Конспект открытого занятия по обучению составления описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ. Подготовительная группа.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тамара Владимировна Новикова

Учить составлять связный рассказ по картине. Мероприятие проходит в виде диалогически проблемной игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_zimnie_zabavy.docx531.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению составления описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ.

Подготовительная группа.

                                                                           Составила: Новикова Т.В.

  1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними.

А теперь возьмитесь за руки

Станем рядышком,  по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

  1. Введение в тему.

_ ребята посмотрите в окошко. Какое время года?(ответы детей)

– Кто из вас любит зиму?

– А за что вы любите зиму?  (кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков, играть в снежки и т.д.)

- Ребята, помните мальчика Кая из сказки «Снежная королева»?

С ним снова приключилось несчастье. Играя на улице в снежки, он нечаянно попал в Снежную королеву. (слайд №1)

(Беседа сопровождается с показом презентации со спецэффектами)

- (слайд №2) Снежная королева рассердилась на Кая, и лишила его умения смеяться и радоваться.

 - (слайд №3) Ребята, хотите помочь Каю? Давайте сделаем так, чтобы радость и смех вернулись к нему. А поможет нам в этом эта картина.

(слайд 4) на экране появляется изображение картины «Зимние забавы».. затем картина мгновенно зашифровывается.

- Ой, это проделки Снежной королевы, она картину заколдовала. Что же делать, как нам её расколдовать?

(слайд №5) внезапно вылетели снежинки, обращаю внимание детей, что это не просто снежинки, а задания)

- все ясно, нужно узнать заклинание , а заключается оно в ваших знаниях. Чем больше мы вы расскажите и выполните задания, тем быстрее колдовство исчезнет.

(слад №6) после каждого задания картина частично открывается.

Задание №1.(на снежинке) Расскажите, какая бывает зима?

- если зимой много снега, то зима какая?

- если зимой мороз, то зима какая?

- если зимой часто бывают вьюги, то зима какая?

- если зима наступает рано, то зима какая?

(раскрывается часть картины)

Задание №2.  Назовите зимние слова, которые начинаются на звук «С»

(раскрывается еще часть картины)

Задание №3.  Расскажите, что делает снег зимой? Нужно назвать слова действия.

(по выполнению каждого задания фрагмент открывается, но три фрагмента картины остаются закрытыми).

- Картина расколдовалась,  но не вся. Как вы думаете, что может быть спрятано за цифрами? (ответы детей – три зимних месяца)

Картина после ответов открывается полностью.

(слайд №12) – ну вот, заклятие исчезло.

 Но, к сожалению Кай еще не радуется и не смеётся. (слайд№13)

- Ну, что ж, будем продолжать выручать Кая.

Давайте рассмотрим нашу картину с помощью «волшебного бинокля»,  что подарил нам волшебник «Дели – Давай»

(слайд №14)

Правило:  нужно назвать только один объект на картине и не повторяться.

- Ребята, сейчас вы с помощью волшебного  бинокля увидели и катание детей на санках, на лыжах, коньках, игры в снежки, лепка снеговика. Как же все это назвать можно одним словом? (детские игры, зимние игры, зимние забавы).

Правильно, в одну из таких забав мы сейчас с вами и поиграем.

Игра – физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять ( дети ходят по кругу, по группе)

Бабу снежную слепили (показывают)

Птичек крошками кормили, (кормят)

Мы на лыжах все катались (показывают лыжников)

И в снегу накувыркались (отряхивают снег)

Суп поели (показывают)

Спать легли (показ)

И немного подросли (показ)

- Вам понравилась прогулка? Ну, возвращаемся домой.

 Слайд №15(пока дети играли, картина вновь исчезла)

Установление связей между объектами на картине.

- Ой, ребята, посмотрите, картина вновь исчезла.  Это проказы Снежной королевы.  Неужели нам не удастся помочь Каю, и он навсегда останется грустным и печальным?

Ну, хорошо.  Тогда давайте вспомним, что мы с вами видели на картине, и создадим ее заново (вывешивается на мольберте зимний пейзаж).

