НОД «Буратино в гостях у ребят» (ОО «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи») в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колесник Евгения Валентиновна

Конспект НОД "Буратино в гостях у ребят" (ОО "Речевое развитие", Раздел "Развитие речи") в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ОО  «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

в старшей группе

Тема: «Буратино в гостях у ребят»

     Воспитатель: Колесник Е.В.

Пояснительная записка

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов.

Проблема развития речи является одной из актуальных, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  Определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Цель НОД: Развитие у детей компонентов устной речи, практическое овладение детьми нормами речи.

Представленный конспект НОД по речевому развитию  является авторской разработкой. Разработан на основе рабочей программы старшей группы, разработанной на основе образовательной программы МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной основной образовательной программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. НОД построена в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

- Принцип непрерывности (НОД построена на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей)

- Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

- Принцип психологической комфортности

В ходе подготовки НОД проводилась предварительная работа с детьми.

Цель и задачи в НОД  решаются  через систему специально подобранных методов (словесных, наглядных, практических, игровых) и приемов. В ходе НОД используется новая технология речевого развития – метод «Синквейн», открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико - грамматической стороны речи, способствует обогащению и активизации словаря существительными, прилагательными и глаголами. Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов. Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему - либо. Инновационность данной технологии – это создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Таким образом, метод «Синквейн» носит характер комплексного воздействия, он не только развивает речь, но способствует

развитию памяти, внимания, мышления. Кроме того он имеет игровую направленность.

Цель: Развитие у детей компонентов устной речи, практическое овладение детьми нормами речи (Формирование словаря, грамматического строя речи, развитие связной речи)

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие (Развитие речи, Приобщение к художественной литературе)

Познавательное развитие (Окружающий мир)

Задачи:

Образовательные задачи:

Формирование словаря:

- активизация существительных, обозначающих предметы одежды;

- активизация прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов;

- закреплять обобщающие слова (одежда, обувь, головной убор, сказочный герой)

- упражнять употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи:

- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

- упражнять в умении согласовывать существительные с числительными;

- упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- упражнять в умении составлять простые и сложные предложения;

- упражнять в образовании сложных прилагательных (красно-белый, длинноносый, голубоглазый)

Связная речь:

- упражнять в умении правильно задавать вопрос; правильно строить ответ.

- упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану-схеме;

Упражнять в самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. 

Упражнять в умении высказывать собственное отношение к чему- либо,

Закреплять представления о характерных частях тела диких животных

Развивающие  задачи:

- развивать диалогическую форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- активизировать и развивать мыслительную деятельность;

- развивать умение отвечать полным ответом;

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение;

- развивать дыхательную систему

Воспитательные задачи:

- воспитывать нормы поведения на занятии: слушать воспитателя,  не отвлекаться, быть внимательными;

- воспитывать активность и самостоятельность при выполнении  заданий;

- воспитывать  доброжелательность

Формы организации детей: подгрупповая

Количество детей: 12 детей

Материал:

Демонстрационный:

- игрушка – персонаж «Буратино»,

- запись голоса Буратино (на телефоне),

- коробка, бумажные снежинки,  

- мультимедийная презентация (7 слайдов)

- алгоритм - модель для составления  «Синквейна»

- план-схема для составления описательного рассказа

Раздаточный:

- картинки-загадки с изображением частей тела животных,

- иллюстрации для раскрашивания на тему «Буратино»

- картинки с изображением золотого ключика двух размеров

Предварительная работа: 

  1. Просмотр мультфильма «Приключения Буратино» и беседа после просмотра
  2. Рассматривание иллюстраций книги А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
  3. Знакомство с условными обозначениями и алгоритмом Синквейна
  4. Совместное составление «Синквейна» на разные темы
  5. Дидактическая игра «Отгадай синквейн – загадку» (Анализ неполного «Синквейна» для определения отсутствующей первой строки (темы))
  6. Составление «Синквейна» детьми с родителями на предложенную тему.
  7. Знакомство с планом-схемой описательного рассказа
  8. Составление описательных рассказов по плану-схеме
  9. Словесные и дидактические игры:

- на согласование существительных с числительными: «Веселый счет», «День рождения», «Расскажи рецепт»

- на образование притяжательных прилагательных от существительных: «Чей хвост? Уши?», «У кого что?»

