Конспект НОД Литературная гостиная в старшей группе по теме: «Моя земля».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Турлевская Оксана Анатольевна

Литература, поэзия о родном крае пленяет душу своей близостью, душевностью. Именно это педагог передаёт детям, через знакомство с поэзией писателей родного края. С этого начинается формирование патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_konspekt.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Литературная гостиная в старшей группе по теме: «Моя земля»

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое.
Цель:
Углубление  и расширение  знания детей о творчестве поэтов, прозаиков родного края через литературную гостиную.
Задачи:
Образовательные:
- погружать ребенка в мир литературной речи, ее силы, красоты, образности, связности; 
- развивать чувственно-эмоциональной сферы ребёнка, героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Развивающие:
- развивать интерес к творчеству земляков, формированию умений и навыков выразительного рассказывания;
- развивать образное мышление;
Воспитательные:
- учиться любви к малой родине через знакомство с личностью и творчеством местных писателей;
- прививать нравственное и эстетическое воспитание (красота, любовь, чуткость, сочувствие, патриотизм).
Предварительная работа:
Чтение детям сказок, стихов; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; заучивание стихов, просмотр презентаций, работа с родителями, фотовыставка.
Оборудование:
Выставка книг, портреты писателей.

Ход:

Дети входят в зал, стилизованный под гостиную. (Презентация Слайд №1 горит камин и звучит музыка – Камин.)

Воспитатель: - Дети, посмотрите, какая уютная комната! …Думаю, здесь мы сможем отдохнуть и поговорить! Но, мы здесь не одни- здравствуйте уважаемые гости! Я рада всех вас видеть сегодня на нашей литературной гостиной.

Дети садятся за столики.

Воспитатель: - Как я уже сказала, здесь мы с вами сможем побеседовать и учитывая обстановку, разговор будет о чём-то очень близком и родном. Мне кажется, где-то вдалеке звучит песня, прислушайтесь! (1. Треск дров и песня М. Бернеса. Окончание на словах …того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять.  На звучание этих строк показ слайдов №№2,3,4,5,6,7,8.) Остановка на Слайде №9 «д/с «Алёнушка».

Воспитатель: -Вы я думаю, догадались, наш разговор пойдёт о родном крае. Я прошу вас вспомнить как называется место, где мы живём?

Ответы детей: -Мы живём в России, на территории Сибири в Томской области, в городе Асино.

Воспитатель: -Да,верно, другими словами это наша Родина. А что значат слова - малая родина?

Ответы детей: - Малая Родина, это место, где человек родился. Для нас это город Асино.

Воспитатель: - Правильно мы живем с вами в городе Асино. Мы уже с вами беседовали о том, что наш город богат на талантливых людей. Кто такие талантливые люди? -  Правильно это - поэты, писатели, музыканты, художники. Среди жителей Асино всегда находились люди творческие, наделённые художественными талантами. Сегодня мы постараемся поговорить о нашей малой родине словами писателей и поэтов земли Асиновской. Итак, нам довелось родиться в Сибири и мы с вами – сибиряки.

Слова детей: -

В краю чудес – краю Сибирском –

Немало дива для гостей.

А нам здесь довелось родиться,

И всю Сибирь считать СВОЕЙ!

 

И не сыскать красивей в мире

Таких богатых чудом мест:

Здесь и поля, луга, тропинки,

И буйный первозданный лес.

Сибирь лениться не велит!  -  

 Здесь с детства можно научиться

Рыбачить, овощи растить,

С огромным лесом подружиться –

Его богатства находить.

 

Ведь этот лес – источник силы:

В нём тысячи лечебных трав,

Поляны ягод витаминных,

Грибы и шишки на ветвях.

 

Здесь даже просто воздух лечит,

Вдохнёшь – и все тревоги прочь!

Сибирь с тобою мы навечно!

И в летний зной, и в хмурый дождь.

Нам пО сердцу твои метели, -  

Морозы лютые зимой.

Любимый край берёз и елей…

СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!

Сибирь, мой край, душа моя –

К тебе навечно прикипела,

Твои лесистые края

Любовью называю смело.

Я так люблю таёжный край!

Я без него не мыслю жизни.

Живи Сибирь и расцветай

Моя жемчужина в отчизне!

Воспитатель: -Да, Сибирь-матушка суровый и красивый край. А своё название Сибирь-получила от монгольского слова, означающего болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Эти леса восхищали поэта:

- Чудный лес, ты всегда привлекаешь. –

Листья шепчут о чём-то в тиши.

Их красой ты на чувства влияешь,

На спокойствие светлой души.

Воспитатель: - Мне кажется, стало немного жарко, откроем окно: - (Презентация Слайд №10 Река Чулым). Прекрасный вид из нашего окна, из него видна река. Как зовётся она?

Слова детей: - Это Чулым, в переводе бегущий снег.

Плещет тихонько Чулым в берега, -

Шепчет прибрежной волной,

Каждой весной заливает луга

Быстротекущей водой.

