ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩМИ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Давыдова Елена Анатольевна

В плане представлены игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой культуры речи у воспитанников старшей группы.. Игры и упражнения по развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx67.72 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩМИ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Проблема: У Данных воспитанников речь маловыразительная,  звукопроизношение нарушено. Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова. Составление рассказа по картине заключается в перечислении знакомых объектов. Предложения в основном используют простые, односложные. В связи с этим испытывает затруднения в построении развернутого высказывания. Монологическая речь развита недостаточно. Небольшие рассказы пересказывают неохотно, не последовательно.  

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Связная речь

Лексико-грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Игры и упражнения  по развитию мелкой моторики

«Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

«Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.

2 неделя

«Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.  

Ход игры

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.  

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.

3 неделя

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

«Чудесный мешочек" 

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

4 неделя

«Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает осень?

3. Почему ночью темно?

4. Почему осенью нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Фрукты»

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

                Показывают ладошками вокруг и на себя.

НОЯБРЬ

1 неделя

Связная речь

Лексико-грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Игры и упражнения  по развитию мелкой моторики

«Если бы...»

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

«Какой овощ пропустили?» 

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

2 неделя

3 неделя

«Пословицы, поговорки»

Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

Ход игры

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

– Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Аккуратность человека красит.

– Маленькое дело лучше всякого безделья.

– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

«Закончи сам»

Цель: развивать у детей воображение, связную речь.

Ход игры

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

«Поваренок»

 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

«Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря но теме.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: Карты с нарисованными картинками.

Ход игры:

У детей – карты с нарисованными картинками.

Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

«Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».

Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.

Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

Засолим капусту

Мы капусту рубим,        

Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,        

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,        

Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.        

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

            Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

4 неделя

«Опиши-угадай»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Ход игры

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.

«Чего не стало?»

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

«Эхо»

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

[А], [У]-... [У],[А],[ Ы]-...

[И], [О] - УА, ЫИ-...

[И], [О], [Э] -... ЭИ, АО

Этот пальчик

  Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

               Вот и вся моя семья.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Связная речь

Лексико-грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Игры и упражнения  по развитию мелкой моторики

«Отгадай-ка»

Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

«Чего не хватает?» 

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть.

«Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ход игры:

Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Зазудел комарик тонко:

З-з-з — поёт он звонко-звонко,

Повторяет много раз

Резвым мошкам свой рассказ.

СНЕГ

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок лепили.

( "Лепят снежок")

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе,

(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

( Грозят пальником)

Раз — подбросим.

("Подбрасывают")

Два — поймаем.

(Приседают, "ловят")

Три — уроним.

(Встают, "роняют")

И... сломаем.

(Топают)

2 неделя

«Верно ли это?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.  

Ход игры

Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

"Два и две" 

Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

Оборудование: зеркало.

Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

«Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Падал снег на порог. Медленно поднять и опустить ладони два раза.

Кот слепил себе пирог. Сначала правой ладонью надавить на левую,

затем наоборот.

А пока лепил и пек, Сжимать разжимать пальцы.

Ручейком пирог утек. Пальчики «идут» по коленкам.

Пирожки себе пеки, Указательными пальцами обеих рук погрозить.

Но не из снега – из муки. Округленными ладошками «лепить» пирожки.

3 неделя

«Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

«Вспомни, что делает» 

Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.

Ход. Взрослый покалывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослыйбросает мяч по очереди другим детям.

Стою и снежинки Ритмичные удары пальцами левой руки, начина

В ладошки ловлю. указательного, по ладони правой руки

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная

И снежинки люблю. с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На первый вопрос – сжать кулаки.

В ладошке вода! На второй вопрос – разжать кулаки.

Куда же исчезли снежинки? На первый вопрос – сжать кулаки.

Куда? На второй вопрос – разжать кулаки.

Растаяли хрупкие льдинки –лучи… Мелкие потряхивания

Как видно ладошки мои горячи. расслабленными ладонями.

4 неделя

«Где начало рассказа?»

 Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Назови ласково» 

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Кто быстрее соберет вещи?» 

 Цель: упражнять детей в дифференциации звуков С-Ш.

Материал: изображение 2 чемоданов, по кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук С – Ш (шуба, шапка, шарф, шаль, свитер, сарафан, сапоги).

