Мастер-класс «Исследование и развитие речи детей». Автор: Пылова Ирина Михайловна
опыты и эксперименты по развитию речи (младшая группа)

Мастер-класс «Исследование и развитие речи детей».

Автор: Пылова Ирина Михайловна

 

Развитие связной речи относится к образовательной области «Коммуникация». Содержание этой образовательной области направлено на овладение детьми способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексического строя, грамматического, звуковой культуры речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
  • практическое овладение нормами речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx2.36 МБ
Microsoft Office document icon voprosy.doc16.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka.doc15 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Исследование и развитие речи детей» Пылова Ирина Михайловна Воспитатель | младшей группы

Слайд 2

Цели проведения мастер-класса Презентация и распространение педагогического опыта Ознакомление педагогов с новыми формами работы над рассказом Практическое знакомство педагогов с новыми видами работ

Слайд 3

Этапы проведения мастер – класса Теоретическая часть (лекционный материал) Актуализация Игры на развитие речи Обучение рассказыванию Исследовательская деятельность Презентация исследовательской деятельности Рефлексия: вопросы, составление рассказа с использованием наглядного материала

Слайд 4

Теоретическая часть Развитие связной речи относится к образовательной области «Коммуникация». Содержание этой образовательной области направлено на овладение детьми способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексического строя, грамматического, звуковой культуры речи, связной речи – диалогической и монологической форм). практическое овладение нормами речи.

Слайд 5

Теоретическая часть Для развития у детей связной речи необходимо: совершенствовать диалогическую речь, отвечать на вопросы и задавать их, развивать умение рассказывать: описывать предметы, игрушки, составлять рассказ по картине, по серии картинок, пересказывать отрывки или маленькие рассказы и сказки.

Слайд 6

Актуализация Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказе и пересказе можно проследить все основные аспекты, характеризующие речь. Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.

Слайд 7

Игры на развитие речи Игры с сюжетными игрушками Игры с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др.), оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка. С куклой дети учатся выполнять различные действия. Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками, что в процессе улучшает речь ребенка. В играх, цель которых – развивать понимание названий предметов и действий, можно давать несколько больше слов, чем на занятиях, проводимых с целью развития активной речи. Очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь.

Слайд 8

Игры на развитие речи Игры с использованием литературных текстов Слушая стихотворение, потешку , сказку, ребенок становится способным не только почувствовать их ритм, уловит рифму, но и понимать несложное содержание, а также повторять слова, звукосочетания, воспроизводить движения в соответствии с текстом. Читая стихи, потешки , сказки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает подражать их звукосочетаниям и словам текста, содействуя таким путем развитию их собственной речи.

Слайд 9

Игры на развитие речи Игры и занятия с использованием картинок С конца первого года с помощью картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает названия предметов, действий, качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы. Использование картинки для развития речи имеет даже некоторые преимущества перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время как игрушкой им прежде всего хочется поиграть, а не рассказать о ней. Очень важно, чтобы содержание картинок побуждало малышей, только еще овладевающих речью, говорить.

Слайд 10

Игры на развитие речи Игры с предметами Прежде всего, развивается мелкая моторика рук и способность производить с предметами целесообразные действия, например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и т.д. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер, малыш приучается контролировать движения рук зрением. Если взрослые сопровождают действия ребенка словом – обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Игры со строительным материалом Занятия со строительным материалом имеют большую ценность. В основном, эти игры развивают мелкую моторику и сенсорный опыт воспитанников детского сада. При словесном руководстве со стороны воспитателя на этих занятиях обогащается речь детей.

Слайд 11

Обучение пересказу и составлению рассказа * первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям Рассказы описания Описание предмета по предметной картинке Рассказы по сюжетной картинке Рассказы по серии сюжетных картинок Пересказ художественных текстов Выборочный пересказ Краткий пересказ Творческое рассказывание

Слайд 12

Обучение рассказыванию I. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям Ребенку дается инструкция, (подойди к столу возьми красный шар и синий мяч) остальные дети смотрят, что он делает и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение.

Слайд 13

Обучение рассказыванию II. Рассказы описания А) Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности. - Что это? - Форма, размер, цвет. - Добавляются (материал, вкус, ощупь) - Составляющие части. - Применение.

Слайд 14

Обучение рассказыванию Б) Рассказы по сюжетной картинке рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (ответ вопрос). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности: - Время, место. - Действующие лица. - Окружающие предметы. Действия, взаимоотношения. Затем составляется рассказ по вопросам: - Когда это было? Где? - Кто находится на горке (справа, слева, в центре)? - Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?

