Инновационные методы в развитии речи дошкольников «Синквейн»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ахметова Лариса Рифовна

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием дидактического  синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Синквейн22.14 КБ

Предварительный просмотр:

            Инновационные методы в развитии речи дошкольников

                                               «Синквейн»

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием дидактического  синквейна.

Слово синквейн происходит от французского слова «cinq»-пять и означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам

История ее возникновения достаточно молода, возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, придумала ее   американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.

Как составляется синквейн: (Слайд№2)

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
    третья строка – 
    три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме, обобщающее слово.

Например: Кто?                   Медведь.

 Какой?                       Мохнатый, большой.

           Что делает?             Рычит, лакомиться, спит.

           Предложение.            Зимой спит в берлоге.

          Обобщающее слово.            Зверь.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. При этом в синквейне можно отступать от правил, например, главная тема  или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, в четвёртой строке при составлении предложения можно использовать три или пять слов.

Придумывать синквейн – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Достоинства этого метода и задачи которые он позволяет решить:

  • его простота. Синквейн могут составить все.
  • составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности, через сочинение собственных нерифмованных стихов;
  • синквейн является игровым приемом;                                                                                                                                                                                        составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;
  • синквейн помогает пополнить словарный запас, закрепляет знания о частях речи, о предложении;
  • синквейн учит краткому пересказу;
  • синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысл;
  • сочинение синквейна – процесс творческий.                                                                        

 Виды работ с синквейнами:

  • можно использовать на занятиях для закрепления изученной темы; ( Слайд№        )
  • составление синквейна по прослушанной сказке или рассказу;  (Слайд №  )
  • составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;                                                                                                   
  • анализ неполного синквейна  и определение названия темы этого синквейна; (Слайд№  )
  • составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

Пример: составить синквейн по теме ПДД

                         Пассажир.

             Внимательный, вежливый.

            Ожидает, уступает, садится.

Должен соблюдать правила дорожного                         движения.

                       

          Светофор.

  Яркий, разноцветный.

Стоит, мигает, указывает.

 Будь внимателен к нему.

        Безопасность.

                      Знаки.

           Треугольные, круглые.

Указывают, запрещают, предостерегают.

        Необходимы на дорогах.

                    Помощь.

                  Регулировщик.

            Строгий, правильный.

     Указывает, оберегает, помогает.

Помогает всегда в самых сложных местах.

         Безопасность, порядок.

               

         Автомобиль

    Быстрый, мощный

Едет, обгоняет, тормозит.

    Я люблю кататься

          Транспорт

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс " Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"

Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:1.     Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку ...

Мастер-класс для родителей "Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников"

Синквейн - один из  инновационных подходов к развитию речи дошкольников. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является...

Выступление на семинаре. «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника»

Выступление на семинаре. Тема: «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника» (Тема теоретического семинара: «Современные п...

Консультация "Инновационные методы в развитии речи дошкольников"

Консультация "Инновационные методы в развитии речи дошкольников"...

Мастер - класс "Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников! "

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников! Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успеш...

Консультация-практикум "СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!"

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение актив...

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....