КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Обучение детей сравнениям в загадках и стихах. Словесные игры"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Геннадьевна Буданова

знакомство детей со сравнениями, как средством выразительной характеристики предмета, явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка–детский сад №51»

(МБДОУ ЦРР ДС №51)

КОНСПЕКТ

интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы

Подготовил:

воспитатель Буданова И.Г.

Цель: знакомство детей со сравнениями, как средством выразительной характеристики предмета, явления.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других объектов.
  • Понимать сравнения, встречающиеся в литературе и употребляемые педагогом.
  • Побуждать объяснять смысл данного сравнения.
  1. Развивающие:
  • Развивать творческое логическое мышление, воображение, память.
  • Развивать познавательные и исследовательские способности детей.
  • Развивать и обогащать словарь: освоение значения слов, сравнений, а также их уместное употребление в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение.
  1. Воспитывающие:
  • Воспитывать желание расширять кругозор детей
  • Воспитывать пытливость, любознательность, самостоятельность
  • Воспитывать у детей потребность в речевом общении, любви и интереса к художественному слову.

Материал и оборудование:

Иллюстрации с предметами и явлениями, книги

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, где сравнивались предметы и явления, д./игры, отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Ход:

  1. Сравнения в загадках

Послушайте загадку:

                                   Красная девица по небу ходит.

Про что эта загадка?  Почему так говориться? Не мужчина, не старушка? (Солнце сравнивается с красивой девушкой.)

Да, солнце сравнивается с красной девицей. Ведь в старину слово «красное» означало «красивое». Значит и солнце красивое.

Мы с вами тоже будем учиться сравнивать предметы. А где чаще всего встречаются сравнения? (в загадках). В них почти всегда «спрятанный» предмет сравнивается с чем-то другим, похожим.

Висит на ветке колобок, блестит его румяный бок (яблоко)

Фрукт похож на неваляшку, носит жёлтую рубашку.

Тишину в саду нарушив, с дерева упала … (груша)

Чёрный жемчуг на нитях висит, сквозь зелёные листья блестит.

Хорошо, когда часть лета пройдена, и в садах поспевает …(смородина)

Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат. (подсолнух и семена)

Он большой, как мяч футбольный. Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус! Что это за шар? (арбуз)

Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос (морковка)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (тоже морковка)

Наши поросятки выросли на грядке.

 К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (кабачки)

А теперь хочу проверить как вы запомнили, что на что похоже. Ну – ка скажите:

Яблоко -? (на колобок)

Груша -? (на неваляшку)

Смородина -? (на черный жемчуг)

Подсолнух -? (на солнышко)

Семечки -? (на галчат0

Арбуз -? (на футбольный мяч)

Морковка -? (на красный нос, а в другой загадке сравнивают с красной девицей)

Кабачки -? (на поросяток)

  1. Сравнения в стихах

Сравнения встречаются не только в загадках, часто их используют и в стихах.

Ведь хорошее сравнение помогает живо, образно, лучше представить предмет.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной,

Стоит над светлою поляной

(И. Бунин)

За окном ветерок веселиться: то подпрыгнет, то притаиться.

И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки

(В. Орлов)

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду

(С. Есенин)

Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит

(Н.А. Некрасов)

Под голубыми небесами, великолепными коврами блестя на солнце, снег лежит.

(А.С. Пушкин)

А она за мною мчится и кусает как волчица.

(К. Чуковский)

Высокий дом – многоэтажный. Как великан – большой и важный.

Приземистый и низкий домик в сравненье с великаном – гномик

Что с чем здесь сравнивается. Вам понравились эти строчки?

  1. Спрятанные сравнения. Переносной смысл слов.

А вот вам задания потруднее. Скажите мне почему так говорят. Найдите настоящее и ненастоящее.

  1. Золотые кольца. (Из настоящего золота, очень дорогого металла)
  2. Золотые руки (умелые, трудолюбивые руки – на вес золота. Сравнение по ценной значимости)
  3. Длинный язык. (Так говорят про того, кто стишком много говорит лишнего)
  4. Светлый день. (ясный, солнечный день)
  5. Светлая голова. (Так говорят про хорошо работающую голову)
  6. Летящая походка. (Красивая, легкая походка)
  7. Тяжёлая поступь. (Походка производящая впечатление усталости, грузности, медленным темпом.)

  1. Образные сравнения

Объясните мне пожалуйста, что означают эти сравнения:

  1. Мальчик, как медведь (неуклюжий, неловкий)
  2. Папа, как грозовая туча. (сердитый)
  3. Машина, как игрушка. (новая, чистая, очень маленькая, очень яркая)
  4. Воздух, как стеклянный. (прозрачный, чистый)
  5. Ноги, как ватные. (вялые, не упругие, плохо ходят)
  6. Трава, как ковёр. (нарядная, красивая, мягкая)
  7. Деревья, как богатыри. (могучие, крепкие, кряжистые)

  1. Физкультминутка

Очень часто можно услышать, как люди сравниваю себя с животными. Давайте поиграем в игру. Я начну, а вы продолжите про кого я сказала и изобразите это животное

Голоден как … (волк)

Труслив, как …(заяц)

Колючий, как …(ёжик)

Здоров, как … (бык)

Мокрый, как … (курица)

Изворотлив, как … (уж, змея)

Надут, как …(индюк)

Хитёр, как …(лиса)

  1. Чтение рассказа

Послушайте рассказ В. Сутеева. «Умелые руки»

Как ещё можно назвать этот рассказ? (Этот рассказ можно назвать «Золотые руки».)

Какое в рассказе сравнение заметили? (Перо блестит как серебро.)

  1. Итог занятия

Мы хорошо с вами сегодня потрудились, учились находить сравнения в загадках, стихах, в выражениях. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Празднование Нового Года в разных странах».

Мероприятие построено в виде беседы с детьми совместно с музыкальными видами деятельноси. В ходе деятельности используются  наглядные, словесные, практические методы, направленные на применение р...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Разноцветную планету».

Развивать навыки продуктивной  деятельности с различными материалами: бисером, тканью, фольгой, бумагой, поимками и др. Развивать умения работать по схеме, конструкторские навыки, возможность сам...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Звук и буква А»

Программное содержание:Образовательные: расширение представлений о звуке [а] и букве А. Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков.Закрепить знания о пространственных...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в цирк»

Мероприятие построено как увлекательная театрально-игровая деятельность: встреча с клоунами,  выполнение заданий с превращениями в цирковых артистов. Создать положительный настрой и интерес детей...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в формате квест-игры «В ГОСТЯХ У ФЕИ МУЗЫКИ» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ

Аннотация: занятие сконструировано в интересном для старших дошкольников формате приключенческой игры, в которой дети являются активными участниками сказочной истории с главным героем – феей Муз...