Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи (НОДА + УУО)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Андреева Оксана Николаевна

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие (соотнесение различных иллюстраций и муляжа одного и того же объекта);
  • продолжать учить называть местоимение «я»;
  • уточнять понятия «один» - «много»;
  • формирование графо-моторных навыков;
  • формировать координацию речи с движением;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • упражнять в составлении зрительно-ритмического ряда 1/1, основанного на понятиях «большой» - «маленький»;
  • учить оречевлять собственные действия;
  • учить проговаривать и выполнять действия по сюжету стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_noda_uuo.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование словаря по теме «Насекомые»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интегрированные области: «Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Образовательные задачи:

  • упражнять в понимании частицы «не»;
  • упражнять в выполнении двуступенчатой инструкции;
  • упражнять в произнесении предлога «У» с местоимениями (у тебя, у меня);
  • учить дифференцировать неречевые звуки (контрастные шумы насекомых);
  • учить различать слова-квазиомонимы (картинка, корзинка);
  • развивать произносительные навыки;
  • актуализация атрибутивного словаря (большой, маленький);
  • учить согласовывать существительные с числительными 1, 2, 3.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие (соотнесение различных иллюстраций и муляжа одного и того же объекта);
  • продолжать учить называть местоимение «я»;
  • уточнять понятия «один» - «много»;
  • формирование графо-моторных навыков;
  • формировать координацию речи с движением;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • упражнять в составлении зрительно-ритмического ряда 1/1, основанного на понятиях «большой» - «маленький»;
  • учить оречевлять собственные действия;
  • учить проговаривать и выполнять действия по сюжету стихотворения.

Воспитательные задачи:

  • формировать самостоятельность, инициативность, ответственность за выполняемое задание.

Оборудование:

карточка-приветствие, цветные ортопедические коврики, различные изображения птицы, дидактическое пособие «Слушать интересно» автор О. Сухова, дополнительный комплект предметных иллюстраций насекомых, корзинка, муляжи насекомых, мешочек, большие и маленькие цветочки, фломастеры для работы по ламинированным поверхностям, ламинированные листы для графических заданий.

Ход занятия:

  1. Приветствие (по выбору ребенка. см.карточки)

Ребенок, указывая на картинку, или называя действие сам выбирает способ приветствия (за руку; улыбнуться друг другу; покружиться, взявшись за руки; обняться).

2. Входной ритуал "Дорожка".

Перед ребенком на полу ортопедические коврики. С правой и с левой стороны от коврика находятся по 1 предметной иллюстрации. Ребенок с корзинкой в руках, переступая с коврика на коврик, выполняет инструкцию.

- "Положи в корзинку НЕ птицу" (иллюстрации насекомых и вариации изображения птицы: черно-белая, цветная, силуэт).

- Покажи язычком, с какой стороны НЕ птица (аналог артикуляционного упражнения «маятник»).

3. Игра за столом «Кто в корзинке?» отраженное повторение названий насекомых и прослушивание их звучания (ребенок достает одну иллюстрацию из корзинки и слушает звук насекомого «Слушать интересно» звуки насекомых) и т.д.

- Это шмель. Повтори. (шмель)

- У кого в корзине шмель? (у меня)

- Покажи где картинка, а где корзинка.

- Слушай как шумит шмель.

 Аналогичная работа проводится с другими иллюстрациями (муха, комар, стрекоза, кузнечик).

4. «Слушать интересно» даем ребенку послушать звук этого насекомого (шмель, комар, муха и т.д.). Выборка из 2-х, 3-х, 4-х с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

- Покажи, кто так шумит

- Назови, кто это. (муха, шмель, комар, кузнечик).

Если ребенок указывает на изображение насекомого правильно и произносит название, то педагог вручает иллюстрацию одноименного насекомого.

- Правильно, это муха. Возьми.

- У кого сейчас муха? (у тебя)

- …, найди где тоже муха (шмель, комар и др.).

Ребенок соотносит различные иллюстрации одного и того же насекомого (аналог игры «Найди такой же»).

5. Игра на ковре. Координация речи с движениями, развитие подражательной и произносительной возможности ребенка «Села мошка на ладошку» (Е. Железнова)

Села мошка на ладошку

Посиди еще немножко

Посиди не улетай. (выполнение круговых движение по ладошке мошкой)

Улетела – «Ай!» (спрятать мошку за спину).

Стимулировать ребенка к эмоциональному, выразительному произнесению междометия «Ай!».

-…, смотри. У тебя за спиной стоит коробка

- …, возьми коробку и достань мешочек.

6. Игра за столом «Волшебный мешочек» ребенок достает из мешочка по одному муляжу насекомого и соотносит их с иллюстрациями.

- …, кого ты нашла в мешочке (муху)

- На ладошке одна (муха), а на столе сколько … (мух)? (много)

Аналогичная работа проводится с другими муляжами.

7. «Посчитай» согласование имен существительных с числительными

- Посчитай шмелей (три шмеля, три комара и т.д.). Аналогичная работа проводится со всеми муляжами.

- Положи цветы для шмеля, как я.

8. Зрительно-ритмический ряд «Цветочки для шмеля» 1/1 большой-маленький

- Назови цветы (большой цветок, маленький цветок).

9. «Паутинки у паучков» (работа с пунктирными линиями фломастером соответствующего цвета, например, зеленый паук – зеленый фломастер и т.д.)

- Посмотри. Это пауки.

- У пауков паутинки.

- У кого паутинки? (у пауков)

- Нарисуй паутинки.

- У кого зеленый фломастер? (у меня)

- Кто рисует? (Я рисую)

Итог:

- Кто сегодня считал насекомых? (я)

- Кто сегодня слушал звуки насекомых? (я) и т.д.

- Кто с тобой сегодня играл? (Оксана)

11. Ритуал выхода

Вместе хлопнем мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп!

Вместе топнем мы ногой – топ, топ, топ!

Всё во что мы здесь играли,

Мы запомнили с тобой (руки на виски, покачать головой)

До свиданья! До свиданья!

Мы прощаемся с тобой. (машем друг другу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на тему: “Все профессии хороши, все профессии нужны” .

Конспект логопедического занятия с  детьми старшего дошкольного возраста с  фонетическим недоразвитием речи на тему:“Все профессии хороши, все профессии нужны” ....