"Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказыванием и рассказом" (подготовительная группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Черняева Светлана Владимировна

Актуальность:

Эта тема для меня очень важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценногонавыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне, как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи - это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность свмим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимание развитию связной речи у детей.

 

Моя цель:

- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме;

- разработать перспективный план по изучемой проблеме на учебный год;

- изучить методические приёмы при обучении детей пересказу;

- разработать рекомендации для родителей;

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения, развивать интонационную выразительность речи

Цель для детей

- развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

- развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жини;

- учить соблюдать логику развития сюжета;

- совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;

- учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;

- учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения, развивать интонационную выразительность речи;

- учить составлять рассказ по картинке с последовательно развивающими событиями.

Время работы над темой: сентябрь, 2020 года - май, 2021 года

Источники самообразования: методическая литература; интернет ресурсы; обмен опытом на базе МБДОУ № 3; обмен опытом на МО логопедов.

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

Задачи

Формы и методы реализации

Сроки

1

Планирование работы на учебный год

- определение темы самообразования;

- разработка перспективного плана работы по изучаемой теме

Сентябрь

2

Изучение информации из различных источников по теме самообразования

- изучение методической литературы;

- обзор информации в интернете;

- ознакомление с инновационными методиками по теме;

- изучение психолого – педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.

В течении года

3

Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников

- диагностирование связной речи детей подготовительной группы

Октябрь

4

Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия

- внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников;

- совершенствование методов коррекционно – развивающего логопедического процесса

В течении года

5

Обобщение педагогического опыта по теме

- изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме;

- оформление папок – передвижек для консультирования родителей;

- консультирование педагогов ДОУ по теме, публикации на сайте

В течении года

Изучение методической литературы.

Вопросы для изучения

Сроки

Литература

Формы отчетности

1

Программные требования к развитию связной речи дошкольников

Август

Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищева, 2009г

Консультирование воспитателей

2

Методика формирования связной монологической речи дошкольников

Сентябрь

Развитие речи в детском саду (подготовительная группа) В. В. Гербова, 2016 г;

Методика формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР. Учебное пособие по спецкурсу – М.: Альфа, 1996 г.

Логопедия, Н. С. Жукова

Консультирование воспитателей

3

Лингвистические аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками

Октябрь

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: Просвещение, 1964 г

Консультирование родителей

4

Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками

Ноябрь

Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет сада – 2 изд. испр. доп. – М.: Просвещение, 1982;

Колодяжная Т. П.; Маркарян И. А.  Речевое развитие детей дошкольного возраста – М. УЦ Перспектива, 2009

Консультирование воспитателей

5

Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками

Декабрь - Январь

Лебедева Л. В. Обучение дошкольников пересказу; М., 2015 г

Изучение интернет ресурсов

Оформление папки «Дополнительный материал»

6

Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования.

Февраль - Март

Смышляева Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР дошкольников;

Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР;

Оформление папки «Метод наглядного моделирования»

7

Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников

Апрель - Май

Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования;

Обследование речи у детей. Под редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной

Оформление папки «Обследование состояния устной речи дошкольников»

Работа с детьми

Сроки

Содержание деятельности

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме: дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов: «Отчего у лисы длинный хвост» (по Н. Сладкову)

«Осень» (по И. Соколову - Микитову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приёмам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

Обучение детей приёмам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому)

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам. Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнить и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Март

Работа над развитием речи с использованием интеллектуальных карт. Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бьянки), «Домашний воробей» (по М. Богданову). Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Работа по лэмбуку «Весна - красна»

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Показ открытого занятия «Путешествие в страну книг»

Май

Работа по лэмбуку «В гостях у сказки». Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарём; учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительсту. Конкурс чтецов.

Работа с родителями

Сроки

Содержание деятельности

Сентябрь

Подбор и изучение литературы;  составление библиографии.

Октябрь

Консультация «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»

Ноябрь

Рекомендации «Обучение дошкольника пересказу». Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Декабрь

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющие на развитие речи детей)

Январь

Работа с загадками. Составление книжек – малышек с загадками. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группе.

Февраль

Рекомендации: играть в дидактические, подвижные, музыкально – хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы.

Март

Консультация: «Интеллект – карта как средство  развития связной речи у дошкольников»

Апрель

Беседа «Связная речь».

Май

Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребёнка к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин

Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....

План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...