Главные вкладки

    Конспект НОД Литературная гостиная в старшей группе по теме: «Моя земля».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Турлевская Оксана Анатольевна

    Литература, поэзия о родном крае пленяет душу своей близостью, душевностью. Именно это педагог передаёт детям, через знакомство с поэзией писателей родного края. С этого начинается формирование патриотизма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnaya_gostinaya_konspekt.docx23.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    Литературная гостиная в старшей группе по теме: «Моя земля»

    Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое.
    Цель:
    Углубление  и расширение  знания детей о творчестве поэтов, прозаиков родного края через литературную гостиную.
    Задачи:
    Образовательные:
    - погружать ребенка в мир литературной речи, ее силы, красоты, образности, связности; 
    - развивать чувственно-эмоциональной сферы ребёнка, героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
    Развивающие:
    - развивать интерес к творчеству земляков, формированию умений и навыков выразительного рассказывания;
    - развивать образное мышление;
    Воспитательные:
    - учиться любви к малой родине через знакомство с личностью и творчеством местных писателей;
    - прививать нравственное и эстетическое воспитание (красота, любовь, чуткость, сочувствие, патриотизм).
    Предварительная работа:
    Чтение детям сказок, стихов; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; заучивание стихов, просмотр презентаций, работа с родителями, фотовыставка.
    Оборудование:
    Выставка книг, портреты писателей.

    Ход:

    Дети входят в зал, стилизованный под гостиную. (Презентация Слайд №1 горит камин и звучит музыка – Камин.)

    Воспитатель: - Дети, посмотрите, какая уютная комната! …Думаю, здесь мы сможем отдохнуть и поговорить! Но, мы здесь не одни- здравствуйте уважаемые гости! Я рада всех вас видеть сегодня на нашей литературной гостиной.

    Дети садятся за столики.

    Воспитатель: - Как я уже сказала, здесь мы с вами сможем побеседовать и учитывая обстановку, разговор будет о чём-то очень близком и родном. Мне кажется, где-то вдалеке звучит песня, прислушайтесь! (1. Треск дров и песня М. Бернеса. Окончание на словах …того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять.  На звучание этих строк показ слайдов №№2,3,4,5,6,7,8.) Остановка на Слайде №9 «д/с «Алёнушка».

    Воспитатель: -Вы я думаю, догадались, наш разговор пойдёт о родном крае. Я прошу вас вспомнить как называется место, где мы живём?

    Ответы детей: -Мы живём в России, на территории Сибири в Томской области, в городе Асино.

    Воспитатель: -Да,верно, другими словами это наша Родина. А что значат слова - малая родина?

    Ответы детей: - Малая Родина, это место, где человек родился. Для нас это город Асино.

    Воспитатель: - Правильно мы живем с вами в городе Асино. Мы уже с вами беседовали о том, что наш город богат на талантливых людей. Кто такие талантливые люди? -  Правильно это - поэты, писатели, музыканты, художники. Среди жителей Асино всегда находились люди творческие, наделённые художественными талантами. Сегодня мы постараемся поговорить о нашей малой родине словами писателей и поэтов земли Асиновской. Итак, нам довелось родиться в Сибири и мы с вами – сибиряки.

    Слова детей: -

    В краю чудес – краю Сибирском –

    Немало дива для гостей.

    А нам здесь довелось родиться,

    И всю Сибирь считать СВОЕЙ!

     

    И не сыскать красивей в мире

    Таких богатых чудом мест:

    Здесь и поля, луга, тропинки,

    И буйный первозданный лес.

    Сибирь лениться не велит!  -  

     Здесь с детства можно научиться

    Рыбачить, овощи растить,

    С огромным лесом подружиться –

    Его богатства находить.

     

    Ведь этот лес – источник силы:

    В нём тысячи лечебных трав,

    Поляны ягод витаминных,

    Грибы и шишки на ветвях.

     

    Здесь даже просто воздух лечит,

    Вдохнёшь – и все тревоги прочь!

    Сибирь с тобою мы навечно!

    И в летний зной, и в хмурый дождь.

    Нам пО сердцу твои метели, -  

    Морозы лютые зимой.

    Любимый край берёз и елей…

    СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!

    Сибирь, мой край, душа моя –

    К тебе навечно прикипела,

    Твои лесистые края

    Любовью называю смело.

    Я так люблю таёжный край!

    Я без него не мыслю жизни.

    Живи Сибирь и расцветай

    Моя жемчужина в отчизне!

    Воспитатель: -Да, Сибирь-матушка суровый и красивый край. А своё название Сибирь-получила от монгольского слова, означающего болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Эти леса восхищали поэта:

    - Чудный лес, ты всегда привлекаешь. –

    Листья шепчут о чём-то в тиши.

    Их красой ты на чувства влияешь,

    На спокойствие светлой души.

    Воспитатель: - Мне кажется, стало немного жарко, откроем окно: - (Презентация Слайд №10 Река Чулым). Прекрасный вид из нашего окна, из него видна река. Как зовётся она?

    Слова детей: - Это Чулым, в переводе бегущий снег.

    Плещет тихонько Чулым в берега, -

    Шепчет прибрежной волной,

    Каждой весной заливает луга

    Быстротекущей водой.

    Прекрасен утренний Чулым    -

    В цветущих светлых красках нежных.

