Методическая разработка "Скоро сказка сказывается"
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Филиппова Зоя Васильевна

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает на только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узкое педагогическое, но и глубоко общественное значение.

     Сказка – это самый эффективный способ воспитательно-образовательной работы с детьми. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни.

      Актуальность методического пособия З.В.Филипповой обусловлена необходимостью  совершенствования  видов и форм развития эмоциональной и творческой деятельности детей.

      Ценным является то, что рекомендации для педагогов дошкольных учреждений, данные автором методического пособия, помогут детям не только преодолеть эмоциональные проблемы, но и правильно классифицировать  поступки героев, а так же развить интерес к художественной литературе, как образцу речи, способствовать повышению поисковой активности, получать огромную радость от общения со сказкой.

       Материалы могут быть использованы в дошкольных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\Администратор\Desktop\skoro_skazka.jpg

 «Детский сад №61» городского округа город Стерлитамак

 Республика Башкортостан

 

методическое пособие

                                                                    Автор : Филиппова Зоя Васильевна,

                                                                                          воспитатель высшей категории

Стерлитамак

2018

Автор - составитель: Филиппова Зоя Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 61" городского округа, город Стерлитамак Республики Башкортостан.

 

Данное пособие  представляет собой  разновидность наглядного моделирования    построения сказочного сюжета с помощью любимой детьми  игры со строительным материалом.

    С  использованием  таких   приемов  конструирования  работа над усвоением  содержания сказки  и пересказом  становится более эффективной.

            Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………..

2. Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию……………………………………………………………………….......

3. Примерное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по картам  Проппа для развития способностей к творческому рассказыванию………

4. Конспект развивающей образовательной ситуации………………………………... 

5. Список  литературы…………………………………………………………………..

7. Приложения

7.1. Приложение 1…………………………………………………………………………

7.2. Приложение 2………………………………………………………………………...

7.3. Приложение 3………………………………………………………………………

          «Скоро сказка сказывается»

«Через сказку, фантазию, игру-

Через неповторимое детское творчество-

Верная дорога к сердцу ребёнка».

       В.А Сухомлинский

Введение

      Детство прежде всего ассоциируется со сказками: их слушают, читают, смотрят. Но этого, оказывается, мало для полноценного развития ребенка. Надо уметь их сочинять.

      Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям.
В сказке ценен, прежде всего, воспитательный аспект: все сказки учат добру. Ведь в любом, даже в самом страшном сказочном мире находится герой, который, проявляя необыкновенную силу, храбрость и выдержку, сражается с самыми невероятными чудовищами. При этом он совершает свои героические поступки, как правило, защищая или спасая кого-то. И он не одинок в этой борьбе. Ему помогают различные существа и предметы. При этом все эти существа или предметы (как одушевленные, так и неодушевленные) отвечают герою добром на проявленное по отношению к ним добро.

       Стремясь понять сказку, он одновременно прилагает усилия и к тому, чтобы понять слова, из которых она состоит, проводить между ними аналогии, делать выводы. Кроме того, сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливая разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и вымышленные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко–близко»), о времени («давно–сейчас», «сначала–потом», «вчера–сегодня–завтра»).

       Сказка является одной из первых сфер творчества, где ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает.
        В дошкольном и школьном возрасте изучаются сказки, но детей не обучают очень важной вещи – самим сочинять сказки. По мнению нашего великого педагога В.А. Сухомлинского, «сказка – это радость мышления, и, создавая ее, ребенок утверждает свою способность к творчеству».
Сказки, сочиненные детьми, являются одним из прекрасных средств развития фантазии, воображения, чувства. Сказка помогает ребенку стать творцом. Ведь она является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он сам что-то создает. Сочиненные детьми сказки поражают богатством фантазии, необычными образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

« Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»

       Актуальность: Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования.

     Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает словесное творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций. Проблема развития связной речи дошкольников продолжает быть актуальной в педагогике. Именно период с 3 до 7 лет является сензитивным к усвоению разных форм речи (Л.С. Выготский). 

      Сказка является одним из любимых жанров сочинений дошкольников. Слово сказки живет в детском сознании. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, так как главной отличительной особенностью сказки является - метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.

     Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие»  выделен  в отдельную  образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.                                                 

       Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Изучая методическую литературу по  развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой  Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.                                                                               

        Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

Цель:

Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием  карт Проппа.

Задачи:

  1. Активизация словарного запаса детей, совершенствование диалогической и монологической речи.
  2. Развитие наглядно - образного и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.  
  3. Развитие интереса к художественной литературе, как образцу речи.
  4.  Способствовать повышению поисковой активности.              
  5. Воспитание человечности: способности переживать судьбу сказочных героев как свою.     

Алгоритм работы с картами Проппа по обучению дошкольников творческому рассказыванию

  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
  1. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  1. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

      На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

  • Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад,  переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать.(За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)
  • Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей( Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д)
  • Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).

    На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

  • «Чудеса в решете»-выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
  • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
  • « Что в дороге пригодится» -основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка, аленький цветочек)
  • «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
  •  «Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
  • « Четвертый лишний» -определение лишнего предмета.
  • «Решение сказочных задач»
  • «Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д.
  •  «Сказочный словарь»-придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

     На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

     На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки,  и пробуем рассказать по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова  будут в сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова», «Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и.т.д. И в итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой  волшебной сказки.

Приложение № 1

Примерное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по картам Проппа для развития способностей к творческому рассказыванию

Дата

                             Цель

Вид деятельности

Формы организации деятельности детей

Материалы и оборудование

Сентябрь

диагностика

Выявление уровня развития связной речи детей

Коммуникативная

Беседы, тесты

Сюжетные иллюстрации по сказкам,   мнемотаблицы

Октябрь

Определение жанра произведения; выделение основного содержания сказки;  умение запоминать последовательность событий, интонационно передавать диалоги действующих  лиц, использование образных выражений- определений, сравнений, синонимов.

Коммуникация

ЧХЛ

Познавательно- исследовательская  

Игровая

«Из чего состоят сказки» , «Сказка и рассказ: сходство и отличие»

Чтение сказки «Гуси- лебеди»

Знакомство с картами Проппа

Дидактическая игра «Волшебный телевизор»

 

Иллюстрации к сказкам, фишки,карты-схемы, карты Проппа

Ноябрь                             Умение грамматически правильно строить  предложения, совершенствовать умение удерживать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавать  основные моменты сказки с помощью  карт, вычленять из сказки волшебные слова, сказочные привороты.

ЧХЛ

Коммуникативная

Игровая

Чтение сказки   «Конёк-Горбунок»

Составление рассказа « Как  Конёк Ивана выручал» с  использованием 5 карт.

Дидактическая игра «Заветные слова»

Книга Ершова «Конёк-Горбунок»,  карты Проппа  

Декабрь  

Использование в речи название нравственных качеств человека; умение придумывать другую концовку к сказке,  подбирать образные выражения к характеристике героев

Чхл

 Коммуникативная

Игровая

 

Чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович»

Игра- фантазирование по сказке « Мороз Иванович»

Дидактическая игра   «Что я чувствую»

Мнемотабли -цы, карты Проппа

Январь

  Формирование диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности,   последовательности в изложении содержания  

ЧХЛ

   

Продуктивная

 

Коммуникативная  

Пересказ отрывка из сказки «Терёшечка»       с зарисовкой карт (сюжета)

Составление диалога  Терёшечки и ведьмы

Р.н.сказка «Терёшечка»,

  бумага, фломастеры, карты

Февраль

 Научить детей  соединять знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумывать свою -новую сказку; упражнять в подборе определений и сравнений, антонимов, громко и чётко произносить слова

Коммуникативная

ЧХЛ

 

Игровая

«Салат из сказок»

 Чтение сказок «Теремок», «Рукавичка» (украинская)

Дидактическая игра «Узнай по контуру»

Книги: «Самые волшебные сказки», «Русские народные сказки»; контуры героев сказок  из теневого театра, иллюстрации к сказкам.