- на согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

Дидактическая игра «Вопрос - ответ»

Дидактическая игра «Сдуем снежинки»

Дидактическая игра «Кто приходил и что подарил?»

Дидактическая игра «Отгадайте подарки Папы Карло»

Игра «Синквейн»

Игра малой подвижности «Буратино»

Коммуникативная

Отгадывание сказочного персонажа

Беседа «Как мог добраться к нам сказочный герой»

Дидактическая игра «Вопрос - ответ»

Дидактическая игра «Кто приходил и что подарил?»

Дидактическая игра «Отгадайте подарки Папы Карло»

Составление «Синквейнов»

Составление описательных рассказов про Буратино по плану-схеме        

Двигательная

Физминутка «Буратино»;

Восприятие художественной литературы

Загадывание загадки

Продуктивная

Составление «Синквейнов»

Составление описательных рассказов про Буратино по плану-схеме

Познавательная

Просмотр мультимедийной презентации

Ход:

Воспитатель и дети заходят в группу

Воспитатель: Давайте встанем с вами в круг

Столько радости вокруг.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Ребята, у нас сегодня необычный гость. Это герой из одной сказки. Значит наш гость какой?

Дети: Сказочный.

Воспитатель: Правильно. А как он мог к нам добраться?

Дети: Приехать на машине, прибежать, прилететь на самолете, приехать на поезде, прилететь на вертолете, прилететь на ковре-самолете, появиться с помощью волшебной палочки и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Этот сказочный герой сидит в этой коробке. А теперь послушайте его загадку и отгадайте: кто это?

Звучит голос: 

Я мальчишка-шалунишка.

На земле и под водой

Ищу ключик золотой.

Всюду нос сую свой длинный.

Я веселый…

Дети: Буратино

Воспитатель: Правильно, это Буратино. Но чтобы  нам открыть коробку, нужно сдуть с нее все снежинки. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Сложите губы трубочкой и сделайте 3 глубоких выдоха.

Дети выполняют.

Воспитатель: Молодцы, все снежинки сдули. Ну что, открываем коробку (открывает и достает из коробки). А вот и Буратино. Поздоровайтесь с ним.

Воспитатель: Буратино принес вам картинки-загадки, которые нарисовала Мальвина (показывает поднос). Возьмите по одной картинке. На них нарисованы части тела животных. Давайте поиграем в игру «Вопрос – ответ». В парах вы должны спросить друг  друга  по картинке «Чей хвост?» или «Чьи уши?» и т.д., и правильно друг другу ответить.

Дети: Маша, у тебя чей хвост? – У меня заячий хвост.

Данил, у тебя чья голова? – У меня беличья голова

И т. д.

Воспитатель: Ребята, у Буратино недавно был День рождения. К нему приходили гости. Вы хотите узнать, кто к нему приходил и что ему подарил?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда давайте подойдем к доске.

Дети и воспитатель подходят  к доске.

Воспитатель: Я буду показывать вам картинки, а вы рассказывать: кто приходил к Буратино, сколько и каких подарков ему подарил.

Воспитатель показывает картинки с изображением сказочного персонажа, цифры и предмета. Дети полным ответом отвечают (индивидуальные ответы детей):

Приходила Мальвина и подарила одну зеленую книжку.

Приходил Артемон и подарил  четыре желтых флажка.

Приходил Сверчок и подарил пять воздушных красных шариков.

Приходил Пьеро и подарил две  оранжевые дудочки.

Приходила Черепаха и подарила шесть синих карандашей.

Приходил Арлекин и подарил три желтых колокольчика.

Воспитатель: Вот сколько подарков подарили друзья Буратино. Ребята, а вы хотите узнать, что подарил Папа Карло на день рождения своему сыну?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стулья.

