Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в город Звукоград".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте.
Задачи:
обучающие:
- Вспомнить с детьми звук [л] - [л¢];
- обогащать словарь детей;
- совершенствовать звуко-слоговый анализ слов со стечением согласных;
- формировать умение образовывать родственные слова;
- закреплять умение составлять предложение с опорой на схему и заданное слово;
развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать фонематический слух (различение согласных по твёрдости и мягкости);
- продолжить работу над словообразованием, употреблением притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ьи, -ье;
воспитательные:
- воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки;
- формировать навыки самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zvukograd.docx | 1018.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42 «Зернышко» с. Ст. Шелокша
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
в подготовительной группе
Путешествие в город Звукоград.
Автор:
Бирюкова Анна Васильевна,
Воспитатель 1 категории
2020 г.
Цель: Развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте.
Задачи:
обучающие:
- Вспомнить с детьми звук [л] - [л′];
- обогащать словарь детей;
- совершенствовать звуко-слоговый анализ слов со стечением согласных;
- формировать умение образовывать родственные слова;
- закреплять умение составлять предложение с опорой на схему и заданное слово;
развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать фонематический слух (различение согласных по твёрдости и мягкости);
- продолжить работу над словообразованием, употреблением притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ьи, -ье;
воспитательные:
- воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки;
- формировать навыки самоконтроля.
Материал: ноутбук, проектор, презентация к занятию, кассы с буквами и карточками для выкладывания слов, сигнальные синие и зелёные карточки, мольберт, магнитные буквы и фишки.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь пройдем за столы.
Скажите мне, ребята, какой одинаковый звук слышится в словах: белка, кукла, ласточка?
Д: [л].
В: выставляя картинку с звуком на мольберт. Расскажите, какой он в этих словах?
Д: Твердый.
В: Правильно, молодцы! А какой одинаковый звук слышится в этих словах: коляска, самолёт, лимон?
Д: [л′] - мягкий.
В: Чем похожи эти звуки? А чем отличаются?
Сегодня мы с вами вспомним звуки [л] и [л′], потренируемся различать их.
Раздаётся стук в дверь.
В: Ребята, нам принесли телеграмму, но она зашифрована. Чтобы её прочитать, поиграем в игру «Шифровальщики». Я буду называть слова, а вы мне назовите первый звук. По первым звукам мы составим новые слова:
- пирог, рыба, игла, гора, луг, ананас, шапка, акула, юла;
- ворон;
- голос, огурец, река, олень, дыня;
- змея, выдра, утка, конь, остров, город, руль, апельсин, дорога;
- фокус, ель, якорь;
- горох, Рома, акула, мост, осень, тыква, енот, ясень.
В: Посмотрите, что у нас получилось!
В: А вот и карта Звукограда.
Дети рассматривают карту.
-Кто же живет в Звукограде, ребята?
Д: В Звукограде живут звуки!
В: Правильно, там живут звуки. Сколько улиц в городе?
Д: 6 улиц.
В: Молодцы! Посмотрите, они имеют свои названия. Справа - район Гласных. Его еще называют район Певцов. Как вы думаете, почему?
Д: Здесь живут гласные звуки (а, о, у, э, и, я, е).
В: Вот район Согласных, (к детям): «Какие звуки здесь живут?»
Д: Здесь живут Согласные звуки!
В: Правильно, молодцы! Назовите мне их? Посмотрите, каким цветом домики этих звуков?
Д: Сине-зелёные.
В: А почему?
Д: Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Твердые мы обозначаем синей фишкой, мягкие – зелёной.
В: Вы правы. Ну что, поедем в Звукоград? А поедем мы с вами на поезде. Вставайте на рельсы!
Звучит песня «Паровозик».
В: Вот мы и на месте. Но что же здесь произошло? Над городом пронёсся ураган «Звукоед» и натворил много бед для жителей Звукограда. Ребята, а что такое ураган? (Ответы детей).
Показ слайдов с изображением урагана и его последствий.
В: Давайте поможем жителям Звукограда восстановить город после урагана.
Но сначала сделаем упражнение для нашего язычка «Пароход».
Дети должны растянуть губы в улыбке, открыть рот, затем поставить язычок «чашечкой» на верхние зубы, и гудеть: «л-л-л».
Мы сможем войти в город, если повторим слоговые ряды.
Воспроизведение слоговых рядов.
ла-ла-ля ля-ла-ля сла-сла-сля
ла-ля-ля ля-ля-ла сла-сля-сля
ла-ля-ла ля-ла-ла сля-сла-сла
От урагана больше всего пострадала улица, на которой живут звуки [л] и [л′]. На ней много разрушенных домов. Давайте поможем жителям восстановить дома? Для этого нам нужно выполнить задания.
Различение [л] - [л′] на слух.
В: Я вам буду называть слоги и слова, а вы должны определить какой звук [л] и [л′] - твердый или мягкий. Если звук мягкий – зелёная карточка, если твёрдый – синяя. Готовы?
а) ла, ля, ло, ели, осль, слу, шла, шли;
б) лом, лёд, калина, калитка, колос, колесо, полоса, полено, ладонь, ловкий, холод, ледяная, половина, полотенце.