Март

Закрепление умения  грамматически правильно строить предложения, правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях

ЧХЛ

Коммуникативная  

Игровая

Чтение сказки «Госпожа Метелица»

Составление схемы - описания мачехи и падчерицы.

Дидактическая игра «Чудеса в решете»

Сказка   «Госпожа Метелица», карточки из мнемотаблиц. Карты Проппа

Апрель

Диагностика  «Развитие связной речи» по О. А. Скоролуповой.

Коммуникативная

Беседы, пересказы, составление рассказов по картам Проппа, дидактические игры

Диагностическая карта,  сюжетные иллюстрации, карточки из мнемотаблиц, карты Проппа

 

Приложение № 2

Конспект развивающей образовательной ситуации.

 «Маленькие сказочники».

Задачи: Учить придумывать продолжение сказки, пользуясь картами Проппа. Учить фантазировать, воображать, домысливать. Продолжать знакомить детей с жанром "сказка". Упражнять в подборе определений. Развивать речевую активность.

Материал: Карты Проппа, портреты гномов, накидка и колпак сказочника, «Волшебная» книга сказок.

Ход:

Звучит музыкальная заставка ("Приходи, сказка").

- дети, я приглашаю вас совершить путешествие в необыкновенную страну: страну сказок.

-чем сказка отличается от рассказа?

-какими могут быть по своему настроению сказки?

-а какую бы сказку хотели бы услышать вы сегодня? Но сначала я хочу вас познакомить с гномами. А кто же такие гномы?

-как вы думаете, где они живут?

-а каким может быть лес, где живут гномы? А вот и они, наши добрые приятели-гномы (открываю стенд с их портретами).Посмотрите, какие они все разные.

-если человек не любит много говорить, а любит молчать, какой это человек? (молчаливый).Кого из этих гномов мы назовем молчуном? Как вы догадались?

-Какое бы имя вы придумали этому гному, какой он (улыбается, веселый).Давайте назовем его Весельчак.

-как называют очень умных людей, которые все-все знают?Значит, это у нас Профессор.

-ну, а этот любит ворчать,значит,он. Ворчун.

-а вот этотвсе время чихает. А пусть это будет гном по имени Ап-чхи.

-а почему этот зевает? Назовем его. Соня.

-если человек все время стесняется, он какой? (стеснительный)

Вот мы и познакомились со всеми нашими гостями. А хотите, я прочитаю вам про них сказку? Как настоящий сказочник я одену волшебную накидку и колпак и возьму волшебную книгу сказок. (читаю отрывок из сказки "Белоснежка и семь гномов").

Ребята,что же делать, сказка обрывается на самом интересном месте? Дальше только чистые листы. Наверное, к нам в книгу забрался злой Буквоедик и съел все буквы.

- Что же делать?А может мы с вами попробуем придумать сами продолжение сказки? Подумайте, что же могло произойти дальше, а помогут вам придумать продолжение волшебные картинки (карты Проппа). Постарайтесь, чтобы ваши сказки были интересными и непохожими друг на друга.

Желающие дети одевают колпак, накидку и рассказывают придуманное продолжение сказки. В заключение читаю авторский вариант"появившегося" текста в волшебной книге. В заключение подвожу итог: понравилось ли детям быть в роли сказочников.

Приложение № 3

Конспект ОД

для детей подготовительной группы

 «ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ С ПОМОЩЬЮ КАРТ ПРОППА»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о природе; Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных  растений; Познакомить детей с лекарственным растением - мята. Продолжать учить выразительно пересказывать литературные тексты; Формировать умение вести диалог между  воспитателем и ребенком.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Беседы на темы: «Лекарственные растения», рассматривание иллюстраций, картин на тему «лекарственные растения», чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов на тему лекарственные растения.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации с изображением мяты, карты Проппа, сказка про Ежика.