Слайд 15

Обучение рассказыванию III. Рассказы по серии сюжетных картинок Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа. Виды работ (по разложенным сюжетным картинкам): - Рассматривание - Чтение рассказа - Придумывание рассказа к серии картинок. - Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту. - Иллюстрация рассказа выполненная детьми - Работа по каждой картинке.

Слайд 16

Обучение рассказыванию IV. Пересказ художественных текстов Этот вид работы можно проводить только тогда, когда текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные ) возможности детей. Тексты доу ребенка есть фразовая речь. При подборе должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения. До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет. На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа: - Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет - Рассказывание по плану или с использованием схем. - Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д.

Слайд 17

Обучение рассказыванию Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Для детей у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ: Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное. Творческое рассказывание: - пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев. - составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему. - составление рассказа с продолжением. - составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.

Слайд 18

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Слайд 19

Исследовательская деятельность Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: – Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. – Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. – Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. – Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Слайд 20

Рассказ в исследовательской деятельности Развитие речи в исследовательской деятельности с детьми происходит в нескольких направлениях: Физические свойства; Практическое применение; Эмоциональное отношение ребенка. Рассказ строится в зависимости от сложности исследовательской деятельности. Это может быть: Наблюдение; Эксперимент; Опыты.

Слайд 21

Рассказ в исследовательской деятельности Физические свойства: Ребенок называет физические свойства предмета – цвет, форму, размер и т.д. Практическое применение: Ребенок описывает что можно сделать с предметом – покатить, составить друг на дружку и т.п. Описывает действия, которые были проделаны. Эмоциональное отношение ребенка: Ребенок рассказывает свое отношение к тому что делается на занятии: интересно – не интересно, понравилось – не понравилось, что запомнилось.

Слайд 22

Рассказ в исследовательской деятельности Что такое опыт и эксперимент: Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено. Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения. Разница между опытом и экспериментом: Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.

Слайд 23

Виды исследовательской деятельности Выделяют два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников: Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случает ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю; Поисковая и исследовательская деятельность организованна взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом ребенок получает те результаты, которые были заранее определенны. ( Опыт )

Слайд 24

Формирование представлений Исследовательская деятельность с детьми предполагает формирование следующих представлений: О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево); О природных явлениях (ветер, снегопад, вода, солнце); О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа); О способах исследования объекта; О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина).

Слайд 25

«Купаем куклу»

Слайд 26

Игра-эксперимент «Дождик»

Слайд 27

Цветы «пьют» воду

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

 ВАРИАНТ I

  1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

  1. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

  1. Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

 

ВАРИАНТ II

  1. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

  1. В чем различие опыта от эксперимента?

  1. Какие компетенции формируются в ходе исследовательской деятельности?

 ВАРИАНТ I

  1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

  1. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ: плавает- не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

  1. Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательный-активный, способный решать интеллект. задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

ВАРИАНТ II

  1. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

  1. В чем различие опыта от эксперимента?

Ответ: Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом.

  1. Какие компетенции формируются в ходе исследовательской деятельности?

Ответ: социализация, коммуникация, информационная, здоровьесберегающая, деятельная



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателя

«Организация детского экспериментирования»

  1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
  2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
  3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)
  4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
  5. Планирование и организация опытов и экспериментов с различными  предметами и веществами.
  6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
  7. Ведется фиксация результатов эксперимента.
  8. Наблюдается системность в проведении экспериментирования .    
  9. Наличие  картотеки опытов и экспериментов в группе.
  10. Оснащенность уголка  соответствует требованиям и данной возрастной группе.

Памятка для воспитателя

«Организация детского экспериментирования»

  1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
  2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
  3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)
  4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
  5. Планирование и организация опытов и экспериментов с различными  предметами и веществами.
  6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
  7. Ведется фиксация результатов эксперимента.
  8. Наблюдается системность в проведении экспериментирования .    
  9. Наличие  картотеки опытов и экспериментов в группе.
  10. Оснащенность уголка  соответствует требованиям и данной возрастной группе.



Предварительный просмотр:

Исследование познавательных интересов ребенка ___________________

Исследование познавательных интересов ребенка ___________________

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл (по 3-х бальной системе)

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл (по 3-х бальной системе)

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а)рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а)рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по развитию речи детей в старшей группе

Мастер-класс для воспитателей по развитию речи детей в старшей группе...

Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

мастер-класс "Пальчиковые игры - основа развития речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский «Руки учат голову, затем поумневш...

Мастер-класс для родителей по развитию речи детей

Мастер -класс для родителей поможет разнообразить совместные вечера, также позволит маме больше времи потратить на общение со своим ребенком....

Мастер-класс "Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста"

Мастер-класс представляет собой описание и наглядное представление о возможных сенсорных играх для детей раннего возраста....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....