конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ООД развития по развитию речи в старшей группе на тему "Мы знаем и любим природу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_znaem_i_lyubim_prirodu.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  зимние явления и описание жизни животных и птиц зимой.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о зиме, о приметах зимы; расширять знание детей о зимующих птицах, о диких животных и способах их выживания в зимнее время года.

Развивающие: Развивать познавательные интересы и словесно-логическое мышление у детей, способствовать формированию грамматического строя речи, связному и чистому высказыванию; формировать навыки речевого общения, совершенствовать навыки работы с карандашом.

Воспитательные: Формировать у детей экологическую культуру, знакомить с правилами поведения на природе зимой; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Задачи интегрированных образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»

Формировать представление о целостной картине мира. Расширять представления о зиме, лесных обитателях. Развивать интерес к явлениям в природе, учить видеть красоту природы.

ОО «Речевое развитие»

Развивать активную речь детей. Обогащать и расширять словарь детей. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных (волчий, заячий, лисий, беличий) на иллюстративном раздаточном материале. Обогащать и активизировать словарь в подборе прилагательных к существительному (лес – холодный, зимний, снежный, волшебный, заколдованный, неподвижный), закреплять умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительного. Развивать литературную речь и дикцию детей. Воспитание чуткости к художественному слову.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Развивать умение лепить с натуры; закреплять умение передавать в лепке выразительность образа совы; побуждать к использованию дополнительного материала – шишки; закрепление привычки тщательно мыть руки по окончании лепки. Развивать слуховое восприятие.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Приобщать  детей к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Способствовать развитию мышления, памяти и внимания.

ОО «Физическое развитие»

Способствовать развитию физических качеств детей: ловкость, быстрота,  координация движений, совершенствовать общую и мелкую моторику. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через выполнение физкультурных минуток.

Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные.

Словарная работа: лесник, лисий, заячий, волчий, беличий.

Оборудование и материалы: картина «Зимний лес», конверты с заданиями (раздаточный материал), цветные карандаши красного и синего цвета, карточки с изображением диких животных и их хвостов (демонстрационный материал),  шишки, пластилин.

Ход ООД

Организационный момент. (Звучит негромкая музыка, дети входят в группу).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

В этот момент включается  звуковое сопровождение вьюги.

Воспитатель: Ребята, что это за звук?

Дети: Это звуки метели и вьюги.

 (Входит ребенок с другой группы в маске белки с письмом).

Воспитатель: Кто к нам пришел?

Белка: Это я, белка. Я принесла вам письмо от лесника.

Воспитатель: Ой, ребята,  - хотите узнать, что там написано?

(Воспитатель читает письмо).

«Дорогие ребята! В лесу произошла беда! Злая Вьюга заколдовала всех лесных зверей! Помогите им, пожалуйста. Если вы выполните все задания, звери снова оживут».

Лесник.

Воспитатель: А вы знаете, кто такой лесник?

Дети: Да, лесник, это человек, который следит за порядком в лесу: следит, чтобы люди не жгли костры, не рубили деревья, не охотились без разрешения на лесных обитателей. А еще лесник зимой подкармливает диких зверей и птиц.

Воспитатель: Поможем лесным жителям?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда нам нужно отправляться в лес. А как мы должны вести себя в лесу?

Дети: Мы не должны шуметь, чтобы не напугать лесных жителей.

Воспитатель: Правильно! Закройте глаза, а сама вьюга нас перенесет в лес, на лесную поляну.

Звучит аудиозапись вьюги.

Воспитатель: Ребята, садитесь за столы.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

(И.Суриков)

Воспитатель: А в какой лес мы с вами попали? Опишите его!

Дети: Заколдованный, красивый, снежный, холодный, зимний, волшебный, неподвижный).

Воспитатель: А какое в лесу небо?

Дети: Светло-голубое.

Воспитатель: Какие деревья?

Дети: Покрыты инеем.

Воспитатель: Какого цвета снег в лесу?

Дети: Белый.

Воспитатель: А вот и первое задание! Нам нужно отгадать загадки о животных. Если мы с вами ответим правильно, животные появятся в нашем лесу! Только договоримся, будем слушать загадки до конца!

 1. На овчарку он похож.

 Что ни зуб – то острый нож!

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.                (Волк)

Воспитатель:  А где живет волк? Как называется его жилище? (Логово).

 2. Не барашек и не кот

 Носит шубку целый год.

 Шубка серая для лета,

 А зимой другого цвета.         (Заяц)

Воспитатель: А какого же цвета шубка зайца зимой? А где заяц зимует? Где он живет? Чем питается?

Дети: Заяц живет под кустом, шубка у зайца зимой становится белого цвета, а питается он корой деревьев.

3. Посмотрите-ка, какая –

 Вся горит, как золотая.