ХОД

Воспитатель встречает детей в «фитобаре».

Воспитатель.Ребята, я рада вас приветствовать в нашем«фитобаре» "Витаминка". Посмотрите, сколько у нас здесь полезных трав. Назовите их, пожалуйста (ответы детей). А чем они полезны? (ответы детей).

Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной полезной травой (Воспитатель показывает иллюстрацию). Это мята. (Воспитатель показывает фотографии травы, предлагает детям описать ее, сравнить с другими лекарственными травами,  а также достает саше и предлагает детям понюхать его). А вот какую интересную сказку сочинили Эдуард со своей мамой про мяту. Хотите послушать? Тогда присаживайтесь на ковер.

Сказка про Ежика и лекарственные травки

Жили - были ежик с мамой ежихой на лесной опушке.

Однажды мама позвала Ежика и сказала:

- Сыночек, соседка Зайчиха звонила, у нее дети заболели, отнеси им малинового варенья.

- Хорошо, мамочка  – сказал Ежик и отправился в лес.

        Шел он по тропинке, напевая песенки, а навстречу ему Лиса – травница.

- Куда путь держишь?

- К зайчатам, они заболели. А вы кто?

- Я Лиса – травница. Говоришь, зайчата заболели!? А что у них болит?

- У них  насморк.

- Тогда я тебе помогу. Сейчас я дам тебе волшебную траву, ты отнесешь ее зайчатам, и они поправятся. Вот тебе: мята! А теперь положи ее в корзину и ступай.

Шел, брел Ежик по тропинке, а навстречу ему Белочка.

- Ты куда идешь? – спросила она.

- Я иду к зайчатам, они заболели – ответил Ежик.

- А можно я пойду с тобой?

- Конечно. Зайчата будут рады.

И дальше они пошли вместе. Вскоре они подошли к дому Зайчихи и постучали в дверь.

- Кто там? – спросила Зайчиха.

- Это мы – Белка и Ежик.

- Входите.

Дверь отворилась и в комнату зашли друзья с большой корзиной.

- Что это? – удивились зайчата.

- Это лесные лекарства. Травка -  мята. Ну и еще немного сладостей – морковка и капуста.

Вскоре самовар запыхтел, зашумел, вода закипела. Ежик заварил лечебный чай с мятой и дал его зайчатам. От чая пахло летом. Белка с Ежиком сидели, пили чай с зайчатами и рассказывали забавные истории из своей жизни. Они очень любили поболтать, а еще больше они любили перебивать друг друга.

Наконец, они заметили, что детки спят, и потихонечку вышли и пошли домой.  Зайчатам снились радостные и счастливые сны о лете, о травке, а на следующий день все поправились!!!

Воспитатель.Вот такая интересная сказка. Вам понравилась? (ответы детей).Ребята, а помните, мы с вами пересказывали сказки с помощью волшебных карточек - помощниц? Я предлагаю вам с их помощью пересказать и эту сказку. А сначала давайте встанем на ноги инемного подвигаемся.

Физминутка

                                

                                На лугу растут цветы

                                Небывалой красоты.

                                                (Потягивания - руки в стороны.)

                                К солнцу тянутся цветы.

                                С ними потянись и ты.

                                                (Потягивания – руки вверх)

                                Ветер дует иногда, Только это не беда

                                Ну-ка, плечи распрямите,

                                Поднимите, опустите.

                                Влево, вправо повернулись,

                                руками коленей коснулись.

                                Сели-встали, сели-встали

                                и на месте побежали.  

Воспитатель.Ребята,садитесь на места. Я прочитаю сказку еще раз, а пока я буду читать, вы подумайте, какие карточки-помощницы нам помогут ее пересказать.  Кто начнет пересказывать сказку?  