Ход игры: Дети должны собрать в чемодан вещи со звуком С-Ш. Дети по очереди называют картинку и если там есть его звук, кладут на свой чемодан, если нет – в сторону. Кто больше соберет вещей.

Наступает Новый год!

хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,

поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.

фонарики

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.

легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,

пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.

трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец

ЯНВАРЬ

Связная речь

Лексико-грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Игры и упражнения  по развитию мелкой моторики

3 неделя

Объясните, почему…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игрывоспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Подбери признак 

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

«Как звучит слово?» 

Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Ход игры: дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнит какое-нибудь слово, и сказать его рядом стоящему. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко.

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять, Сжимать-разжимать пальцы.

Мы во двор пришли гулять. «Шагать» пальчиками по столу.

Бабу снежную лепили, «Лепить» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошить хлебушек».

С горки мы потом катались, Опустить кисти сверху вниз.

А еще в снегу валялись. Класть ладони на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли. Стучать кулачками друг по другу.

Съели суп Воображаемые движения ложкой.

И спать легли. Положить ладони под щеку.

4 неделя

«Закончи сказку»

Цель: придумать по данному началу для сказки концовку, развивать умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Чей? Чья? Чье? Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

 

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

«Кто найдет короткое слово?» 

 Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.

Птички

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)

Галки да вороны

Ешьте макароны

(Тереть ладонь о ладонь)

5 неделя

«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры. 
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

«Слова-родственники»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

«Магазин»

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков р-л, с-ш.

Материал: на полосках – квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды со звуками р-л, с-ш. Под картинками нарисованы квадраты, на них играющие будут класть деньги – буквы. Деньги – бумажные карточки с буквами с, ш, р, л.

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок лепили.

( "Лепят снежок")

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе,

(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

( Грозят пальником)

Раз — подбросим.

("Подбрасывают")

Два — поймаем.

(Приседают, "ловят")

Три — уроним.

(Встают, "роняют")

И... сломаем.

(Топают)

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Игра «Пойми меня»
Цель: – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

«Какой? Какая? Какое?» 

 Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

 Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

«Кто в домике живет?»

Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Материал: карточки в виде плоских домиков с окошками. На чердачном окошке – буква. К – кот, коза, кролик, кенгуру. С – слон, собака, сорока, снегирь. З – заяц, зебра, коза. Ц- цыпленок, цапля, курица, ж – жираф, ежик, жаба.

Садимся на коврик или подушку (на колени).

Перебираем пальчиками ("бежим")

 от коленочек до макушки 
Мышь полезла в первый раз 
Посмотреть, который час. 
Вдруг часы сказали: “Бом!”, 
Один хлопок над головой. 
Мышь скатилась кувырком. 
Руки "скатываются" на пол. 
Мышь полезла второй раз 
Посмотреть, который час. 
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” 
Два хлопка. 
Мышь скатилась кувырком. 
Мышь полезла в третий раз 
Посмотреть, который час. 
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” 
Три хлопка. 
Мышь скатилась кувырком. 

2 неделя

«Что будет?.»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

«Лисьи прятки» 

Цель: упражнять в употреблении предлога за.

Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.

Игра «Поймай слог»
Цель: – развитие слухового внимания и его быстроты.
Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: 
ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д. 

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,                 Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку,                 Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять

                                                       имитирующие движения.

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

3 неделя

«Придумай предложение со словами….»
Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем, развивать связную речь

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

«Назови слова»

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Ход: Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

4 неделя

 «Сплетем венок из предложений»

Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем, развивать связную речь

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

«Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох) .

Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,

Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого

МАРТ

1 неделя

«Составь предложение по теме «Весна»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Ход игры:

Запись графической схемы предложения.

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются.

Окном, за, тает, снег.

Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

Будь внимательным

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.                

 Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается, 

  Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!                                 

 Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

2 неделя

«Хорошо - плохо»

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь. 

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

«Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры:

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Секрет

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры: Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка — ножка, мошка — ложка, сушки — ушки, мушки — кружки, мишка — мышка, шишки — книжки, замок — замок, пили — пили, кружки — кружки, дорогой — дорогой.

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»

3 неделя

«Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры:

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

«Магазин посуды»

Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

Материал: Игрушечная или настоящая посуда.

Повтори правильно

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры: Воспитатель называет слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его.

«ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе

Соединять пальцы в «замок».

