«Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Овчинникова Татьяна Александровна

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grachi.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Задачи:

-развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

- расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые);

-закрепить и обобщить знание детей об антонимах;

- напомнить детям о приходе весны;

- научить замечать признаки весны;

- познакомить с перелётными птицамиграчом;

- воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Материал: репродукция картины А. Н. Саврасова «Грачи прилетели», звуковая запись «Голоса грачей».

 Предварительная работа: беседы на темы«Пришла весна»«Перелетные птицы»«Наши пернатые друзья»«Приметы весны» и др. рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы»«Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры«Перелет птиц»«День -ночь»«Зимующие и перелётные».

Словарная работа: сосулька, капель, грачграчата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:

В: Дети, вот здесь лежат кружочки разного цвета. Возьмите тот кружок, цвет которого соответствует вашему настроению. (Спросить у детей, какого цвета они взяли кружочки и почему). Запомните свои кружочки, а в конце нашей беседы мы еще раз проведем эту игру.

В: Скажите мне, какое сейчас на улице время года?   Кто думает по-другому?

Д: Сейчас на улице весна.

Воспитатель читает стихотворение:

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

В: Почему вы так думаете, что на дворе у нас весна?

Д: На улице стало теплее, светит солнце, тает снег, текут ручьи и т.д.

В: Какие весенние месяцы вы знаете?  Кто хочет дополнить ответы товарищей и назовет весенние месяцы по порядку.

В: Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…

Словесная игра «Скажи наоборот»

Зима ушла, а весна…пришла.

Зимой солнце холодное, а весной…теплое.

Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.

Зимой день короче, а весной…длиннее.

Зимой на улице холодно, а весной…тепло.

В: Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками на прогулке, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговорим с вами о первых вестниках весны грачах, им посвящена наша сегодняшняя встреча. (Звучит фонограмма «Птичьи голоса»).

(Ребята садятся за столы). У каждого на столе представлена картина А. Саврасова «Грачи прилетели».

В: Сегодня я принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели».

В: Возьмите лупу и повнимательней рассмотрите картину.

 (Даю детям время рассмотреть картину)

В: Что же вы видите на картине?
Д: На березы прилетела стая грачей.
В: Расскажите о грачах, что они делают?
Д: Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
В: Что делает грач у корней березы?
Д: Он нашел веточку и держит ее в клюве.
В: Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
Д: Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.

В: Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!

В: А что вы можете рассказать о деревьях?
Д: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
В: На каких березах больше гнезд и почему?
Д: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
В: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.
В: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?
Д: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
В: Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
Д: Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.

В: А каким вы видите снег?
В: Что еще вы видите на картине?
В: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
В: Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Д: Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, скоро будет весна, но грустно что мы провожаем уходящую белоснежную зиму.
Физминутка.

А теперь мы с вами немножко отдохнем и поиграем в игру «Грачи прилетели». Вставайте из своих стульчиков и проходите в круг.

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (
присели)
Разместились в гнёздышке, (
показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (
встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (
погладить себя по рукам)
Головой вертят, (
повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (
руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (
хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (
летают)
И опять все в гнёзда сели. (
присели)

А теперь, кто нам может рассказать об этой замечательной картине(2-3 человека)

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели» - так называется картина АСаврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит, весна не за горами.

Рефлексия:

В: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы.

 А теперь возьмите кружки, цвет которых соответствует вашему настроению. Изменился ли цвет кружка? Почему? Я очень рада, что картина Саврасова смогла улучшить ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...

Конспект занятий по развитию речи « В гостях у художника» Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ( с использованием интерактивной доски)

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.Цели :развивать творческое воображ...

«Составление творческих рассказов по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с применением элементов ТРИЗ.»

Описание картины может стать очень привлекательным занятием для ребенка. Стоит воспитателю пригласить ребенка стать героем картины....

Технологическая карта занятия «Что мы видим на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»? / «Составляем рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»

Технологическая карта занятия Образовательная(ые) область(и): речевое развитиеТема занятия: «Что мы видим на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»? / «Составляе...