Воспитатель и дети проходят и садятся на стулья у мольберта. На мольберте игра «Синквейн»: в 1 ряду – карточка-символ для слова-предмета; во 2 ряду – 3 карточки-символы для слов—признаков. В 3 ряду – 3 карточки-символы для слов-действий. В 4 ряду – карточки-символы для предложения, выражающего личное отношение к предмету; в 5 ряду – 1 карточка-символ для слова-предмета (обобщающее слово).

Воспитатель: Ребята, все подарки Папы Карло перед вами. А теперь попробуйте их назвать с помощью подсказок. Первый подарок находится на голове у Буратино?

Дети: Это колпачок.  

Воспитатель: Правильно. Второй подарок красного цвета.

Дети: Это курточка.

Воспитатель: Правильно. А третий подарок коричневого цвета.  

Дети: Это башмачки.

Воспитатель: Правильно назвали все подарки. А давайте поиграем в игру «Синквейн» и расскажем Буратино о подарках Папы Карло.

Дети составляют синквейны о каждом из трех предметов (с небольшой помощью воспитателя):

1. 1) Колпачок

2) Полосатый, красно-белый, красивый

3) Надевают, снимают, стирают (гладят, …)

4) Мне нравится колпачок…

5) Головной убор

2. 1) Курточка

2) Красная, мягкая, гладкая (…)

3) Надевают, …

4) Мне нравится…

5) Одежда

3. 1) Башмачки

2) Коричневые, кожаные, гладкие

3) Надевают, чистят, моют (…)

4) Мне нравится …

5) Обувь

Воспитатель: Молодцы, ребята! Буратино очень понравилась игра «Синквейн». Он обязательно поиграет в нее со своими друзьями. А теперь давайте научим Буратино играть в другую веселую игру:

Физминутка (проводится 2 раза)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.

И пошел, пошел, пошел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, Буратино получил много подарков на свой День Рождения. Давайте тоже подарим ему подарок. Что можно ему подарить?

Ответы детей

Воспитатель: Хорошие подарки вы придумали для Буратино. А давайте ему подарим необычный подарок – красивый рассказ про него самого.  В этом рассказе нужно рассказать (показывает план): какой он, какие у него части тела, какая одежда, что он умеет делать. А в конце сказать Буратино свои пожелания.

Индивидуальный рассказ ребенка

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ Златы? Почему?

Воспитатель от лица Буратино оценивает рассказ ребенка и предлагает еще составить 1 рассказ про Буратино.

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ Данила? Почему?

Воспитатель от лица Буратино оценивает рассказ ребенка

Воспитатель: Ребята, Буратино очень было интересно с вами. А вам было интересно?

Какие задания вам показались трудными? А какие задания были для вас легкими?

Ответы детей.

Воспитатель: (показывает поднос): Ребята, на подносе лежат картинки с золотым ключиком. Если сегодня вы справились со всеми заданиями, то возьмите картинку с большим золотым ключиком. А если у вас что-то сегодня не получилось, то возьмите маленький ключик.

Воспитатель опрашивает 3 - 4 детей:

- Какой ты выбрал ключик?

- Почему?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Мне очень понравилось, как вы отвечали, рассказывали. Посмотрите, Буратино приготовил и для вас  подарки. Вот такие раскраски, на которых нарисован Буратино и его друзья.  Давайте поблагодарим его. Наша встреча с ним заканчивается. Ему пора спешить к своим друзьям. Давайте проводим его в раздевалку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Развитие речи» в старшей группе Название: «До чего дошёл прогресс».

Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие речи»в старшей группеНазвание: «До чего дошёл прогресс»....

Технологическая карта по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Семья»

Цель: формирование  патриотических чувств на основе знаний детей о семье.Задачи:- систематизировать представления детей о семье, о родственных связях;- активизировать словарь по теме, обогащать р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие», раздел «Развитие речи» на тему «Сорока-белобока в гости прилетела» для детей младшей группы (3–4 года)

Цель:Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, с их трудностями в зимний период.Формировать познавательную активность.Развивать наблюдательность, умение...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Цель: формировать у детей умение анализировать текст -  былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...