Главные вкладки

    Творческое рассказывание по серии картинок «Как кошка сама себя стукнула» с использованием ТРИЗ-технологий.
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Овчинникова Татьяна Александровна

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Творческое рассказывание по серии картинок «Как кошка сама себя стукнула» с использованием ТРИЗ-технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 005210800-1601581521_nod-rasskaz-po-kartine.docx17.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное

     образовательное учреждение

    МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

    г. Сыктывкара

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
    Творческое рассказывание по серии картинок «Как кошка сама себя стукнула» с использованием ТРИЗ-технологий.

    Автор-разработчик:

    Воспитатель МАДОУ «Детский сад №4»

    Овчинникова Т.А.

    Сыктывкар, 2018

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
    Творческое рассказывание по серии картинок «Как кошка сама себя стукнула» с использованием ТРИЗ-технологий.

    Образовательные задачи:
    - формировать умение связно и последовательно описывать изображения на картинках;
    - учить правильно, строить предложения, устанавливать причинно-следственные связи, четко проговаривать слова;

    Развивающие задачи:
    - развивать монологическую и диалогическую речь детей;
    - пополнять словарный запас детей;

    Воспитательные задачи:
    - воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.

    Интеграция образовательных областей:
    - социально-коммуникативное развитие.
    - познавательное развитие.
    - речевое развитие.
    - физическое развитие.

    Материалы для занятия:

    -книга загадок о животных.

    - посылка с фигурками кошки и собаки.
    - мольберт.
    - серия картинок «Кошка и собака».

    - маски животных.

    Предварительная работа:
    - разгадывание загадок.
    - рассматривание картинок.
    - беседа.
    - игровые упражнения.
    Ход занятия:
    В: Здравствуйте, ребята, посмотрите, что это такое? Нам почтальон принес посылку! Интересно, что же там внутри? А тут написано, что откроется эта посылка тогда, когда вы отгадает загадки.

    В: Даже по железной крыше
    Ходит тихо, тише мыши.
    На охоту ночью выйдет
    И как днем все видит.
    Часто спит, а после сна
    Умывается она.
    (Кошка).

    Скажите, почему мой друг
    Спит без подушки, ест без рук,
    Зимой без валенок гуляет,
    А если рад — хвостом виляет?
    (Собака).

    В: какие вы молодцы, угадали! Откроем посылочку, а там у нас как раз кошка с собакой  (Мурка и Шарик). Скажите, а кошка и собака – это домашние или дикие животные?
    Д: домашние.

    В: почему вы так думаете, что они домашние?
    Д: они живут с человеком и человек за ними ухаживает.

    В: а каких животных называют дикими?

    Д: у которых нет хозяина, они живут в лесу.

     В: ребята, а давайте подумаем может ли кошка и собака стать диким животным? (прием фантазирования).Что будет, если все собаки станут дикими? (метод мозгового штурма).
    Д: наверное да. Их никто не будет кормить, и ласкать и они станут злыми.

    В: ребята, смотрите здесь в посылке письмо лежит, сейчас прочитаю. Мурка и Шарик, очень хорошие друзья, но иногда бывает, что они проказничают. И вот они принесли свою историю в картинке, как однажды кошка Мурка хотела подшутить над своим другом Шариком. А как вы узнаете, когда рассмотрите картины.

    В: сейчас мы с вами рассмотрим картинки, где  нарисованы кошка с собакой и постараемся составить про них рассказ. (Воспитатель расставляет картинки на мольберте в произвольной последовательности и дает время детям подумать, как они должны быть расположены по логике).

    В: Кто из вас поможет мне правильно расставить картинки начиная с первой и заканчивая последней?
    В:
    1 картинка., кто изображен на 1 картине, кто главные герои?
    Д: собака и кошка, они – главные герои.

    В: как вы думаете, кошка с собакой дружные животные?
    Д: иногда дружат, а иногда и дерутся.

    В: Даже бывает, что, о некоторых людях говорят – живут как кошка с собакой, что это значит?

    Д: постоянно ссорятся, враждуют, дерутся.

    В: ребята, а где происходит действие? Где находятся кошка с собакой?
    Д: во дворе дома, за углом, на улице.

    В: в какое время суток происходит действие?
    Д: днем или утром, потому что светло.