Какая картинка подходит к началу сказки? (Ребенок выбирает карточку).

Воспитатель.А почему домик?

Ребенок.Сказка начинается со слов «Жили-были» 

Воспитатель.Правильно. Что же произошло дальше, какими картинками это можно показать?А почему?  

Ребенок.Заболели зайчата, и Ежик отправляется в путь,отнеси  малинового варенья соседке Зайчихе, у которой дети заболели.

Воспитатель.Молодцы! правильно. Но вот Ежик встретил в лесу Лису-травницу и что же дальше. Как мы можем изобразить их встречу(Ребенок выбирает карточку).

Воспитатель.Что дала Лиса Ежику и с помощью, какой карточки мы это изобразим? (Ребенок выбирает карточку).

Ребенок.Лиса дала Ежику волшебную траву мяту

Воспитатель.Что же случилось дальше?

Ребенок.Шел Ежик по тропинке, а навстречу ему Белочка.

Воспитатель.Какая карточка подходит? (Ребенок выбирает карточку).

Воспитатель.Правильно. Но вот Ежик и Белка пришли к домику зайчихи и что там произошло? Подберите подходящие картинки.

Ребенок.Ежик заварил лечебный чай с мятой и дал его зайчатам. От чая пахло летом. Белка с Ежиком сидели, пили чай с зайчатами и рассказывали забавные истории из своей жизни. Они очень любили поболтать, а еще больше они любили перебивать друг друга.

Ребенок.Ежик и Белка заметили, что детки спят, и потихонечку вышли и пошли домой.  

Ребенок.Зайчатам снились радостные и счастливые сны о лете, о травке, а на следующий день все поправились!!!

Воспитатель.Вот какие молодцы! Сегодня мы с вами не только пополнили наш фитобар "Витаминка" полезной травой мятой, а ещес помощью волшебных карточек-помощниц пересказали совсем новую сказку. Давайте возьмем еще одну карточку и скажем, чему учит нас эта сказка?

Ответы детей.

Приложение № 4

Консультация для педагогов

Использование карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Как же быть в этой ситуации воспитателям, когда основной формой работы с детьми является игра. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни  Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»

Именно поэтому я использую в своей работе карты Проппа, т. к они имеют ряд преимуществ в речевом развитии детей:

наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации.

стимулируют развитие психических процессов,

активизируют связную речь

обогащает словарь

развивают логическое мышление

оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т. к. они воздействуют на все органы чувств.

Позволяют организовывать деятельность детей в игровой форме, т. к. игра является ведущим видом деятельности, а сказка если говорить образным языком, является каким-то музыкальным инструментом: овладевая игрой на инструменте, получаешь навык самой игры, оттачиваешь свое мастерство и слух до совершенства, а в результате накопленного опыта возникает и непреодолимое желание сочинить собственную мелодию, придать ей полновесное звучание. И вот уже-благодаря усиленным тренировкам, ошибкам, из под пальцев играющих выходит музыкальное творение, а в работе над речевым развитием новая сказка.

Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Паззлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок. Они представлены на слайде. (Жили- были принц и принцесса. Однажды она заболела, никто не мог ей помочь. Пришлось принцу ехать к злому колдуну за волшебным сиропом. Долго ли, коротко ли ехал принц и увидел дворец злого колдуна. Три дня и три ночи он с ним дрался,но победил его с помощью волшебного меча. Забрал волшебный сироп, вернулся домой. Дали принцессе всего ложечку и она выздоровела. И стали они жить долго и счатливо.)

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа была разделена на несколько этапов:

1. Подготовительный этап-организация предметно-развивающей среды

2. Первый этап- знакомство со сказками. Выявление жанровых особенностей, выразительных средств, композиции сказки.

3. Второй этап-Введение карт Проппа, пересказ сказок с использованием карт Проппа.

