НОД по обучению рассказыванию по картине «Дети на Севере»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гаврилюк Наталья Геннадьевна

-              Развивать связную речь. Учить составлять  сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать события. Учить использовать при  составлении рассказа  свои    знания  о внешнем виде и жизни животных.

-              Продолжать учить использовать разные типы предложений.

-              Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять,  в умении  образовывать близкие по смыслу  однокоренные слова,  упражнения на подбор синонимов.

-              Продолжать учить различать звуки «С» и «Ш», закрепить умение детей делить слова на части.

-              Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызванные картиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _nod_deti_na_severe.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению рассказыванию

по картине

«Дети на Севере»

старшая группа

                                       

                                                                                 Воспитатель: Гаврилюк

                                                                                  Наталья Геннадьевна

Программное содержание:

  • Развивать связную речь. Учить составлять  сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать события. Учить использовать при  составлении рассказа  свои знания  о внешнем виде и жизни животных.
  • Продолжать учить использовать разные типы предложений.
  • Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять,  в умении  образовывать близкие по смыслу  однокоренные слова,  упражнения на подбор синонимов.
  • Продолжать учить различать звуки «С» и «Ш», закрепить умение детей делить слова на части.
  • Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызванные картиной.

Предварительная работа: проведение занятий по познавательному развитию по ознакомлению с животными Севера.

Работа с родителями: чтение дома книг детям о животных Севера, просмотр иллюстраций по этой теме.

Методические приемы: беседа по картине, чтение художественного  произведения по теме, составление загадок-описаний, подбор синонимов к слову веселый, подбор родственных слов к  словам снег, холод,   игра « Ка-кой звук»,  деление слов на слоги, карточки с изображением слов со звуками «С» и «Ш».

Материал для занятия: картина «Дети на Севере», карточки.

Ход  занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и скажите, что изображено на ней?

- Как вы думаете, какой край нарисовал художник? (Художник нарисовал Север)

-  Почему вы думаете, что  это Север? (Ответы детей)

- Кто-нибудь знает, какие народности живут на Севере? (Ненцы, якуты, эскимосы, чукчи).

-  Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима). А какое время суток? ( День).

- Дети, а кто из вас знает, как называются собаки, которые запряжены в упряжку? (Собаки называются - лайки). Правильно.

- А теперь посмотрите сюда, вот мальчик мчится по тундре, один, на собачьей упряжке. Вообще-то это опасно, потому что управлять такой упряжкой не каждый сможет – это большое искусство.

- Скажите мне, как вы думаете какое настроение у мальчика, сидящего в санях? (Мальчик веселый).

- Вы сказали, что мальчик веселый, а как можно сказать об этом по-другому? (Радостный, довольный, бодрый).

-  Дети, а теперь посмотрите, что это за странное сооружение, около которого стоит девочка и черноголовый мальчик в яркой одежде?  (Это чум).

- Да это дом, в котором живут на Севере, называется чум. В чуме можно легко согреться в лютые морозы, он делается из шкур животных. Внутри чума можно развести огонь. А морозы на Севере такие, что птицы на лету замерзают.

- Дети посмотрите еще раз на картину и скажите, как вы думаете, эта картина обычная или в ней есть что-то сказочное, необычное?

- Правильно необычная, а почему вы так думаете? (ответы детей).

- Сейчас я вам прочту стихотворение об одном жителе Севера, а  вы послушайте.

- В далеком Северном краю                            Он снег копытом разбивает,

Нашел он Родину свою,                                  Мох из-под  снега добывает,

С тех пор на свете для него                           Он человеку верно служит

Нет краше тундры ничего.                              И ни о чем олень не тужит.

Мех серый, длинный и густой,

Ветвистые рога

Ему не страшен ветер злой

И снежная пурга.

Вот такое красивое стихотворение об олене.

-Кого еще вы видите на картине?  У воды?  На воде?  ( Рассказы детей о

  животных).

Давайте теперь попробуем составить загадки-описания об обитателях Севера по плану:

  1. Животное или птица.
  2. Рассказать о внешнем виде.
  3. Что умеет делать.
  4. Какие повадки (неуклюжий, медлительный и т. д.)

- Вот мы с вами подробно рассмотрели картину, а теперь давайте придумаем ей название.

А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину и придумайте  рассказ. Представьте  себе, что вы попали на Север и оказались в центре нашей картины. Кто  из  вас, чем бы занимался, за чем бы наблюдал?

Придумайте, как вы начнете рассказ, как продолжите и чем закончите? Не забудьте придумать название своему рассказу. ( Если дети затрудняются, воспитатель предлагает свое начало).

Рассказ называется «Необычный сон»

Однажды, Танечке и Саше мама купила книгу о животных Севера. Долгим зимним  вечером они рассматривали картинки этой книги, а вместе с детьми любовался книгой кот Матроскин. Ребятам книга очень понравилась. Ночью, когда ребята легли спать, детям приснился необычный сон, как они очутились в сказочной стране.

 После  двух-трех рассказов  воспитатель дает оценку, отмечает содержание рассказов, их форму, конец.

-Дети, мы с вами говорили, что на Севере очень холодно, представьте, что мы замерзли.

Физкультминутка.

Давайте поиграем в снежки, чтобы согреться. Дети наклоняются, «берут снег» и играют с ним.

- Дети на Севере всегда холодно и много чего?  ( Снега)

Давайте к слову снег придумаем родственные слова ( снежок, снегурка,  и т.д.),  а теперь к слову холод.

Дети садятся.

- Сейчас мы с вами поиграем в такую игру, я буду показывать картинки,  на них изображено что-то со звуком  «С» и «Ш». Если это будет картинка со звуком «С» вы будете хлопать, если звук «Ш» - топать.   Молодцы!

Послушайте, я произнесу слово – шубка

  • Сколько  частей в этом слове?
  • Какая часть первая?
  • Какая вторая?
  • Сколько частей в слове Саша?
  • А как еще можно догадаться?
  • Итог: Вы все хорошо позанимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_

Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Рассказывание по картине «Дети Севера».

Занятие учит детей составлять рассказ по картине, используя полученные раннее знания и представления; развивает умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; за...

«Обучение связной речи детей 6-7 лет» Картинно-графические планы рассказов

В данном пособии дается материал для логопедических занятий, который может быть использован как  дополнительный материал к занятию или для проведения отдельного занятию, как закрепление материала...

Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Рассказывание по картине «Дети Севера» для детей 6-7 лет.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....