Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в город Звукоград".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бирюкова Анна Васильевна

Цель: Развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте.

Задачи:

обучающие:

  • Вспомнить с детьми звук [л] - [л¢];
  • обогащать словарь детей;
  • совершенствовать звуко-слоговый анализ слов со стечением согласных;
  • формировать умение образовывать родственные слова;
  • закреплять умение составлять предложение с опорой на схему и заданное слово;

развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать фонематический слух (различение согласных по твёрдости и мягкости);
  • продолжить работу над словообразованием, употреблением притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ьи, -ье;

воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки;
  • формировать навыки самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zvukograd.docx1018.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 42 «Зернышко» с. Ст. Шелокша

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие в город Звукоград.

Автор:

Бирюкова Анна Васильевна,

Воспитатель 1 категории

2020 г.

Цель: Развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте.

Задачи:

обучающие:

  • Вспомнить с детьми звук [л] - [л′];
  • обогащать словарь детей;
  • совершенствовать звуко-слоговый анализ слов со стечением согласных;
  • формировать умение образовывать родственные слова;
  • закреплять умение составлять предложение с опорой на схему и заданное слово;

развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать фонематический слух (различение согласных по твёрдости и мягкости);
  • продолжить работу над словообразованием, употреблением притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ьи, -ье;

воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки;
  • формировать навыки самоконтроля.

Материал: ноутбук, проектор, презентация к занятию, кассы с буквами и карточками для выкладывания слов, сигнальные синие и зелёные карточки, мольберт, магнитные буквы и фишки.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А теперь пройдем за столы.

Скажите мне, ребята, какой одинаковый звук слышится в словах: белка, кукла, ласточка?

Д: [л].

В: выставляя картинку с звуком на мольберт. Расскажите, какой он в этих словах?

Д: Твердый.

В: Правильно, молодцы! А какой одинаковый звук слышится в этих словах: коляска, самолёт, лимон?

Д: [л′] - мягкий.

В: Чем похожи эти звуки? А чем отличаются?

Сегодня мы с вами вспомним звуки [л] и [л′], потренируемся различать их.

Раздаётся стук в дверь.

В: Ребята, нам принесли телеграмму, но она зашифрована. Чтобы её прочитать, поиграем в игру «Шифровальщики». Я буду называть слова, а вы мне назовите первый звук. По первым звукам мы составим новые слова:

  • пирог, рыба, игла, гора, луг, ананас, шапка, акула, юла;
  • ворон;
  • голос, огурец, река, олень, дыня;
  • змея, выдра, утка, конь, остров, город, руль, апельсин, дорога;
  • фокус, ель, якорь;
  • горох, Рома, акула, мост, осень, тыква, енот, ясень.

В: Посмотрите, что у нас получилось!

В: А вот и карта Звукограда.

Картинки по запросу "звукоград картинки"

Дети рассматривают карту.

-Кто же живет в Звукограде, ребята?

Д: В Звукограде живут звуки!

В: Правильно, там живут звуки. Сколько улиц в городе?

Д: 6 улиц.

В: Молодцы! Посмотрите, они имеют свои названия. Справа - район Гласных. Его еще называют район Певцов. Как вы думаете, почему?

Д: Здесь живут гласные звуки (а, о, у, э, и, я, е).

В: Вот район Согласных, (к детям): «Какие звуки здесь живут?»

Д: Здесь живут Согласные звуки!

В: Правильно, молодцы! Назовите мне их? Посмотрите, каким цветом домики этих звуков?

Д: Сине-зелёные.

В: А почему?

Д: Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Твердые мы обозначаем синей фишкой, мягкие – зелёной.

В: Вы правы. Ну что, поедем в Звукоград? А поедем мы с вами на поезде. Вставайте на рельсы!

Звучит песня «Паровозик».

В: Вот мы и на месте. Но что же здесь произошло? Над городом пронёсся ураган «Звукоед» и натворил много бед для жителей Звукограда. Ребята, а что такое ураган? (Ответы детей).

Показ слайдов с изображением урагана и его последствий.

В: Давайте поможем жителям Звукограда восстановить город после урагана.

Но сначала сделаем упражнение для нашего язычка «Пароход».

Дети должны растянуть губы в улыбке, открыть рот, затем поставить язычок «чашечкой» на верхние зубы, и гудеть: «л-л-л».

Мы сможем войти в город, если повторим слоговые ряды.

Воспроизведение слоговых рядов.

 ла-ла-ля           ля-ла-ля          сла-сла-сля

ла-ля-ля            ля-ля-ла          сла-сля-сля

ла-ля-ла            ля-ла-ла          сля-сла-сла

От урагана больше всего пострадала улица, на которой живут звуки [л] и [л′]. На ней много разрушенных домов. Давайте поможем жителям восстановить дома? Для этого нам нужно выполнить задания.

Различение [л] - [л′] на слух.

В: Я вам буду называть слоги и слова, а вы должны определить какой звук [л] и [л′] - твердый или мягкий. Если звук мягкий – зелёная карточка, если твёрдый – синяя. Готовы?