4. Третий этап-Взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей дошкольного возраста с использованием карт Проппа.

5. Четвертый этап-Использование карт Проппа, придумывание собственных сказок.

Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Подгруппы детей, с которыми проводились занятия, придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей.

Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детейопределённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.

В процессе предварительной работы было выявлено, что дети очень быстро и легко запомнили названия функций по картам, при прочтении и воспоминания сказок быстро делили сказки на функции, дети работали активно и эти занятия им нравились, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.

Таким образом, специфика использования карт Проппа для речевого развития детей состоит в том,что развивается одно из самых важных умений жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке.

Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств. Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: адекватные формы организации работы, интеграция с различными образовательными областями, развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

Приложение № 5

Список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа      Карты Проппа     Карты Проппа 

  Карты Проппа     Карты Проппа      Карты Проппа  

     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа

Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа      Карты Проппа    Карты Проппа

 Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа    

  Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа   

Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа  Карты Проппа     

 

Приложение № 6

Примеры сказок, придуманных детьми подготовительной речевой группу с использованием картПроппа.

Сказка «Стрекоза и Жук»

Дружили Жук, Стрекоза и Шмель.

Однажды вечером Жук и Стрекоза играли в прятки. А Шмель не захотел играть, сказал своим друзьям: «Не прячьтесь в цветы - попадете беду».

Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.

Уже солнышко совсем село, а Стрекоза никак не может найти Жука. Вдруг видит - один цветок качается и как-то странно звенит: «Ж – ж – ж». С трудом раскрыла стрекоза лепестки цветка, а там Жук: «Спасибо тебе, Стрекоза, за то, что помогла мне выбраться. Солнышко село и цветочек закрылся, вот и оказался я в ловушке. Не послушался я Шмеля, вот и попал в беду».

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

1.Запрет

2. Нарушение

14. Трудные испытания

15. Ликвидация беды

20. Полученный урок: «Учиться надо на чужих ошибках, а не на своих»

Сказка «Лиса и Коза»

Жили-были Лиса и Кош. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.

Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы. Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные. Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинкабыла полна. Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.

К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много, и она позвала Свинью на помощь. Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердиласьна Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

1. Запрет

2. Нарушение запрета

3. Вредительство

12. Возвращение домой

17. Изобличение ложного героя

20. Вывод «Лиса Козе не товарищ»

Список используемой литературы

1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.    

2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

4.Полянская Т.Б Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2010г.

5.Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988 (www.opentextnn.ru)

6.Родари Д. «Грамматика фантазии.»Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990 (www.lib.eliseeva.com.ua)

7. Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей.– Владос, 2001

8. Фесюкова Л.Б «Воспитание сказки», М.: АСТ, 2000 г.

9.   Тумина Л. Е. Кружок "Сочини сказку" - Москва : Изд-во УЦ "Перспектива", 1995. - 373 с.

10. Шорохова О. А., Играем в сказку. Москва Творческий центр, 2006 г.

11. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие « Сказка о разноцветных человечках»

Цель методического пособия :облегчить процесс обучения чтению и письму...

Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"

Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Сценарий совместной досуговой деятельности для детей и родителей "КВН "Скоро сказка сказывается"

Данный сценарий был представлен на Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Сценарий праздников и мероприятий» и предназначен для организации совместной досуговой деятельности детей...

Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе на тему: «Сказка сказывается»

Задачи:Познакомить с историей народных промыслов, хохломской росписью и дымковской игрушкой. Закрепить знания детей об элементах русского национального костюма. Укрепить и углубить представление детей...

Методическое пособие "Сказка за сказкой" по сказкотерапии и развитию творческих способностей детей групп общеразвивающей направленности от 3-х лет до 4-х лет и от 4-х лет до 5-ти лет.

Методическое пособие «Сказка за сказкой» направлено на развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала детей младшего и среднего дошкольного возраста.В этой работе педагоги...