Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук [с]"
план-конспект занятия по развитию речи

Ягудина Лейсан Наилевна

Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie._zvuk_s.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Конспект ООД  

по образовательной области

«Речевое развитие»

 Тема: «Звуковая культура речи звук [С]»

(средняя группа)

 

                                                                                                                                                                                                Подготовила воспитатель:                                                                                                                                                                                             Ягудина Лейсан Наилевна

Когалым 2020г.

Тема: «Звуковая культура речи звук [С]»

Цель: закрепление правильного  произношения звука [С].

Задачи:

Образовательные:

упражнять детей в правильном произношении звука [С] в словах и во фразовой речи.

Развивающие:

 развивать речевой слух,  моторику артикуляционного аппарата;

фонематический слух детей: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук [С].

Воспитательные:

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

Активизация словаря: 

ввести в активный словарь детей слово  «мышкует».

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Методы и приемы:

Наглядные:

предметные картинки, карточки со звуком [с], оформление группы, домик с язычком, мультимедийная презентация.

Словесные:

беседа, поощрение, заучивание скороговорки, ответы на вопросы, описание игрушки, педагогическая оценка.

Практические:

 дидактические игры, пальчиковая игра.

Материалы: 

 Атрибуты - руль, кепка для водителя, картинки с изображением животных, язычка и зимнего леса, карточки,  макет домика, игрушка лиса, зеркала, деревья,  мультимедийная презентация, аудиозапись «Музыка волшебства», «Спущение колеса».

Предварительная работа:

развитие моторики артикуляционного аппарата; отгадывание загадок; разучивание пальчиковой игры, чистоговорки; рассматривание картинок, направленных  на обогащение словарного запаса.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: 

Колокольчик  мой, дружок,

Собери друзей в кружок.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: 

Ребята,  как нас много сегодня! Когда мы вместе и нас много  мы можем все. Согласны? Учитель-логопед:

Ребята, я к вам пришла за помощью. Приключилась беда с язычком. На него напала старуха Лень. Язычок живет в волшебном лесу, в своем домике. Он спит   и не хочет просыпаться. Я не могу отправиться в лес, вы не могли бы помочь?

Ответы детей.

Воспитатель:

Поможем?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, как мы попадем в волшебный лес? На чем можно поехать?

Ответы детей.

Воспитатель:  Подводит детей к тому, что их много и отправятся  они в лес на автобусе.

Вы не против?

Ответы детей.

Воспитатель: 

 Но  автобус у нас сегодня не простой, а волшебный. Кто будет шофером?  А теперь все встаем парами. Вы готовы? Закрываем глаза. (дети встают по парам, включается музыка «звук спущенного колеса»)

Воспитатель: 

Ребята, вы слышали это? Что за звук?  (ответы детей) Да, ребята, вы правы, колеса то спустились, а мы можем ехать на автобусе со спущенными колесами? (ответы детей)  Так давайте возьмем насос и накачаем их.

Дети повторяют с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.

Воспитатель:

(Имя ребенка), а мне кажется ты свое колесо еще не накачал. Ну-ка еще раз подкачай  его.

(Имя ребенка), тоже накачай. Крепкие у нас колеса? Давайте еще раз попробуем. Я сяду вместе с водителем. Глаза закрываем. (музыка волшебства)

Автобус, вези нас в волшебный лес!

Основная часть.

Воспитатель:

Вот мы и оказались в волшебном лесу. Смотрите какой красивый зимний лес!

(изображение зимнего леса).

 А вот и домик нашего язычка! Но как видите, язычок спит.

Попробуем  разбудить его? (ответы детей)

Занимайте  места с зеркалами. Все выполняем упражнения,  может быть и проснется язычок.

1.Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка».

 Проснулся язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил он зубки помыть. Включил воду. А как течет вода из крана? (ответы детей) С-с-с-с-с-с-с.

Воспитатель: 

Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.»

Можем ощутить ладошкой теплый воздух.

Давайте споем песенку воды все вместе, дружно.  