Расскажите, кто, где находится, кто, чем занимается, а чтобы было интересней придумайте имена детям. В помощь вам предлагаю картинки - схемы из нашей картины, которые  дружат между собой.

(дети размещают персонажей картины). После рассказов и размещение персонажей картины, картина вновь появляется на экране.  ( Слайд №16)

Посмотрите ребята! Наша картина открылась, значит, мы правильно расположили героев на нашем пейзаже, ничего не забыли.

Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Картину рассмотреть нам помогли наши ……(дети отвечают – глаза) показываю глаза.

А еще нам могут помочь: уши, нос, руки. Но для этого нам нужно попасть в картину. А поможет нам «Волшебник Оживления» - показываю волшебника.

- Палочкой волшебной в воздухе взмахну,

В чудесную картину вас перенесу.

- Вот мы и очутились прямо в картине.

-Прислушайтесь, что вы слышите?  - дети отвечают. Скрип снега и т.д.

- Дотроньтесь рукой до всего, что вам встретилось на пути. Что почувствовали теперь? … холодный снег и т.д.

- А, теперь глубоко вздохните. Какие запахи вы чувствуете?...запах свежего снега, запах елки и т.д.

- Вот сколько всего мы почувствовали, но нам пора возвращаться из картины обратно.

_Палочкой волшебной в воздухе взмахнем,

Волшебство появится, в группу попадем.

Преобразование объектов во времени.

- Ребята, посмотрите  на эти предметы (машина, часы). А что может получиться, если эти два предмета объединить. (машина времени)

- Я, предлагаю совершить маленькое путешествие с «Волшебником Времени» (показываю)

- Подумайте, куда вы хотите отправиться: в прошлое (красная стрелка) или будущее (синяя стрелка). Выбирайте!

- Волшебство  сейчас начнется!

Стоит палочкой взмахнуть.

Детям ярко улыбнется, позовет в далекий путь.

- Пофантазируйте и скажите, что было с детьми ДО того, как они вышли гулять? ( рассказы  детей)

- А, что будет ПОТОМ? ….

Динамическая пауза с элементами массажа.

«Лепим мы снеговика»

Раз рука, два рука,

Лепим мы снеговика.

Три, четыре, три четыре –

Нарисуем рот пошире.

Пять  - найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть  смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.

Смысловые характеристики картины.

- А, теперь давайте составим красивый рассказ, чтобы Кай смог снова стать веселым.

- Давай придумаем этой картине название.

- А, какое название больше всего подходит этой картине? Почему вы так думаете?

- Чтобы рассказ у нас получился красивым, нужно четко произносить все слова.

Чистоговорка.

Ма-ма-ма, вот пришла зима (хлопки по плечам)

Озы-озы-озы, ой,  трещат морозы! (хлопки по рукам)

Ег – ег – ег, выпал белый снег (хлопки по бедрам)

Ра – ра – ра, как рада детвора! (хлопки по коленям)

Ой – ой – ой, как хорошо зимой (хлопки в ладоши)

(садятся)

(слад №16)

- Ребята, перед тем как составить рассказ, вспомните, какая была погода, в какие игры играли дети, как их зовут, где каждый из них находиться и т.д. Кто хочет начать свой рассказ по картине?

(составление описательных рассказов 3-4ч)

- Молодцы, мне очень понравились ваши рассказы. Как вы думаете, а понравились ли ваши рассказы  Снежной Королеве? Помогли ли мы Каю стать опять веселым мальчиком?

(слайд №17)

- Посмотрите, королева улыбается – значит, она простила Кая

(слайд №18)

- Ну, вот ребята, Кай вновь улыбается. Мы его выручили!

- Вам понравилось наше занятие?  (……)

-Замечательно! Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали на нашем занятии. Я попрошу вас подойти к моей волшебной коробочке, скажите , что вам понравилось больше всего, чем именно понравилось заниматься, чей рассказ вам понравился, а потом потяните на себя ленточку.

