Методическая разработка "Конспект занятия по обучению составления описательного рассказа по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_grachi_dlya_publikatsii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно-образовательной деятельности

с детьми подготовительного возраста в  группе компенсирующей направленности

по теме «Составление рассказа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

 с использованием современных образовательных технологий.

Цель:  Обучение составлению описательного рассказа по пейзажной картине.

Задачи:

1.Речевое развитие

- Активизация речи детей посредством приёма словесного рисования;

- Работа над выразительностью речи;

- Развитие эмоциональности;

- Обогащение словаря детей названиями перелётных и зимующих птиц;

- Обучение составлению и распространению предложений описательного характера по пейзажной картине;

- Обучение построению рассуждения: выделение причинно-следственных связей;

- Продолжать развивать навык свободного и спокойного общения со взрослыми и детьми;

2. Познавательное развитие.

- Закрепление знаний о перелётных и зимующих птицах;

- Развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторных координаций;

- Расширение знаний детей о профессиях людей (художник, поэт);

- Воспитание  интереса к НОД через использование занимательных упражнений;

3. Социально-коммуникативное развитие.

- Совершенствование умения слушать и слышать педагога;

- Воспитание уважительного отношения к окружающим;

- Формирование привычки слушать собеседника и не перебивать его.

4. Художественно-эстетическое развитие.

- Помочь детям увидеть и почувствовать красоту родной русской природы.

5. Физическое развитие.

- Выполнение движений по тексту стихотворения.

Оборудование: экран, ноутбук, видеопроектор, презентация PowerPoint «Составление рассказа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», стихотворение  С.Маршака «Снег теперь уже не тот…» в картинках.

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, компьютерные, коррекционно-развивающие.

                                                  Ход НОД

  1. Орг. момент:

- Доброе утро, ребята!

(Доброе утро!)

- Какое сейчас время года?

(Наступила весна)

- Назовите весенние месяцы.

(март, апрель, май)

  1. Вступительная беседа о весне

Слайд 1 – Посмотрите, пожалуйста, на экран.

               - Что вы видите?

                (тает снег, тают сосульки, яркое солнышко, я вижу грача, проталинки,    

                 подснежник, ручеёк)

               - Всё, что вы назвали,  это первые приметы весны.

               - Что вы знаете про грача?

                (грач – это перелётная птица, грачи самые первые прилетают весной, они  

                 устраивают гнёзда на самых высоких деревьях).

                - Молодцы! Очень скоро перелётные птицы будут возвращаться.

             

  1. Слайд 2. Компьютерная игра «Улетают – не улетают».

                   

               – Посмотрите, пожалуйста, на экран. Так случилось, что все птицы перепутались

                  и не знают, кому из них надо возвращаться весной. Давайте им поможем.

               

(Вверху картинки с изображением зимы и весны)

(Внизу в хаотичном порядке изображения зимующих и перелётных птиц)

Дети соединяют птиц с соответствующей картинкой зимы или весны, объясняют свой выбор:

голубь – не улетает, это зимующая птица, он никуда не улетал;

ласточка – улетает, она перелётная птица, возвращается к нам самая последняя, когда появляются комары и мошки;

ворона - не улетает, зимовала с нами;

скворец -  улетает, перелётная птица, скоро прилетит к нам.

грач – улетает, это перелётная птица, он последний улетает, а прилетает раньше других птиц.

                  - Ребята, почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются

                  зимовать?

                   (потому что зимующие птицы могут питаться крошками хлеба, зёрнами,  

                   семечками, а перелётные ждут тепла, ждут, когда появятся червяки,

                   жуки, личинки,  мошки.

                  - Итак, ребята, вы молодцы, много знаете о птицах!

  1. Слайд 3. Картина  А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

               - Посмотрите, перед вами картина «Грачи прилетели». Написал эту    

                  картину русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

                  Давайте рассмотрим её внимательно.

                - Какое время года изобразил художник на картине?

                  (это весна, это начало весны)

                - Какая это весна?

                    (это ранняя весна)

                 - Найдите приметы ранней весны на картине.

                    (ещё лежит снег, прилетели грачи, снег тёмный, грязный)

                 - Какое стихотворение вам вспоминается, когда вы смотрите на эту

                    картину?

                   Дети вспоминают стихотворение С.Маршака «Снег теперь уже не

                   тот…» и рассказывают его по картинкам (чёрные проталины, серый

                   снег и т.д.)

                 - Посмотрите на небо, расскажите о нём

                   (небо серое, хмурое, тусклое)

                 - Теперь посмотрите на землю, что вы видите на переднем плане

                    картины?

                   (тонкие высокие берёзы, чёрные проталины, а прямо перед нами старые

                   согнутые берёзы)

                 - Что мы видим вдали?

                    (вдали виднеется вода, это растаял снег)

                  - Что происходит на берёзах?

                                 (на берёзах много грачей, они вьют гнёзда)

                        -  Что можно сказать об одиноком граче слева, у старой берёзы?

                           (он важно ходит, ищет прутики)

                  - Что мы видим за берёзами?

                     (мы видим серый деревянный дом и белую церковь)

                  - Что вы чувствуете, глядя на картину?

                     (чувствуется, что скоро наступит настоящая весна, грачи совьют гнёзда

                      и будут высиживать птенцов)

5.Физминутка «Краски весны». Выполнение движений по тексту стихотворения:

                                Снова нет ручьям покоя -

                                День и ночь журчат в кустах.

                                Ходит солнце золотое

                                В чистых-чистых небесах.

                                Льёт лучи на лес и луг

                                 И на все цветы вокруг.

                                                    (Б. Асаналис)

6. А сейчас составим рассказ по плану:

                     - Как называется картина? Кто её написал?

                       Картина называется «Грачи прилетели».

                       Написал картину художник Саврасов.

                     - Какой момент весны мы видим на картине?

                       На картине мы видим раннюю весну.

                     - Какое небо на картине?

                        Небо на картине серое, хмурое, тусклое.

                     - Какой снег на картине?

                       Снег грязный, он тает, видны чёрные проталины

                     - Что можно сказать про грачей?

                        Грачи строят на берёзах свои гнёзда.  

                     - Что мы чувствуем, глядя на картину?

                        Мы чувствуем, что скоро наступит тёплая весна,

                     

7. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект занятий по развитию речи « В гостях у художника» Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ( с использованием интерактивной доски)

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.Цели :развивать творческое воображ...

«Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели»....

Конспект открытого занятия по обучению составления описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ. Подготовительная группа.

Учить составлять связный рассказ по картине. Мероприятие проходит в виде диалогически проблемной игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема НОД: Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Цель: Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине, понимать содержа...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова «Зима».Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж»Домашнее за...

«Составление творческих рассказов по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с применением элементов ТРИЗ.»

Описание картины может стать очень привлекательным занятием для ребенка. Стоит воспитателю пригласить ребенка стать героем картины....