А теперь … повторяет песенку воды.

Давайте послушаем как получается у ….

А теперь все вместе тихо. Теперь громко. Молодцы!

Язычок сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркало и сказали: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

Ребята, пойдемте  и заглянем в домик, не проснулся ли язычок?

Помогла ли гимнастика?

 Смотрите какой сильный звук[с], язычка разбудил! Какие вы молодцы!

Воспитатель:

Ребята, язычок мне говорит, что очень боится старушки Лени.

 Чтоб больше она не напала, надо задание выполнить.

Язычок  хотел украсить свой дом картинками со звуком [с].

Но не знает в каких словах он есть.

Поможем язычку найти? (ответы детей) 

 Я буду показывать картинки, если в этом слове вы услышите звук [с], то хлопните в ладоши. Если нет в этом слове звука[с], то потопайте.  

Воспитатель: Молодцы! Вот, язычок, ребята подобрали тебе картинки. (Язычок благодарит).

Воспитатель:

 Какие мы молодцы - лень прогнали, язычка разбудили, просьбу выполнили.  Нам пора возвращаться.  

Пока автобус не приехал за нами, мы можем погулять по зимнему лесу.

Воспитатель:

 Ребята, посмотрите за деревом кто-то есть. (ответы детей). Да, это лиса. Какая она?  (ответы детей)

Воспитатель:

 Ребята, а вы знаете чем питается лиса зимой? (ответы детей)  У нее острый нюх, она ловит мышей. Поэтому говорят мышкует. Это значит , что ловит мышей, охотится за мышами. Давайте все вместе повторим «мышкует».

 А теперь только девочки,  мальчики.  …, что лиса делает? (мышкует)   …, повтори. Умнички!

 Чтоб вы запомнили новое для вас слово, предлагаю посмотреть на экран. (видео как лиса ловит мышей).   Значит что делает лиса? (ответы детей)

Ребята, в волшебном лесу и лисы поют. Вы слышите? (видео чистоговорка)

 Воспитатель: 

Давайте порадуем лису и проговорим чистоговорку.

Са-са-са это хитрая лиса.

Су-су-су и живет она в лесу

Сы-сы-сы много дела у лисы

Со-со-со лиса крутит колесо.

Воспитатель:

 Молодцы, ребята, лисе очень понравилось как вы проговорили чистоговорку.

Лиса хитрая, еще хочет поиграть с вами.

Подойдите к столу. Тут лежат карточки. Вам нужно  находить слова со звуком [с] и слова без звука [с].

Вы справились, молодцы!

Воспитатель: Долго мы были в лесу. Автобус уже подъехал, нужно прощаться с язычком и лисой, пора  вернуться в детский сад.(прощаются)

Воспитатель: 

А сейчас занимаем места в автобусе.(включается музыка волшебства) Автобус, вези нас в сад!

 Чтоб не было скучно в дороге, давайте вспомним пальчиковую игру «Рукавички».

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы:

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

А маленькие рукавички

Для Наташеньки - лисички.

В рукавичках да-да-да!

Не замерзнем никогда!

Рефлексия.  

Воспитатель:

Вот мы и в саду. Какое  дело  все вместе мы с вами сделали?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Ребята, все получилось, язычок проснулся. Расскажите мне, где вы были? Кого встретили? Как разбудили язычка? Что нового узнали? (ответы детей) Какие вы молодцы! Вы справились с заданием, горжусь вами. В подарок вам принесла очень интересные книжки со сказками. Чтобы вы читали в группе, занимались, пересказывали их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Конспект образовательной деятельности в областях "Речевое и художественно-эстетическое развитие" Звуковая культура речи. Звук "Ц". для детей 4-5 лет " Цыплята в гостях у бельчат"

Занятие разработано и проведено для педагогов образовательного комплекса в рамках обмена опытом в области речевое развитие....

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]".

Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение изменять темп реч...

Конспект по речевому развитию: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ЗВУК Ц»

Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить, как процесс общения посредством языка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от дос...