(каждый ребенок высказывается)

- Ребята, посмотрите, что у нас получилось?   (Солнце)

- Я, желаю, чтобы вам    всегда улыбалось солнышко. А в благодарность за свое спасение, Кай передал для вас подарки – этих веселый снеговиков. Скоро Новый год и вы можете украсить ими свою новогоднюю елку. А еще в группе можно пофантазировать и рассказать, как будет встречать новый год Кай.

https://otvet.imgsmail.ru/download/23202914_191207f809246ea3f89a998e90c900bb_800.jpg«Волшебник Дели – Объединяйка»,

http://obrkurs.ru/images/logo%20volshebnik%20.jpg«Волшебник Оживления»

https://cdn1.vectorstock.com/i/1000x1000/64/75/wizard-vector-2696475.jpg«Волшебник Времени»

https://thumbs.dreamstime.com/z/clock-face-blank-icon-design-creative-57690949.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/clock-face-blank-icon-design-creative-57690949.jpghttp://moziru.com/images/blue-car-clipart-cute-2.jpghttps://img2.wbstatic.net/big/new/2880000/2889352-1.jpg Цель: 1.Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображение на картине, и давать им соответствующие названия (игра с подзорной трубой).

2. Учить детей «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств (игра «я слышу, вижу, ощущаю запах, ощущаю руками, пробую на вкус).

3. Обогащать словарь образными выражениями.

4. Учить вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

5. Учить описательному рассказыванию, развивать воображение и диалектическое мышление.

https://i.pinimg.com/originals/ac/36/d7/ac36d7e79d800d7bdae7d9b31b9815bf.png https://st2.depositphotos.com/5971520/9237/v/950/depositphotos_92375082-stock-illustration-isolated-stands-snowman-funny-christmas.jpg https://i.pinimg.com/736x/1a/d6/12/1ad612b057d5b43676340f45905e7711--snowman-clipart-christmas-snowman.jpghttps://yeti-shop.ru/upload/iblock/af4/af4ad755ac4ed27da63b64f584979861.jpg https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/670/93670156_large_009.png https://i.pinimg.com/736x/8d/0b/aa/8d0baa9e94765b5a6a1aefaee9260966--clipart.jpg https://www.seekpng.com/png/detail/77-770243_ear-png-transparent-images-human-ear-ears-clipart.png https://russianbeauty.ru/wp-content/uploads/2019/04/correct-nose-filler.jpg https://www.levif.be/medias/4396/2251239.jpg

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»

- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.

- Активизировать словарный запас детей, определяющий трехмерное пространство (близко – далеко, впереди – сзади, около, между, за, перед).

- Упражнять в подборе слов на заданный звук

- Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине

- Развивать умение детей строить предложения на основе установленных взаимосвязей.

- Учить детей описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

- Учить рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

- Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.

- Упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл.

- Развивать артикуляционный аппарат детей

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Закреплять представления о характерных особенностях зимы

- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине

- Развивать внимание, память, мышление, воображение

- Упражнять в пространственной ориентировке на картине

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Учить соблюдать правила

- Развивать умение слушать ответы сверстников

- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость, желание и готовность помочь другим в сложной ситуации.

Оборудование и материл: мультимедийное оборудование; «подзорная труба», снежки, схематические изображения объектов картины, органов чувств, рамка картины, фон картины, изображения персонажей, часы и детская игрушка машинка, коробка с лентами.

Предварительная работа: знакомство с волшебниками, с их родом деятельности: волшебник «Дели-Объединяйка» может разделить и объединить все на свете, волшебник «Оживления» может оживлять картины; волшебник «Времени» - может перенести в прошлое или будущее

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» - Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать слов...

НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи:Образовательная область «Речевое развитие»- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать словарный запас ...

Конспект НОД на тему: "Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"

Подготовительный этап к составлению  описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с использованием элементов методики ТРИЗ. Цель:Формирование понятий у детей о составе целостности...

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки» "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»

Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - сл...

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.

Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...

Конспект ООД по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки».

Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - следственные...