Прекрасен утренний Чулым    -

В цветущих светлых красках нежных.

Туман клубится, словно дым,

Над полосой кустов прибрежных.

Воспитатель: -Ничего не оставалось без внимания в мире поэзии, а особенно то, что даёт людям свет и тепло. На востоке заря занимается! Самое время её встретить! (Презентация Слайд №11Заря.)

Подвижная игра под музыку «Заря-зарница»

Игроки встают в круг, а один из играющих - «заря» ходит за кругом с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту.

Оба поворачиваются спинами друг к другу. Дети, стоящие в кругу, произносят:

Раз – два, не воронь –

Беги, как огонь!

Оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Воспитатель: - А, за окном, уже слышны первые шаги зимы.

(Презентация Слайд №12.)

Слова детей: -

Уже осенние причуды –Окончились. И вот зима,

Рассыпав всюду снега груды,

Теперь господствует сама.

Её коварные морозы

Сковали реки крепким льдом,

В снегу печальные берёзы

Стоят, белея берестом.

Воспитатель: - Да, у каждого города есть своё лицо, своя судьба и своя история. У Асино она не такая уж и длинная по сравнению с другими городами. И эту историю можно прочесть в названиях улиц и площадей. С давних времён живут трудовые улицы, многие носят имена известных поэтов и писателей (Нахимова, Ушакова, Макарова, Челюскина, Липатова и т.д.).

Воспитатель: - И, несмотря на холод и мороз, всегда приятно побродить по родным улочкам.Самое главное для любой прогулки – не заблудиться! Как называются улицы, на которых вы живёте?

Слова детей: -

У улиц свои лица, -

Свой аромат, свой звон.

У нас у всех есть улица,

В которую влюблён.

Чтобы на ней, ухоженной,

С аллеей тополей,

Шаг замедлял прохожий,

Всегда любуясь ей.

Воспитатель: -Самое главное для любой прогулки – не заблудиться! Как называются улицы, на которых вы живёте?

Слова детей: -

Воспитатель: -Не просто стихи, а ещё и гимн был написан во славу нашего города:

Слова детей: -

Моя родина- маленький город, - Но с широкой сибирской душой.

Здесь тайги нашей русской раздолье,

Небо чистое над головой.

Каждый, кто побывал здесь когда-то,

Не забудет наш город родной.

Нашу вьюжную матушку-зиму,

Ароматы сирени весной.

Дали сибирские, глушь причулымская, -

Ели пушистые, травы душистые,

Маленький мой городок.

Асино, Асино, маленький мой городок.

Долго в памяти будут храниться –

И пейзажи полей и лесов.

Наших рек берега золотые,

Свежий воздух и мягкость лугов.

Моя родина- маленький город,

Деревянных домов кружева,

Кот, мурлыкающий на заборе,

И бескрайних небес синева.

Воспитатель: - Время нашей поэтической встречи подошло к концу, и я думаю, закончить её мы сможем пожеланием для нашей малой родины:

Слова детей: -

Цвети, цвети Чулымский край,

Сияй, как солнечной весною,

Милей и краше расцветай,

Чтоб любовались все тобою!

Воспитатель: - Прошу участников гостиной назвать имена поэтов, чьи стихи сегодня прозвучали:

Георгий Марков – Валера

Александр Лещик – Алиса

Геннадий Игнатов – Ульяна

Любовь Табакова – Кира

Татьяна Дмитриева – Данила

Светлана Кошелева -Ярослав

(Последний Слайд№13)

Поэзии чудесная страница, для нас сегодня вновь открыла дверь.
И чудо пусть любое сотворится! Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы, дорога сказок, мир – любой, -
Подвластно все ПОЭЗИИ,

 - Попробуй! И дверь в ее Страну открой!
Всем спасибо!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный праздник детей и родителей в старшей группе. Конспект музыкально - литературной гостиной в старшей группе «В кругу семьи»

Праздники для дошкольников играют важную роль  в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та...

Конспект проведения литературной викторины в старшей группее на тему "Путешествие по русским народным сказкам"

Приветствую вас, уважаемые гости! Данный конспект вы можете использовать для проведения литератуной викторины в старшей группе. В ходе проведения дети вспомнят русские нарродные сказки, их героев и сю...

Литературно-музыкальная гостиная в старшей группе на тему «Летние природные явления»

Закрепление представлений детей о летних природных явлениях...

Литературная гостиная в старшей группе по теме: «Творчество Л.Ф.Шубной»

Цель:Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта, прозаика, журналиста Л.Ф.Шубной, через литературную гостинуюЗадачи:Образовательные:- расширение кругозора ребенка;- вхождение ребенка в мир ...

«Конспект активного занятия с родителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

laquo;Конспект активного занятия с роителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...

Литературная гостиная в подготовительной группе на тему "День памяти А. С. Пушкина."

Конспект литературной гостиной, посвящённой Дню памяти А. С. Пушкина....