 Ходит в шубке дорогой,

 Хвост пушистый и большой.                 (Лиса)

Воспитатель: А где живет лиса? Как  называется ее жилище? (Нора).

 4. С ветки на ветку,

 Быстро, как мяч,

 Скачет по лесу рыжий циркач.

 Вот на лету он шишку сорвал,

 Прыгнул на ствол

 И в дупло убежал.         (Белка)

Воспитатель: А чем питаются белки зимой?

Дети: Белки делают запасы на зиму, этим и питаются.

5. Снегов копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.    (Лось)

Воспитатель: А чем лось питается?

Дети: Ветками, корой, побегами, листьями и хвоей деревьев.

Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите и правда, животные заколдованные! Поможем их расколдовать. Выполним следующее задание.

Возьмите конверты с цифрой 1 , посмотрите, кто здесь изображен?

Дети: Лесные звери, дикие животные!

Воспитатель: А каких диких животных мы не увидим в зимнем лесу?

Дети: Ежа и медведя.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что они спят.

Воспитатель: Возьмите синий карандаш и обведите тех животных, которых мы не увидим в зимнем лесу. (Дети выполняют задание).

 - Какие животные сменили свои шубки зимой?

Дети: Заяц, белка.

Воспитатель: А как изменился их внешний вид?

Дети: Заяц поменял шубку с серой на белую.  Шубка у белки стала очень мягкая и пушистая, а цвет серый.

Воспитатель: Обведите этих животных красным карандашом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Посмотрите на дерево, на него прилетело много птиц. Давайте их назовем и скажем про них так: « На дереве сидело много, например, синиц».

Дети: Это снегирь. На дереве сидело много снегирей.

Это дятел. На дереве сидело много дятлов.

Это сорока. На дереве сидело много сорок.

Это ласточка. На дереве сидело много ласточек.

Воспитатель: Ребята, злая вьюга и здесь успела все напутать. Какие птицы остаются у нас зимой?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А какие птицы улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Среди наших зимующих птиц оказалась одна перелетная. Давайте ее найдем.

Дети: Это ласточка.

Воспитатель:  Правильно, ребята.

Физкультминутка

Воспитатель: Наша прогулка по зимнему лесу продолжается, встаньте в круг и повторяйте за мной:

Щиплет уши, щиплет нос,                 (Трогают уши и нос)

Лезет в валенки мороз.                         (Имитируют мороз)

Мы мороза не боимся,                         (Грозят пальчиком)

Продолжаем, веселимся.                 (Активно шевелят руками)

По сугробам мы шагаем                 (Высоко поднимают ноги) 

Выше ноги поднимаем.

Справа – хлоп и слева – хлоп.                 (Хлопки руками)

Посмотрите тут сугроб!

Под ним, наверно,  что-то лежит?

Воспитатель: Ребята! Злая Вьюга перепутала хвосты у зверей! Мы должны правильно найти, где, чей хвост! Садитесь за столы. Возьмите конверт с цифрой два и каждому хвосту найдите хозяина.

(На столах у детей конверты с цифрой 2 с изображением животных без хвоста и карточки с изображением хвостов. Дети подбирают карточки и комментируют свои ответы).

Воспитатель: У лисы чей хвост?

У лисы - Лисий хвост

У волка - Волчий хвост

У зайца - Заячий хвост

У белки - Беличий хвост.

(Во время правильного ответа, на доске вывешиваются картинки животные).

Белка: Спасибо вам, ребятки! Вы справились со всеми заданиями Вьюги и она нас расколдовала. Теперь мы можем двигаться!

Я набрала еловых шишек

Для сестрёнок и братишек!

Вам я шишек тоже дам,

Вкусных много в них семян.

А мне пора, меня ждут детишки. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Белочка! Спасибо, тебе! Ребята, Белочка сказала, что ее ждут детишки, кто знает, как их зовут?

Дети: Бельчата.

Воспитатель: Правильно. А теперь пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза.

(Звучит аудиозапись вьюги)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой чудесный подарок  принесла нам белочка. Давайте мы из шишек слепим с вами еще одного лесного жителя, которого мы сегодня не встретили в лесу. Вы узнаете, о ком я говорю, если отгадаете загадку:

 Днем спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает.

В темноте горят глаза –

Всем мышам она гроза. (Сова)

 - А что вы можете рассказать о сове. Какая она?

Дети: У совы большие глаза, нос крючком, есть уши.

Воспитатель: Мы будем лепить сову, а туловищем и головой нам послужит шишка. Я уже подготовила одну сову. Посмотрите на нее. Теперь вы вылепите для нее детишек. Как они будут называться?

Дети: Совята.

Воспитатель: Итак, приступаем к работе.

Рефлексия.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие в зимний лес? Что понравилось больше всего? Что показалось самым трудным? Каким лесным животным вы сегодня помогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...