    Туман клубится, словно дым,

    Над полосой кустов прибрежных.

    Воспитатель: -Ничего не оставалось без внимания в мире поэзии, а особенно то, что даёт людям свет и тепло. На востоке заря занимается! Самое время её встретить! (Презентация Слайд №11Заря.)

    Подвижная игра под музыку «Заря-зарница»

    Игроки встают в круг, а один из играющих - «заря» ходит за кругом с лентой и говорит:

    Заря - зарница,

    Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

    Ключи золотые,

    Ленты голубые!

    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту.

    Оба поворачиваются спинами друг к другу. Дети, стоящие в кругу, произносят:

    Раз – два, не воронь –

    Беги, как огонь!

    Оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

    Воспитатель: - А, за окном, уже слышны первые шаги зимы.

    (Презентация Слайд №12.)

    Слова детей: -

    Уже осенние причуды –Окончились. И вот зима,

    Рассыпав всюду снега груды,

    Теперь господствует сама.

    Её коварные морозы

    Сковали реки крепким льдом,

    В снегу печальные берёзы

    Стоят, белея берестом.

    Воспитатель: - Да, у каждого города есть своё лицо, своя судьба и своя история. У Асино она не такая уж и длинная по сравнению с другими городами. И эту историю можно прочесть в названиях улиц и площадей. С давних времён живут трудовые улицы, многие носят имена известных поэтов и писателей (Нахимова, Ушакова, Макарова, Челюскина, Липатова и т.д.).

    Воспитатель: - И, несмотря на холод и мороз, всегда приятно побродить по родным улочкам.Самое главное для любой прогулки – не заблудиться! Как называются улицы, на которых вы живёте?

    Слова детей: -

    У улиц свои лица, -

    Свой аромат, свой звон.

    У нас у всех есть улица,

    В которую влюблён.

    Чтобы на ней, ухоженной,

    С аллеей тополей,

    Шаг замедлял прохожий,

    Всегда любуясь ей.

    Воспитатель: -Самое главное для любой прогулки – не заблудиться! Как называются улицы, на которых вы живёте?

    Слова детей: -

    Воспитатель: -Не просто стихи, а ещё и гимн был написан во славу нашего города:

    Слова детей: -

    Моя родина- маленький город, - Но с широкой сибирской душой.

    Здесь тайги нашей русской раздолье,

    Небо чистое над головой.

    Каждый, кто побывал здесь когда-то,

    Не забудет наш город родной.

    Нашу вьюжную матушку-зиму,

    Ароматы сирени весной.

    Дали сибирские, глушь причулымская, -

    Ели пушистые, травы душистые,

    Маленький мой городок.

    Асино, Асино, маленький мой городок.

    Долго в памяти будут храниться –

    И пейзажи полей и лесов.

    Наших рек берега золотые,

    Свежий воздух и мягкость лугов.

    Моя родина- маленький город,

    Деревянных домов кружева,

    Кот, мурлыкающий на заборе,

    И бескрайних небес синева.

    Воспитатель: - Время нашей поэтической встречи подошло к концу, и я думаю, закончить её мы сможем пожеланием для нашей малой родины:

    Слова детей: -

    Цвети, цвети Чулымский край,

    Сияй, как солнечной весною,

    Милей и краше расцветай,

    Чтоб любовались все тобою!

    Воспитатель: - Прошу участников гостиной назвать имена поэтов, чьи стихи сегодня прозвучали:

    Георгий Марков – Валера

    Александр Лещик – Алиса

    Геннадий Игнатов – Ульяна

    Любовь Табакова – Кира

    Татьяна Дмитриева – Данила

    Светлана Кошелева -Ярослав

    (Последний Слайд№13)

    Поэзии чудесная страница, для нас сегодня вновь открыла дверь.
    И чудо пусть любое сотворится! Ты, главное, в него всем сердцем верь!
    Любовь и красота природы, дорога сказок, мир – любой, -
    Подвластно все ПОЭЗИИ,

     - Попробуй! И дверь в ее Страну открой!
    Всем спасибо!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного логоритмического занятия в старшей группе на тему" Встреча с Лунтиком на Земле".

    Занятие по логоритмике в старшей группе на тему "Встреча с Лунтиком на Земле". Конспект соответствует требованиям ФГОС....

    Совместный праздник детей и родителей в старшей группе. Конспект музыкально - литературной гостиной в старшей группе «В кругу семьи»

    Праздники для дошкольников играют важную роль  в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та...

    Конспект литературной викторины в старшей группе по теме: «Произведения Николая Носова».

    Литературная игра-викторина по произведениям Николая Носова в старшей группе....

    Конспект проведения литературной викторины в старшей группее на тему "Путешествие по русским народным сказкам"

    Приветствую вас, уважаемые гости! Данный конспект вы можете использовать для проведения литератуной викторины в старшей группе. В ходе проведения дети вспомнят русские нарродные сказки, их героев и сю...

    Литературно-музыкальная гостиная в старшей группе на тему «Летние природные явления»

    Закрепление представлений детей о летних природных явлениях...

    Литературная гостиная в старшей группе по теме: «Творчество Л.Ф.Шубной»

    Цель:Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта, прозаика, журналиста Л.Ф.Шубной, через литературную гостинуюЗадачи:Образовательные:- расширение кругозора ребенка;- вхождение ребенка в мир ...