В: Молодцы, справились с заданием.
А теперь мы поиграем в игру «Наоборот».
Игра «Наоборот» (преобразование слогов и слов).
Я вам буду называть слоги и слова с твердым или мягким звуком, а вы – наоборот. Если я с твёрдым – вы с мягким, если я с мягким – вы с твёрдым. Попробуем?
а) ла-ла-ла – ля-ля-ля ал-ал-ал – ял-ял-ял юла - Юля
ло-ло-ло – лё-лё-лё аль-аль-аль – ал-ал-ал лук – люк
лу-лу-лу – лю-лю-лю ол-ол-ол – ёл-ёл-ёл мел - мель
лы-лы-лы – ли-ли-ли ул-ул-ул – юл-юл-юл угол - уголь
лэ-лэ-лэ – ле-ле-ле ыл-ыл-ыл – ил-ил-ил мол - моль
эл-эл-эл – ел-ел-ел пыл – пыль
В: Умнички! Интересно?
Ребята, а теперь немного разомнёмся.
Физкультминутка.
Буквой “л” расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
Влево - вправо, влево - вправо.
Молодцы!
Посмотрите, дома восстановлены, теперь нужно расселить в них жителей.
Игра «Расселим жителей».
В: Посмотрите на экран. Нам надо расселить по домикам картинки: в синий домик картинки с твердым звуком [л], в зелёный – картинки с мягким звуком [л′].
В: И с этим заданием правились!
Недалеко отсюда находится парк слов-родственников. После урагана слова – родственники растерялись.
Отгадайте загадку:
Рыжая, пушистая,
На сосну взбирается,
Шишками кидается. (Белка). (На экране появляется картинка с белочкой).
Давайте назовем к слову белка слова-родственники? Можно вспомнить части тела и присоединить к ним прилагательные. Давайте попробуем?
Хвостик – чей?
Д: Беличий.
В: Глазки – чьи?
Д: Беличьи.
В: Лапка – чья?
Д: Беличья.
В: Ушко – чьё?
Д: Беличье.
В: Хорошо, вы правились! Давайте подарим звуковой портрет белочке? Сделаем звукобуквенный разбор слова «белочка».
Сначала определим сколько слогов в слове. Поднесем ручку к подбородку и проследим, сколько раз опустился подбородок. Считаем.
Д: 3 слога (бе-ло-чка).
В: Правильно. А теперь посмотрим первый звук:
б [б] - согласный, мягкий (зелёная фишка)
е [е] - гласный звук (красная фишка)
л [л] - согласный, твердый (синяя фишка)
о [о] - гласный звук (красная фишка)
ч [ч] - согласный, мягкий (зелёная фишка)
к [к] - согласный, твердый (синяя фишка)
а [а] - гласный звук (красная фишка)
Если у нас 3 слога и 3 гласных звука, то мы можем сказать ударный или безударный звук. Давайте «ударим», на какой гласный падает ударение?
Д: На первый слог бе.
В: Хорошо. Какую фишку мы поставим под ударную гласную?
Д: Черную.
В: Правильно. А остальные безударные?
Д: Серые.
В: Молодцы!
В: Наш путь лежит к фонтану правильных слов. (Фонтан на слайде). Струи фонтана бьют невысоко. Как вы думаете, почему?
Д: Фонтан сломался.
В: Я тоже так думаю. Для того, чтобы починить фонтан, нам нужно собрать «сломанные слова».
це солн (солнце)
ли цве (цвели)
ли лии (лилии)
А теперь с полученными словами составим предложение по схеме. Что такое предложение?
Д: Несколько слов, связанных по смыслу.
В: Что обозначают черточки?
Д: Слова. Сколько черточек, столько слов.
В: Правильно. А что обозначает палочка впереди?
Д: Предложение начинается с большой буквы.
В: В конце какие знаки могут стоять?
Д: Точка, вопросительный и восклицательный знак.
В: Молодцы! А теперь посмотрим на схему.
⏐___ _______ _______ _______.
Д: Под солнцем цвели лилии.
В: Правильно, догадались!
Посмотрите, нам удалось починить фонтан. Как высоко поднимаются струи воды!
Посмотрите, каким красивым опять стал город Звукоград! (показ слайда).
Вот и закончилось наше путешествие в город Звукоград. Повидать фею Грамотею нам не удалось. У неё после урагана в городе много дел. Но я думаю, что мы не раз сюда вернёмся.
Ну что, ребята, садимся на поезд и едем обратно в группу?
Под музыку «Паровозик» возвращаемся в группу.
Итог занятия:
- Жителям какого города мы помогали?
- Вспомните, какие задания мы выполняли, чтобы помочь жителям города?
-Какие задания вам показались трудными?
-А какие не вызывали затруднений?
-Вам понравилось? Я очень рада! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"
План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: познакомить де...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группеТема: « Путешествие по морскому дну»Цель: Познакомить детей с новой буквой «В, в» и зву...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
"Поможем вернуть букву С"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".
Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь»
Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь» направлена на развитие у детей с нарушен...