухе мёду принесла.

2. Не кричи и не рычи,  мы и сами усачи,

Можем мы и сами  шевелить усами! (Раки-забияки, «Тараканище»)

Только раки – забияки не боятся бою – драки;

Хоть и пятятся назад, но усами шевелят

И кричат великану усатому.

3. Моем, моем трубочиста,  чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист  чист, чист, чист, чист! (Щетки, «Мойдодыр»)

И сейчас же щётки, щётки затрещали как трещётки

И давай меня тереть, приговаривать.

4. Ой, меня укусила оса! (Лиса,  «Айболит»)

И пришла к Айболиту лиса..

5. Как я рад, как я рад,

Что поеду в Ленинград! (Бармалей «Бармалей»)

Крокодил головою кивает, широкую пасть разевает,-

И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей,

А лицо у Бармалея и добрее и милей.

6. Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда? (Курица, «Федорино горе»)

Мимо курица бежала и посуду увидала

7. Здравствуй, дедушка мы тут! (Медвежата, «Краденое солнце»)

И глядите: медвежата, как весёлые котята,

Прямо к дедушке мохнатому, толстопятые,  бегут

8. Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите! (Кит, «Путаница»)

Море пламенем горит, выбежал из моря кит

9. Ладно, ладно,  побегу, вашим детям помогу.

Только где же вы живёте? На горе или в болоте?  (доктор Айболит, «Айболит»)

        Молодцы, всех актёров вы назвали правильно,   отправляемся дальше. Шарик, ты лети, лети -  в сказку ты нас приведи!

Посмотрите, дети, куда же привёл нас шарик? (на полянку)

Эта полянка не простая, а загадочная. Нас ожидает тут мешочек, наполненный  сказками (дети достают по одной вещи и угадывают сказку и рассказывают отрывок из неё).

Градусник - «Айболит»

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица, и жучок, и червячок, и  медведица!

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

Десять ночей Айболит не ест и не пьет и не спит,  десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят,  и  ставит и ставит им градусники

Самовар - «Муха – Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар  и купила самовар:

«Приходите, тараканы,  я  вас чаем угощу!»

Перчатки – «Телефон»

У меня зазвонил телефон. 
- Кто говорит?  - Слон. 
- Откуда?  - От верблюда. 
- Что вам надо?  - Шоколада. 
- Для кого?  - Для сына моего. 
- А много ли прислать?  - Да пудов этак пять. Или шесть: 
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький! 

А потом позвонили зайчатки:  - Нельзя ли прислать перчатки? 
А потом позвонили мартышки:  - Пришлите, пожалуйста, книжки! 

Пироги – «Мойдодыр»

Одеяло убежало,  улетела простыня,  и подушка,  как лягушка, ускакала от меня.

Что такое, что случилось? Отчего же всё кругом завертелось, закружилось

И помчалось колесом? Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами, кочерга за кушаком —

Всё вертится,  и  кружится,  и  несётся кувырком.

Топор – «Федорино горе»

Скачет сито по полям,  а  корыто по лугам. За лопатою метла

Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры  так и сыплются с горы.

Испугалася коза,  растопырила глаза: «Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

Дети, К.И.Чуковский  сочинял не только сказки, но и загадки. Давайте посмотрим,  какие загадки укрылись на снежинках нашего дерева.

Зеркало
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца, 
Баран — барана, 
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна, 
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Грузовик
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала телега без коня!

Пароход
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел—
Прямо по морю пошел!

Цыплёнок и яйцо
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,- 
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.

Ёжик
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. 

Гребешок

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей

Подъёмный кран

Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

И если я могучей лапою

Слона или верблюда сцапаю,

Я их обоих буду рад

Поднять, как маленьких котят.

А нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем волшебные слова: «Шарик, ты лети, лети, в группу нас скорей веди!»

Где мы сегодня побывали? Понравилось вам путешествие?

Скажите, нужны ли нам сказки? Сказки  КИ?  Чему учит нас каждая сказка?

 «Мойдодыр» (быть всегда чистыми, опрятными)

«Тараканище»  (никого не бояться, а также не хвалиться перед другими).

 «Путаница» (быть послушными, не шалить и не баловаться)

«Айболит» (помогать окружающим: людям и животным).

 «Краденое солнце» (быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей).

«Федорино горе» (быть аккуратными, трудолюбивыми, бережливыми).

«Муха-Цокотуха» (быть смелыми, добрыми, вежливыми).

Все сказки  учат нас доброте,  трудолюбию и смелости.

 

Картинки по запросу портрет чуковского

Картинки по запросу портрет чуковского

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

C:\Users\user\Desktop\Без названия.jpg

C:\Users\user\Desktop\Без названия (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ К.И. ЧУКОВСКОГО"

ТЕМА: «Знакомство с творчеством писателя              Корнея Ивановича Чуковского». ПРОГРАМНЫЕ  ЗАДАЧИ:  1.Дать детям пр...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Путешествие по чудо-саду Корнея Чуковского".

Совершенствовать  и обобщать знания детей по изученным произведениям К. И. Чуковского...

Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"...