    В: хорошо, а теперь давайте рассмотрим наших героев повнимательнее через подзорную трубу! представьте, что у вас в руках подзорная труба, скрутите пальцы в трубочку

    Игра «С подзорной трубой» (ТРИЗ-технология), детальное рассмотрение героев.

    В: какие они? Какая у них шерстка цветом, ушки, глаза.
    Д: у кошки ухоженная шерстка, хитрые глаза. У собаки добрые глаза и рыжая шерсть.

    В: если мы погладим шестку кошки, то она будет гладкой и приятной на ощупь? А у собаки? (прием «Вхождения в картину»)

    Д: да, у кошки шёрстка ухоженная, ее расчесывает хозяйка. А у собаки шерсть свалялась, ее никто не причесал, может у нее и хозяина – то нет.

    Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ-технология).

    В: Ребята посмотрите повнимательней, у кошки есть когти – это хорошо или плохо?
    Д: у кошки есть когти – это хорошо, она может защищаться. У кошки есть когти – это плохо, она может поцарапать.

    В: а, у собаки есть зубы– это хорошо или плохо?
    Д: у собаки есть зубы– это хорошо, она может дать отпор врагу. У собаки есть зубы– это плохо, она может укусить.

    В: Умнички! А теперь давайте отдохнем!

    Физкультминутка «Кошка»

    Вы со мной знакомы близко.
    Я приветливая киска.
    Кверху — кисточки на ушках,
    Когти спрятаны в подушках.
    В темноте я зорко вижу,
    Понапрасну не обижу.
    Но дразнить меня опасно —Я царапаюсь ужасно.

    Идут по кругу на носочках, крадутся,
    согнутые руки держат перед грудью.
    Останавливаются, встают лицом в круг,
    делают «ушки» из ладошек, потом — «когти» из пальчиков.
    Снова идут по кругу, крадутся.
    Опять останавливаются, встают лицом в круг
    и показывают «когти».

    В: давайте рассмотрим 2 картину, что происходит дальше?

    Д: кошка скинула с подоконника цветочный горшок, она хотела уронить его на спящую собаку.

    В: Скажите, какой поступок она совершила? Какая кошка?
    Д: кошка хитрая и злая, озорная, хочет досадить собаке.

    В: давайте закроем глаза и представим, как разбивается цветочный горшок. Как вы думаете, какие звуки будут сопровождать картину?
    Д: когда падает горшок и разбивается, он издает резкий и громкий звук «дзынь, бах»
    (прием «Вхождения в картину», ТРИЗ-технология).
    В: посмотрите ребята на последнюю картину. Что же случилось дальше?

    Д: горшок падает на грабли и грабли ударяют кошку по носу.

    В: совершенно верно.

    В: теперь посмотрите на все 3 картины и скажите, наша картинка «движется» или стоит на месте?
    Д: движется, горшок падает все ниже и ниже, у собаки открываются глаза.

    (приемы фантастического преобразования объектов динамизация — статика, ускорение — замедление, ТРИЗ-технология).

    В: давайте теперь мы расскажем всю историю полностью от начала и до конца (составление связного рассказа).
    В: представьте, себя на картине в качестве одного из героев, кем бы вы хотели бы быть? Почему?
    Д: я киской, она красивая. А я – собакой. Она добрая.

    В: давайте изобразим их! Представь, что ты кошечка, расскажи, что ты видишь? (прием эмпатии).
    Дети надевают маски кошки и собаки, показывают характерные движения, походку животных, имитируют голоса.

    В: вот теперь то мы узнали всю историю, как Мурка хотела подшутить над Шариком, а получается, что она подшутила над собой.

    Подведение итога:
    В: если вам понравилось занятие поднимите белый кружок, если нет черный.

    В: Молодцы! Пойдемте за столики, каждый нарисует понравившегося героя (героев).
    Рисование животного (животных) цветными карандашами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

    Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с ТНР, ОНР на тему: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н.Радлова: «Как кошка сама себя стукнула»

    Учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления; совершенствование умения объединять отдельные логические эпизоды в единое целое....

    творческое рассказывание по серии сюжетных картинок

    для образовательной деятельности...

    Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"

    ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...

    Обучение творческому рассказыванию по произведению С.Козлова «Зимняя сказка» с использованием триз-технологии для детей средней группы.

    Цель: усвоение модели творческого рассказывания  - придумывание завершения  «Зимней сказки».  Решение  проблемной  ситуации  с использованием метода «мо...

    Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

    Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста....