Дети Севера
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

. 1. Продолжать учить детей самостоятельно составлять связный текст из 4 – 5 предложений, не повторяя содержание рассказов товарищей.

2. Дать знания о природе тундры.

3. Познакомить с жизнью детей северного края.

4. Воспитывать уважение к людям других народностей.

5. Расширять словарный запас детей (нарты, северное сияние, чум).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети Севера21.81 КБ
Файл deti_severa2.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное           учреждение      «Гимназия им. Н. В. Пушкова» Дошкольное отделение №2

Образовательные области «Познавательное развитие, Социально – коммуникативное»

Конспект непосредственно организованной деятельности рассказывание по картине           на тему: «Дети Севера»

(подготовительная группа)

                                                                                                     

       Подготовила воспитатель                                                                                                                                                                                                                            Кувикова Ирина Алексеевна      

Москва г. о. Троицк

2019

Тема. Составление рассказа по картине «Дети Севера».

Цель. Обеспечить интегрированный подход при рассматривании картины и составлении рассказа по ней.

Задачи. 1. Продолжать учить детей самостоятельно составлять связный текст из 4 – 5 предложений, не повторяя содержание рассказов товарищей.

2. Дать знания о природе тундры.

3. Познакомить с жизнью детей северного края.

4. Воспитывать уважение к людям других народностей.

5. Расширять словарный запас детей (нарты, северное сияние, чум).

Материал. Картина «Дети Севера», презентация с изображением оленя, жилища жителей Севера, людей северных народностей.

Предварительная работа. Беседа о природных зонах, рассматривание их на карте и глобусе, игры мелкими животными на макете «Север».

Ход занятия.

Вводная часть

Дети стоят на ковре, сделав круг, друг другу они передают через рукопожатие хорошее настроение, закрыв глаза.

Сели за столы

Основная часть

На экране картина «Дети Севера»

Ребята, посмотрите картину и скажите кто изображён на ней? Какой край нарисовал художник? (Север.) Слайд 2

-Почему вы так решили? (Олени, снег и т. д.)

-Правильно, это север, тундра. Покажите на глобусе, где находится тундра? (Показ детьми.)

-Что видите на переднем плане картины? (Оленья упряжка.)

Что вы знаете об оленях? (Ответы детей.)

-Давным-давно люди приручили диких оленей. Круглый год олени находятся под открытым небом. Они сами добывают себе корм. Слайд 3

-Чем питаются олени? (Мхами и лишайниками.)

-Лишайники – основное питание для оленей. У оленя широкие копыта, изогнутые, как совок. Ими удобно раскапывать снег в поисках пищи.

-Какой мех у оленя? (Серый, длинный, тёплый.)

-Какие рога у оленей? (Ветвистые, гладкие, сильные.)

-Олени сбрасывают рога. Как люди их используют? (Для украшения, в качестве вешалок, в приготовлении лекарств.)

-Посмотрите, как бегут олени? (Быстро, красиво, легко.)

-Подберите к слову «бегут» слова, близкие по смыслу. (Бегут – мчатся, несутся, летят.)

-Как олени помогают людям? (Люди используют мех для пошива одежды, обуви, рукавиц. Оленей используют для перевозки грузов и людей.)

-Посмотрите на картину и скажите: кого везут олени? (Детей, мужчину.) Слайд 4

-Как называют сани, на которых сидят люди? (Нарты – словарная работа)

-Какое время суток изображено на картине? (Утро.)

-Почему так решили? (Ещё не совсем рассвело, дети едут в школу.)

-Почему думаете, что дети едут в школу? (Дети с рюкзаками.)

-Где находится школа? (В другом посёлке.)

-По утрам детям приходится ездить в школу, т. к. на севере школы находятся не в каждом посёлке, а только в более крупном.

-Какое настроение у детей? Почему?

-Люди каких народностей проживают на севере? (Ненцы, якуты, эскимосы, чукчи.)

- Посмотрите картинки с изображением людей этих народностей. Слайды 5, 6, 7

-Чем похожи эти люди друг на друга? (Цветом волос, одеждой, разрезом глаз.)

-Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являют глаза — черные и узкие. Чукотская пословица гласит: «Наш врожденный прищур — от снежной белизны и бурь». Как вы это понимаете?

- Люди живут в условиях, где очень долго лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.

-Что интересного вы заметили в одежде жителей Севера? (Одежда тёплая, сшита из меха, свободная, нет отличия мужской одежды от женской.)

-Почему такая одежда? (Очень холодно, короткое лето, продолжительная зима.)

-Посмотрите на картину: какая растительность произрастает? (Низкорослые деревья, кустарники, мхи, лишайники.) Слайд 8

-Как думаете, почему на севере не растут большие деревья?

-Что изображено на заднем плане картины? (Жилища жителей Севера.)

-Как называется жилище? (Чум. Он из шкур животных. Внутри можно развести огонь.) Слайд 9,10

Физминутка: «У Оленя дом большой».

У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома.)

Он сидит, глядит в окно. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте.)

В дверь к нему стучит («Тук-тук, дверь открой, Топот ногами, руки на поясе. Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.)

Там в лесу охотник злой». (Большими пальцами показываем назад.)

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай». (Зазывание движения рукой. Протягиваем руки с открытой ладонью)

-Что за красивое зрелище бывает на Севере на небе? (Северное сияние.) Слайд 11

-Такое сияние можно наблюдать только на севере.

Скороговорка. Северное сияние бывает на севере. (Медленно, шёпотом, быстро.)

-Посмотрите на картину. Что можете сказать о снеге? (Много, большой снежный покров, снежные просторы и т. д.) Слайд 12

-Суров климат севера. Ещё в сентябре земля промерзает насквозь и покрывается снегом. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь.

-Как назовём картину?

-Составьте и расскажите небольшой рассказ про детей на картине «Дети Севера». Старайтесь, чтобы рассказы не были похожи на рассказы ваших товарищей. (выслушивается 3 рассказа)

Гимнастика для глаз

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

Снова вы на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И разминку завершайте.

Игра с кубиком (воспитатель бросает кубик, на котором гласные буквы, какая буква выпадет, на тот звук дети по очереди говорят слова)

Итог. Мы сегодня поговорили о Севере, тундре, составляли рассказы. Я думаю, если вы увидите фотографии, иллюстрации с природными зонами, то сразу определите, где Север.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_

Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Рассказывание по картине «Дети Севера».

Занятие учит детей составлять рассказ по картине, используя полученные раннее знания и представления; развивает умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; за...

Конспект НОД по речевому развитию "Дети севера" в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию "Дети севера" в подготовительной группе...

НОД Рассказывание по картинке «Дети Севера»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе в детском саду.Направление: познавательно – речевое.Основная образовательная область: коммуника...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Дети Севера - наши друзья!»

Материал предназначен для воспитателей детских садов. В ходе занятия у детей сформируются представления о своей Родине - России, ребята познакомятся с многонациональной культурой народов Севера России...

Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Рассказывание по картине «Дети Севера» для детей 6-7 лет.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....