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями

4 неделя

«Закончи сам»

Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

«Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Повтори, как я

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры: Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

«ВЕСНА ПРИШЛА»

Снова солнце в небе улыбается,

Соединять пальцы правой руки с большим.

Снег растаял, ручейки звенят.

Соединять пальцы левой руки с большим.

И подснежник первый распускается,

Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.

С юга птицы с песнями летят.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Продавец и покупатель»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

Материал: Предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду.

Ход игры:        

На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.

«Два брата ИК и ИЩ».

Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Выдели слово

Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры:Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»).

ВЕСНА»

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.         (Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.       (Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,           (Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки      (Ладони сомкнуты “ковшом”).

Уже глядит цветок…         (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

2 неделя

«Опиши игрушку»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Материал: Игрушки животных.

Ход игры:

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

«Кто кем был?»

Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания

Доскажи слово

Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры:Воспитатель произносит фразу,  но не договаривает слог в   последнем   слове.    Дети   должны   закончить   это   

3 неделя

«Истории обычных вещей»

Цель: Учить составлять рассказ по картинке, расширить кругозор; развивать мышление, логику, связную речь.

«Что без чего?»

Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда.

Материал: Картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Какой звук есть во всех словах?

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук.

«Пробуждение природы»

После снежной пустоты

 (Развести руки в стороны ладонями вниз)

Распускаются цветы.

 (Кисть вверх, пальцы раскрыть)

Как давно не видел ты

 (То же самое другой рукой)

Этой хрупкой красоты!

(Дунуть на обе руки и распрямить пальцы, ладони вверх)

Стало солнце пригревать,

  (Рисуем в воздухе указательным пальцем круг)

И набухли почки. (Соединили ладони – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты)

Скоро выйдут из земли (не меняя положения поднимаем руки)

Первые цветочки.  (разводим пальцы в стороны)

4 неделя

«Забавные истории»

Цель: Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас.

«Один - много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.

Материал: Мяч.

В каких словах звук лишний, в каких пропущен?

Цель: Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать стихотворение «Невпопад» И. Токмаковой. Сначала читает все стихотворение целиком.

«Весна красна»

Иди, весна, иди, красна, («шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.  (загибают по одному пальчику с мизинца)

МАЙ

1 неделя

«Моя семья»

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам, Развивать внимание, мышление, связную речь.

«Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 

Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук

Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход игры. Педагог: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

А — У — О — У — А — А — О — У

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,              Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.           Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье            Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.           Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

«Четыре слова – уже рассказ»

Цель: Учить детей находить несоответствия  и объяснять свою точку зрения. Развивать мышление, логику, связную речь.

«Угадай, кому нужны эти вещи»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.

Материал: Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.

Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой

Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход игры Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

А – Э – У – Ы – Э – А – У – О – А – Э – Ы – Э

«День Победы»

Сегодня праздник всех отцов,                          (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                          (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                              (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                            (сжимают и разжимают пальцы)

«Кто интереснее придумает»
Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу. 
Оборудование. Флажки, значки. 

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков. 

«Чем можно?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям ответить на вопрос «Чем можно?»:

Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Ход игры Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, припевая гласный:

Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком

Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх

Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.

«Шкатулка со сказками»

Цель: развитие связной речи, фантазии, творческого мышления

Материал: различные фигурки животных, человечков.

Воспитатель предлагает детям достать фигурки из шкатулки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, предметы собирают вместе  и начинается   новая   история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

«Сравни предметы»

Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

Звуковая цепочка

Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч  не даст поставить точку.

Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игрыПедагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.

Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

«Утром пальчики проснулись» Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки),
Потянулись (напрягают, разводят пальцы)
И встряхнулись (встряхивают кисти),
Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия),
За работу принялись («закатывают рукава»),
Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки),
Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук),
Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах)
И весь день протанцевали (ручки «танцуют»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...

Индивидуальный план работы с воспитанником

В плане представлены игры по разитию речи, игры по развитию логического мышления, игры по формированию навыков самоконтроля....

Методические разработки к индивидуальному плану совместной образовательной деятельности (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, 2 УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

Методические разработки к индивидуальному плану совместной образовательной деятельности(ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, 2 УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы (Речевое развитие)

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы (Речевое развитие)...

План работы с воспитанниками, имеющими затруднения в развитии

План работы с воспитанниками, имеющими затруднения в развитии...