а) ла, ля, ло, ели, осль, слу, шла, шли;

б) лом, лёд, калина, калитка, колос, колесо, полоса, полено, ладонь, ловкий, холод, ледяная, половина, полотенце.

В: Молодцы, справились с заданием.

А теперь мы поиграем в игру «Наоборот».  

Игра «Наоборот» (преобразование слогов и слов).

Я вам буду называть слоги и слова с твердым или мягким звуком, а вы – наоборот. Если я с твёрдым – вы с мягким, если я с мягким – вы с твёрдым. Попробуем?

а) ла-ла-ла – ля-ля-ля         ал-ал-ал – ял-ял-ял           юла - Юля

    ло-ло-ло – лё-лё-лё           аль-аль-аль – ал-ал-ал     лук – люк

    лу-лу-лу – лю-лю-лю       ол-ол-ол – ёл-ёл-ёл            мел - мель

   лы-лы-лы – ли-ли-ли       ул-ул-ул – юл-юл-юл        угол - уголь

   лэ-лэ-лэ – ле-ле-ле             ыл-ыл-ыл – ил-ил-ил       мол - моль

                                                  эл-эл-эл – ел-ел-ел            пыл – пыль

В: Умнички! Интересно?

Ребята, а теперь немного разомнёмся.

Физкультминутка.

Буквой “л” расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
Влево - вправо, влево - вправо.

Молодцы!

Посмотрите, дома восстановлены, теперь нужно расселить в них жителей.

Игра «Расселим жителей».

В: Посмотрите на экран. Нам надо расселить по домикам картинки: в синий домик картинки с твердым звуком [л], в зелёный – картинки с мягким звуком [л′].

В: И с этим заданием правились!

Недалеко отсюда находится парк слов-родственников. После урагана слова – родственники растерялись.

Отгадайте загадку:

Рыжая, пушистая,

На сосну взбирается,

Шишками кидается. (Белка).  (На экране появляется картинка с белочкой).

Давайте назовем к слову белка слова-родственники? Можно вспомнить части тела и присоединить к ним прилагательные. Давайте попробуем?

Хвостик – чей?

Д: Беличий.

В: Глазки – чьи?

Д: Беличьи.

В: Лапка – чья?

Д: Беличья.

В: Ушко – чьё?

Д: Беличье.

В: Хорошо, вы правились! Давайте подарим звуковой портрет белочке? Сделаем звукобуквенный разбор слова «белочка».

Сначала определим сколько слогов в слове. Поднесем ручку к подбородку и проследим, сколько раз опустился подбородок. Считаем.

Д: 3 слога (бе-ло-чка).

В: Правильно. А теперь посмотрим первый звук:

б [б] - согласный, мягкий (зелёная фишка)

е [е] - гласный звук (красная фишка)

л [л] - согласный, твердый (синяя фишка)

о [о] - гласный звук (красная фишка)

ч [ч] - согласный, мягкий (зелёная фишка)

к [к] - согласный, твердый (синяя фишка)

а [а] - гласный звук (красная фишка)

Если у нас 3 слога и 3 гласных звука, то мы можем сказать ударный или безударный звук. Давайте «ударим», на какой гласный падает ударение?

Д: На первый слог бе.

В: Хорошо. Какую фишку мы поставим под ударную гласную?

Д: Черную.

В: Правильно. А остальные безударные?

Д: Серые.

В: Молодцы!

В: Наш путь лежит к фонтану правильных слов. (Фонтан на слайде). Струи фонтана бьют невысоко. Как вы думаете, почему?

Д: Фонтан сломался.

В: Я тоже так думаю. Для того, чтобы починить фонтан, нам нужно собрать «сломанные слова».

це солн  (солнце)

ли цве    (цвели)

ли лии    (лилии)

А теперь с полученными словами составим предложение по схеме. Что такое предложение?

Д: Несколько слов, связанных по смыслу.

В: Что обозначают черточки?

Д: Слова. Сколько черточек, столько слов.

В: Правильно. А что обозначает палочка впереди?

Д: Предложение начинается с большой буквы.

В: В конце какие знаки могут стоять?

Д: Точка, вопросительный и восклицательный знак.

В: Молодцы! А теперь посмотрим на схему.

___  _______  _______  _______.

Д: Под солнцем цвели лилии.

В: Правильно, догадались!

Посмотрите, нам удалось починить фонтан. Как высоко поднимаются струи воды!

Посмотрите, каким красивым опять стал город Звукоград! (показ слайда).

Вот и закончилось наше путешествие в город Звукоград. Повидать фею Грамотею нам не удалось. У неё после урагана в городе много дел. Но я думаю, что мы не раз сюда вернёмся.

Ну что, ребята, садимся на поезд и едем обратно в группу?

Под музыку «Паровозик» возвращаемся в группу. 

Итог занятия:

- Жителям какого города мы помогали?

- Вспомните, какие задания мы выполняли, чтобы помочь жителям города?

-Какие задания вам показались трудными?

-А какие не вызывали затруднений?

-Вам понравилось? Я очень рада! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группеТема: « Путешествие по морскому дну»Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В, в» и зву...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь»

Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе  «Доктор Айболит спешит на помощь» направлена на развитие у детей с нарушен...