Конспект ООД «Сказка о рыбаке и рыбке» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Людмила Геннадьевна

Использование технологии синквейна позволяет заинтересовать воспитанников и создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_o_rybke.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Конспект ООД «Сказка о рыбаке и рыбке»

с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.

Задачи:

Образовательные: обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. 

Развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные: Воспитание интереса к художественной литературе;

воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Оборудование: магнитофон с записями музыки, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна.

ХОД:

В-ль: Ребята, у меня сегодня с самого утра замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас поздороваемся с гостями, подуем на ладошки и поделимся с ними своими улыбками и хорошим настроением.

 (На полу лежит книга)

В-ль: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.

В-ль: Ребята, а ведь это знакомая нам книга. Как она называется и кто ее автор? (Поднимает книгу и раскрывает ее)

В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказка? Ой, наверное, сказка обиделась, что с книгой плохо обращались и исчезла.

Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказку.
В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказку в книгу? 

Дети: Да!

В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье.

Пальчиковая гимнастика

Начинаем колдовать

Дверь в Зазеркалье открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом слегка подуем,

Покачаем раз, другой,

Дверь, пожалуйста, открой.

Дверь открывается- путешествие начинается.

(звучит мистическая музыка).

В-ль: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием).

В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? 

1 задание. Что бы проверить, как внимательно вы прочитали сказку ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Вопросы:

1. Кто главные герои сказки?
2. Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).

3. Сколько лет они жили вместе? (30 лет и три года).
4. Чем они занимались? (Старик ловил рыбу, старуха пряла пряжу)

5. С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
6. С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).).
7. Первая просьба старухи? (Корыто)

8. Вторая просьба старухи? (Изба)

9. Третья просьба старухи? (стать столбовой дворянкой).

10. Четвёртая просьба старухи? (Стать вольною царицей).

11. Пятая просьба старухи? (Стать владычецей морскою).

12. Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
13. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).

В-ль: Я убедилась в том, что Вы хорошо помните содержание «Сказки о рыбаке и рыбке». игра. «Доскажи словечко»

2 задание. Задание- игра. «Доскажи словечко»

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою …                                         (пряжу).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …                                 (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба …                            (говорила).

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам …                                       (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, …                                        (старче)”.

Воротился старик ко старухе, 
У старухи новое …                                              (корыто).

Стал он кликать золотую рыбку, (в)

Приплыла к нему рыбка, спросила: (в)

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает: (в)

«Смилуйся, государыня рыбка, (в)

Ещё пуще старуха бранится, (ж)

Не даёт старику мне покою:

Избу просит сварливая баба». (ж)

Отвечает золотая рыбка: (в)

«Не печалься, ступай себе с Богом, (

Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему рыбка, спросила:         «Чего тебе надобно, старче?»)

Ей старик с поклоном отвечает:            «Смилуйся, государыня рыбка,

Ещё пуще старуха бранится,                    Не даёт старику мне покою:

Отвечает золотая рыбка:                      «Не печалься, ступай себе с Богом,

3 задание. Сказки А. С. Пушкин писал в стихах. А можете ли Вы написать о главных героях «Сказки о рыбаке и рыбке» в стихах?

Правила составления синквейна (СМ ПРИЛОЖЕНИЕ)

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?);

2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?);

3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?);

4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5. строка –. Слово, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

В-ль: Кто из Героев вам больше всех нравится? (Составление синквейна по главным героям).

 задание - «Выложи картинки по схеме»

В-ль: Ребята, картинку с Рыбкой мы разместим на верхней строке нашей схемы.На второй строке, под Рыбкой мы должны поместить картинки – признаки: Какая рыбка по цвету? (ЗОЛОТАЯ) (ГОВОРЯЩАЯ).

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Рыбка? (Плавает) Помещаем плавник. Что еще она умеет делать? (СЛУШАЕТ) Кладем ухо. Что еще она может делать? (НАКАЗЫВАЕТ).

Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Рыбка  волшебная помощница старика)

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такая рыбка? – (Владычеца морская)

Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

1.Кто?                                                                   РЫБКА

2.Какая?                                                                ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

3.Что делает?                                                     СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

4.Отношение автора?                                        ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

5.Слово-вывод.                                                     ДОБРОТА

-А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

(Более точные варианты синквейна записать на доске)

СТАРИК                                                                                                СТАРУХА

ласковый, добрый                                                                                 жадная, сердитая

отпустил, поклонился, выполнил                                                       ругается, командует, злится

выполняет любые приказы старухи                                                 осталась у разбитого корыта

простоват                                                                                           глупая

 Обсуждение выполненной работы, оценивание.

Вывод.  

Среди них нет положительного героя. И старик, и старуха больше напоминают героев из других, неволшебных сказок, таких как «Каша из топора».  

-Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

1.Кто?                                                                   РЫБКА

2.Какая?                                                                ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

3.Что делает?                                                     СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

4.Отношение автора?                                        ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

5.Слово-вывод.                                                     ДОБРОТА

-А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

(Более точные варианты синквейна записать на доске)

-Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

1.Кто?                                                           РЫБКА

2.Какая?                                                       ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

3.Что делает?                                        ПЛАВАЕТ, СЛУШАЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

4.Отношение автора?   ОНА ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

5.Слово-вывод.                                     ДОБРОТА/ ВЛАДЫЧЕЦА МОРСКАЯ

-А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

СТАРИК                                                                                         СТАРУХА

ласковый, добрый                                                                        жадная, сердитая

отпустил, поклонился, выполнил                                               ругается, командует, злится

выполняет любые приказы старухи                                          осталась у разбитого корыта

простоват                                                                                       глупая

Рыбка Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

1.Кто?                                                                   РЫБКА

2.Какая?                                                                ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

3.Что делает?                                                     СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

4.Отношение автора?                                        ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

5.Слово-вывод.                                                     ДОБРОТА

-А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

(Более точные варианты синквейна записать на доске)

СТАРИК                                                                                                СТАРУХА

ласковый, добрый                                                                                 жадная, сердитая

отпустил, поклонился, выполнил                                                       ругается, командует, злится

выполняет любые приказы старухи                                                 осталась у разбитого корыта

простоват                                                                                           глупая

 Обсуждение выполненной работы, оценивание.

Вывод.  

Среди них нет положительного героя. И старик, и старуха больше напоминают героев из других, неволшебных сказок, таких как «Каша из топора».  

Физкультминутка

Море волнуется раз,

Море волнуется –два

Море волнуется- три,

Как рыбки плывут, покажи!

(Ноги на ширине плеч,

покачивание руками справа- налево, изображая волны)

Рыбки плавали, ныряли

В голубой морской воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

(Руки перед грудью со сложенными ладонями,

 наклоны,

 приседания)

  1. Можно ли назвать его героем сказки?

СИНКВЕЙН –ЗАГАДКА  о море

1.……………….. 

2.Синее, бескрайнее.

3. Волнуется, бушует, плещется

4. Ветер по нему гуляет и кораблик подгоняет.

5. Неживая природа.


Можно ли назвать МОРЕ героем сказки? Давайте по тексту проследим, как оно менялось с каждым новым приходом старика. Почему так происходило?

 Как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик с первой просьбой. (Море слегка разыгралось).

- Как изменилось море во второй раз? (Помутилося синее море).Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

- (Не спокойно синее море).Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.
И море дает старику об этом знак. 

- Как встретило старика море в четвертый раз? (Почернело синее море). Все беспокойнее становится море.

- Что увидел старик на море в последний раз? (На море черная буря).

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Так море восстало против человеческой жадности со стороны старухи и безволия со стороны старика.

СИНКВЕЙН –ЗАГАДКА  о корыте

1……

2.деревянное, разбитое

3.Рассохлось, треснуло, прогнило

4.Странная посуда для стирки и купания

5.Домашняя утварь

Дети: Мы расколдовали сказочную книгу.

Голос книги: Спасибо за вашу помощь.

В-ль: Теперь с книгой все в порядке.

В-ль:  Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме?

Дети: Синквейн.

В-ль: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?

Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.

В-ль: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,

Тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.

Подарить раскраски по «Сказке о рыбаке и рыбке» .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить резуль...

Конспект НОД «Заколдованная сказка » с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД «Заколдованная сказка » с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоцион...

Конспект занятия «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге....

Конспект ОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.Задачи: Коррекционно – образовательные:у...

Конспект НОД <<Заколдованная сказка » с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.Задачи:Коррекционно — образовательные: уточне...

Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста, 2021

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

Конспект НОД «Заколдованная сказка » с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД «Заколдованная сказка » с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста....